Воробьева
Надежда
Владимировна
Подписано цифровой
подписью: Воробьева
Надежда Владимировна
Дата: 2025.09.20 08:47:31
+05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕР
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
МОУО- Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ д. Ленино
ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП ООО
утв. приказом директора
МКОУ ООШ д. Ленино
от 25.06.2025 г. №161
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
для детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
для обучающихся 7 – 9 классов
д. Ленино, 2025 г.
1
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа
по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», приизучении которого
учащиеся в V и VI классах, получат элементарнуюестественно-научную подготовку.
Преемственные связи между даннымипредметами
обеспечивают
целостность
биологического курса,
а
его
содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в
соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными
ценностями.
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового
воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у
обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся
важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека
и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять
природу для себя и последующих поколений.
Курс «Биология » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные»,
«Человек и его здоровье».
Распределение времени на изучение тем учитель планирует самостоятельно, исходя из
местных (региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
учащихся: развивать память инаблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом «Неживая природа» учащиеся знакомятся на уроках природоведения в V и
VI классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые
и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических
свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых
явлениях неживой природы.
Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела
«Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам,
а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для
понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как
«Фитодизайн»,
«Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных,
играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот
раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности
(«Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, санитарно-гигиенические
требования к их содержанию и др.).
В разделе «Человек» (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо.
Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный
анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов
(питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это
позволитобучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в
программу включены темы, связанные с сохранением здоровьячеловека. Обучающиеся
знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной
помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление,
2
наложить повязку и т. п.)следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
— формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма человекаи его здоровье;
— показать практическое применение биологических знаний: учить приемам
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, вырабатывать умения ухода за своиморганизмом, использовать полученные
знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
— формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому
воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
— развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям,
понимать причинно-следственные зависимости,расширять лексический запас, развивать
связную речь и другие психические
1.1 Личностные результаты
1.2 Метапредметные результаты освоения программы
1.2.1 Регулятивные универсальные учебные действия
1.2.2 Познавательные универсальные учебные действия
1.2.3 Коммуникативные универсальные учебные действия
3
2.
Содержание программы
7 класс
Введение. Значение растений и их охрана Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью):
цветок, стебель, лист, корень.
Цветение и плодоношение растений. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о
соцветиях (зонтик, колос, корзинка) Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов
и семян Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семена растений. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян.
Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила
заделки семян в почву.
определение всхожести семян.
Практическая работа:
Демонстрация опытов:
условия, необходимые для прорастания семян;
передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и
мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения.
Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок) Жилкование. Листья простые и
сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа
органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение
этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов:
испарение воды листьями;
дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка
воды и минеральных веществ от корня другим органам растения и органических веществ от
листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Демонстрация опыта:
передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма
со средой обитания)
Лабораторные работы
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Строение семени фасоли.
Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы:
форма, окраска, величина.
Экскурсии:
в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с растением плодов и семян (в начале
сентября).
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.
Съедобные и ядовитые,
их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и
образование торфа.
4
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.
Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном
хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии:
в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (на пример — пшеница) и
двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система,
жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая
система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в
народном хо- зяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист,
луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка.
Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия,
тюльпан).
Практические работы: перевалка и пересадка комнатных растений.
Лабораторная работа Строение луковицы.
Двудольные растения - Пасленовые.
Картофель, томат-помидор(баклажан, перец —для
южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа
Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы, клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос
- для южных районов).
Биологические
особенности растений
сада. Особенности размножения яблони,
малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения.
Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего
строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование
человеком.
Практические работы:
в саду, на школьном учебно-опытном участке;
вскапывание приствольных кругов;
рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
8 класс
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к
условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и
домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных: отсутствие позвоночника
(внутреннего скелета).
5
Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя. Образ жизни, питание, дыхание,
способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.Черви-паразиты (глисты).
Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые. Бабочка – капустница (и её гусеница), яблонная плодожорка, майский жук,
комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.
Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос
болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые.
Внешнее строение образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная
семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда
от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация
Живые насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным
растениям.
Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия
в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животныеОбщие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника
(внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп).
Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание кровообращение,
нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство.
Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация
живая рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания,
образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание,
кровообращение, нервная система, органы чувств. размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба.
Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация
влажного препарата лягушки.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение ползание по суше).
Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению и
образу жизни.
Демонстрация
влажные препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего
строения. Размножение развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка;
стриж). Птицы
леса: большой
пестрый
дятел, большая
синица. Хищные
(сова, орел); Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси), Птицы, обитающие возле
жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы
6
птиц, Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы, Строение яйца курицы,
выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах.
Птицеводство.
Демонстрация
скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность
к
условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров, рождение живых
детенышей и вскармливание их молоком,
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания,
кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные
особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение
грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных,
черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и
размножение зайце и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний
вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия
между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение
хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака.
Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и
значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах,
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик Общие признаки ластоногих.
Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских
зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и
дельфина. Питание и передвижение Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих
животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных
животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая
свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана.
Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные
сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их
оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец; зимнее на
фермах и летнее на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование
овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям
жизни. Особенности питания верблюда Значение верблюда в хозяйстве человека.
7
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным
условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Вешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.
Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм
свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы
и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп
животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и
исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за
домашними.
Практические работы на животноводческих фермах. Экскурсии.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской
аквариум для наблюдений за поведением
животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы:
участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
8 класс
Введение. Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в
живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных
(на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека.Общее знакомство с организмом человека. Краткие
сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы
чувств).
Демонстрация
торс человека.
Опора тела и движение. Значение опорно - двигательной системы. Состав и строение костей.
Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при
ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений
для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника
и развития плоскостопия.
Демонстрация
скелет человека, позвонки. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки
на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения Состав крови (клетки красные,
белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги
кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс.
Предупреждение сердечно – сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
8
Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную
систему — на весь организм).
Демонстрация
муляж сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение крови.
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений
(приседания, прыжки, бег).
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат.
Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания.
Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для
дыхания.
Демонстрация
опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые
продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике.
Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
Действие слюны на крахмал.
Действие желудочного сока на белки.
Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их
расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота)
и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к
одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и
обморожении.
Нервная система. Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.
Сон и его значение.
Органы чувств. Значение органов чувств, Строение, функции, гигиена органа зрения.
Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного
яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации. Система здравоохранения в Российской
Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация
отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере
трудоспособности.
3. Тематическое планирование
7 класс (68 часов)
№ урока
1
2
3,4
Тема урока
Количество Возможность
часов
использования
ЭОР
Введение. Разнообразие растений
Значение и охрана растений
1
1
Общее знакомство с цветковыми растениями.
2
9
ЯКласс
Skysmart
5
6,7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Строение растения: лист, стебель, корень,
цветок.
Цветение и плодоношение растений.
Строение цветка
Виды соцветий (зонтик, колос, корзина, кисть)
Опыление цветков
Плоды. Образование
плодов и семян.
Плоды сухие и сочные.
Распространение плодов и семян.
Семена растений. Внешний вид и строение
семени
фасоли
Строение семени пшеницы
Условия, необходимые для прорастания семян
Определение всхожести семян
Обобщающий урок по теме: «Семена растений»
Корни и корневые системы. Виды корней
Корневые системы. Значение корня
Видоизменения корней (корнеплод и корень и
клубень)
Лист. Внешнее строение листа. Простые и
Сложные листья.
Расположение листьев на стебле. Жилкование
листьев.
Значение листьев в жизни растений – образование
питательных веществ на свету.
Испарение воды
Дыхание и питание растений
Листопад и его значение для растений.
Стебель. Строение стебля.
Значение стебля в жизни растений.
Разнообразие стеблей.
Растение – целостный организм. Взаимосвязь
частей растения
Связь растения со средой обитания
Многообразие
растительного
мира.
Деление растений на группы
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем
травянистом растении
Папоротники –многолетние нецветковые
растения.
Голосеменные.
Хвойные растения. Сосна и ель – хвойные
деревья.
Покрытосеменные, цветковые растения.
Деление цветковых на классы
Однодольные растения. Злаковые. Общие
признаки злаковых
Хлебные злаковые культуры. Пшеница, рожь,
ячмень, овёс, кукуруза. Общая характеристика
10
1
2
1
1
1
1
1
1
РЭШ
ЯКласс
Skysmart
РЭШ
1
1
1
1
1
ЯКласс
1
Skysmart
1
Skysmart
Skysmart
РЭШ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ЯКласс
РЭШ
ЯКласс
1
1
РЭШ
1
Skysmart
1
1
ЯКласс
1
1
1
Skysmart
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57,58
59,60
61,62
63
64
65,66
Выращивание зерновых. Использование
злаков в народном хозяйстве
Лилейные. Общие признаки лилейных.
1
1
РЭШ
Цветочно – декоративные лилейные
открытого и закрытого грунта (
лилия,
тюльпан, хлорофитум)
Лук, чеснок – многолетние овощные культуры.
Выращивание и использование человеком.
Двудольные покрытосеменные растения.
Паслёновые. Общие признаки паслёновых.
Дикорастущие паслёновые. Паслён
Овощные и технические. паслёновые.
Картофель. Выращивание картофеля
Овощные паслёновые. Томат
(помидор). Выращивание томатов.
Овощные паслёновые .Баклажан,
перец.
Цветочно-декоративные паслёновые.
Бобовые. Общие признаки бобовых.
Пищевые бобовые. Горох, фасоль, соя
Клевер, люпин –
кормовые бобовые.
Розоцветные. Общие признаки розоцветных
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.
Груша
Плодово- ягодные розоцветные.
Вишня.
Плодово-ягодные розоцветные.
Малина. Земляника
Персик и абрикос –южные плодовые
розоцветные культуры
Сложноцветные. Общие признаки
сложноцветных
Пищевые сложноцветные.
Подсолнечник
Календула и бархатцы – однолетние
цветочно- декоративные сложноцветные
Маргаритка и георгин – многолетние
цветочно- декоративные сложноцветные
Обобщение знаний по
темеСложноцветные
Комнатные растения. Уход за
комнатными растениями
Пересадка
комнатных растений
Растение – живой организм.
организм.
Обобщение материала о растениях.
Бактерии.
Грибы. Строение грибов.Съедобные и
несъедобные грибы.Ядовитые грибы.
Повторение пройденного за год
11
1
Skysmart
1
1
РЭШ
1
1
ЯКласс
1
Skysmart
1
1
1
РЭШ
1
1
1
РЭШ
1
Skysmart
1
ЯКласс
1
1
РЭШ
1
2
ЯКласс
2
1
2
1
1
РЭШ
Skysmart
ЯКласс
2
РЭШ
67,68
Резервные часы
2
12
8 класс (68 ч)
№ урока
Тема урока
1
Введение. Многообразие животного мира.
Местаобитания животных и приспособленность
их к условиям
жизни.
Значение животных и их охрана.
1
ЯКласс
1
Skysmart
Беспозвоночные животные. Общие признаки
Беспозвоночных животных
Черви. Дождевые черви. Роль дождевого червя в
почвообразовании.
Круглые черви- паразиты человека
Профилактика и борьба с
глистнымизаболеваниями.
Насекомые.
Общие признаки насекомых.
Внешнее строение и образ жизни насекомых
Бабочка капустница, яблонная, плодожорка.
Майский жук, комнатная муха.
Вред, приносимый вредными насекомыми. Меры
борьбы с ними.
Медоносная пчела, тутовый шелкопряд –
полезные в хозяйственной деятельности
Позвоночные животные. Рыбы. Общие
признаки позвоночных. Среда их обитания.
Рыбы. Общие признаки рыб
Внешнее строение и скелет рыбы.
Внутреннее строение рыбы
Развитие и размножение рыб
Речные и морские рыбы. Рыболовство и
рыбоводство. Обобщающий урок по
теме
«Рыбы»
Земноводные. Общие признаки земноводных.
Среда их обитания.
Лягушка. Внешнее строение, среда обитания
лягушки
Внутреннее строение лягушки.
Размножение и развитие лягушки.
Значение и охрана земноводных.
Пресмыкающиеся Общие
признакипресмыкающихся.
Среда обитания и внешнее строение
пресмыкающихся.
Внутреннее строение пресмыкающихся.
Размножение и развитие
пресмыкающихся.
1
2
3
4
5
6
7
10
11
12
13
14
15,16
17,18
19,20
21,22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Количество Возможность
использования
часов
ЭОР
13
1
РЭШ
1
1
ЯКласс
1
1
1
1
1
Skysmart
1
ЯКласс
РЭШ
2
2
Skysmart
2
2
1
РЭШ
1
Skysmart
Skysmart
1
1
1
1
1
1
1
ЯКласс
РЭШ
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42,43
44
45
46
4
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Уж и гадюка. Их отличия. Охрана
пресмыкающихся.
Птицы. Общие признаки птиц. Особенности
внешнего строения. Особенности
скелет птиц. Особенности внутреннего строения
Размножение и развитие птиц.
Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе
(ласточка, стриж)
Птицы леса: большой пёстрый дятел, большая
синица.
Хищные птицы(сова, орёл).
Птицы пресных водоёмов (утка – кряква, серая
цапля).
Птицы, обитающие возле жилья человека
(голуби,воробьи).
Охрана и значение птиц
Домашние гуси и утки
Развитие птицеводства. Содержание,
кормление и разведение кур, птицефермах.
Млекопитающие
или звери. Общие признаки млекопитающих.
Внешнее строение
Внутреннее строение млекопитающих(на
примере кролика)Внешнее строение
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки
грызунов.
Значение грызунов в природе и жизни
человека.
Зайцеобразные:
заяц-беляк, заяц – русак, кролик домашний.
Общие признаки зайцеобразных. различия
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей.
Разведение домашних кроликов.
Дикие пушные хищные звери.
Образ жизни, значение пушных зверей.
Домашние хищные звери (кошки, собаки)
Ластоногие морские животные: тюлень, морж,
морской котик. Общие признаки ластоногих.
Китообразные:
кит, дельфин. Общие признаки, внешнее
строение.
Парнокопытные животные
Непарнокопытные животные: лошади, ослы,
зебры.
Приматы
Сельскохозяйственные млекопитающие
Корова. Внешнее строение. Породы коров.
Содержание коров на фермах. Выращивание
телят.
14
1
1
ЯКласс
2
1
РЭШ
1
1
Skysmart
1
ЯКласс
1
1
1
Skysmart
2
1
РЭШ
1
Skysmart
1
1
1
1
1
1
1
1
РЭШ
ЯКласс
Skysmart
РЭШ
1
1
1
РЭШ
1
1
1
Skysmart
ЯКласс
1
РЭШ
61
62
63
64
65
66
67,68
Овцы. Породы овец. Содержание овец и
выращивание ягнят
Верблюды. Особенности внешнего строения.
Значение
Северный олень. Особенности внешнего
строения Значение в хозяйстве человека.
Свиньи. Внешнее строение. Породы свиней.
Домашние лошади. Внешнее строение
лошади.Породы лошадей.
Содержание лошадей и выращивание
жеребят
Обобщающее занятие по теме
«Млекопитающие»
Повторение
1
1
ЯКласс
1
1
1
РЭШ
ЯКласс
1
2
9 класс (68 ч)
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
10
11
12
13
14
15,16
17,18
19,20
21,22
23
24
Тема урока
Количество
часов
Возможность
использования
ЭОР
Введение. Науки, изучающие организм человека
Место человека среди млекопитающих в
живойприроде. Сходства и различия в
строении тела человека и животного.
Общий обзор организма человека
Клетка.Строение клеток и тканей
организма
1
1
ЯКласс
Skysmart
Многообразие форм клеток.
Органы и системы органов человека
Опорно – двигательная система.
Скелетчеловека. Его значение. Основные
части скелета
Строение и состав костей.
Состав костей.
Череп- скелет головы
Скелет туловища.
Скелет верхних конечностей.
Скелет нижних конечностей
Первая помощь при растяжении связок, вывихов
суставов, переломах костей.
Строение и значение мышц.
Основные группы мышц.
Работа мышц. Физическое утомление
Значение опорно- двигательной системы.
Рольфизических упражнений в её
формировании. Обобщающий урок по теме
:«Опорно- двигательная система»
Состав крови. Значение крови и кровообращения
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
РЭШ
ЯКласс
Skysmart
РЭШ
ЯКласс
1
2
2
1
Skysmart
РЭШ
1
Skysmart
Skysmart
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42,43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Органы кровообращения: сосуды.
Сердце и его работа
Малый и большой круг кровообращения.
Сердечно- сосудистые заболевания и их
предупреждение
Обобщение знаний по теме «СердечноСосудистая система»
Дыхательная система. Дыхание. Значение
дыхания. Органы дыхания, их строение
ифункции.
Газообмен в лёгких и тканях.
Гигиена дыхания.
Болезни органов дыхания и их предупреждение
1
1
1
1
Влияние курения на органы
дыхания
Обобщающий урок по теме: «Дыхательная
система».
Пищеварительная система. Значение
питания. Пищевые продукты
Питательные вещества
Витамины
Органы пищеварения.
Ротовая полость. Зубы
Изменение пищи в желудке
Изменение пищи в кишечнике.
Печень
Гигиена питания.
2
1
РЭШ
Нормы питания.
Уход за зубами и ротовой полостью
Предупреждение желудочно – кишечных
заболеваний.
Предупреждение инфекционных и глистных
заболеваний
Пищевые отравления.
Обобщающий урок по теме: Пищеварение
заболеваний.
Мочевыделительная система. Почки –
органы выделения Предупреждение
почечныхзаболеваний..
Кожа. Кожа и её роль в жизни человека
Уход за кожей. Волосы и ногти. Уход за
волосами и ногтями
Нервная система. Головной и спинной мозг.
Значение нервной системы
Режим дня. Гигиена труда. Сон и его значение
Вредное влияние курения и употребления
спиртных напитков на нервную систему.
Органы чувств. Орган зрения. Строение органа
зрения. Значение органа зрения.
Гигиена зрения
1
1
1
Skysmart
16
ЯКласс
1
1
РЭШ
1
1
1
ЯКласс
1
РЭШ
1
Skysmart
1
1
1
1
1
1
ЯКласс
Skysmart
РЭШ
1
1
1
1
1
ЯКласс
Skysmart
1
1
РЭШ
1
1
1
РЭШ
Skysmart
1
ЯКласс
1
60
61
62
63,64
65,66
67,68
Орган слуха. Строение и значение органа
слуха. Гигиена слуха
Орган обоняния.
Орган вкуса.
Обобщение знаний по теме «Нервная
система»
Охрана здоровья в Российской
Федерации. Система учреждений
здравоохранения
Повторение
17
1
РЭШ
1
1
2
ЯКласс
2
ЯКласс
2