Воробьев Подписано
цифровой
а Надежда подписью:
Воробьева Надежда
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Владимир Владимировна
Дата: 2025.09.22
основная общеобразовательная школа д. Ленино
10:04:28 +05'00'
овна
«Рассмотрено»
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «29» августа 2025г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______Красновой Е.В.
от «29» августа 2025г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ ООШ д. Ленино
_____________Воробьева Н. В.
Приказ № 177
от «29» августа 2025г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5Б КЛАССА,
РЕАЛИЗУЮЩАЯ АООП (ВАРИАНТ 2)
ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
2025- 2026 учебный год
д. Ленино 2025 г.
Пояснительная записка по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Общая характеристика предмета
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни
человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют
и ограничивают его полноценное общение с окружающими.У обучающихся,
имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами,
отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и
использования
форм
общения,
включая
коммуникативную
речь
и
целенаправленность
речевой
деятельности.
Обучение
социальному
взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных
для обучающихся пределах.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в
процессе социального взаимодействия.
Задачи:
-расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для ребенка пределах;
-формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
-овладение умением общаться, пользуясь средствами альтернативной
коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями;
-развитие умений понимать обращенную речь;
-формирование первоначальных навыков чтения и письма.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация»относится к
предметной области «Язык и речевая практика».
Сроки изучения учебного предмета – 10/13учебныхлет.
Сроки реализации данной программы – один год.
Количество учебных недель – 34.
Количество часов на изучение предмета в неделю –3, в год –102 часа.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной
и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Содержание
Виды деятельности
I. Коммуникация – 12часов.
Коммуникация с использованием вербальных
средств.
Установление контакта с собеседником:
установление
зрительного
контакта
с
собеседником, учет эмоционального состояния
собеседника. Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом,
Получают информацию и выполняют задания в
ходе просмотра слайдов презентации по темам
уроков.
Рассматривают и работают с иллюстрациями и
объёмными предметами по темам уроков.
Работают
с
карточками,
графическими
символами, фотографиями, таблицами.
Оформляют выполнение письменных заданий в
предложением). Привлечение к себе внимания
звуком (словом, предложением). Выражение
своих
желаний
звуком
(словом,
предложением). Обращение с просьбой о
помощи, выражая её звуком (словом,
предложением).
Выражение
согласия
(несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом,
предложением). Ответы на вопросы словом
(предложением).
Задавание
вопросов
предложением. Поддержание диалога на
заданную тему: поддержание зрительного
контакта
с
собеседником,
соблюдение
дистанции
(очередности)
в
разговоре.
Прощание с собеседником звуком (словом,
предложением).
Коммуникация
с
использованием
невербальных средств.
Указание взглядом на объект при
выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), приветствие
(прощание)
с
использованием
мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы.
Привлечение внимания звучащим предметом:
выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности, обращение за помощью, ответы
на
вопросы,
предполагающие
согласие
(несогласие). Выражение своих желаний,
благодарности, обращение за помощью,
приветствие (прощание), ответы на вопросы с
предъявлением
предметного
символа.
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание
вопросов
с
использованием:
графического
изображения
(фотография,
цветная картинка, черно-белая картинка,
пиктограмма). карточек с напечатанными
словами, таблиц букв, компьютера.
II.Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации – 67 часов.
Импрессивная и экспрессивная речь.
Понимание, называние (употребление)
простых по звуковому составу слов (мама,
папа,
дядя).
Называние
(употребление)
отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов.
Реагирование,
называние
(употребление) на собственное имя. Узнавание
(различение), называние (употребление) имён
форме раскрашивания, работы с трафаретами,
шаблонами, предметными и сюжетными
картинками, подписывание.
Коммуникация с использованием вербальных
средств.
Выполняют
упражнения:
установление
контакта с собеседником; обращение с
просьбой о помощи; выражение согласия
(несогласия) звуком.
Участвуют в дидактических играх: «Имя»,
«Обрати внимание», «Спасибо – пожалуйста»,
«Здравствуйте – до свидания», «Вопрос –
ответ».
Участвуют в диалогах на заданные темы
Коммуникация с использованием невербальных
средств.
Выполняют упражнения:
указание взглядом на объект при выражении
своих желаний;
выражение мимикой согласия (несогласия);
выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия);
привлечение внимания звучащим предметом;
выражение удовольствия (неудовольствия);
выражение своих желаний, благодарности,
обращение за помощью; выражение согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, ответы на
вопросы с использованием: карточек с
напечатанными
словами,
графического
изображения (фотография, цветная картинка,
черно-белая картинка, пиктограмма). карточек
с напечатанными словами, таблиц букв,
компьютера.
Участвуют
в
дидактических
играх:
«Приветствие - прощание», «Обратись за
помощью», «Спасибо – пожалуйста», «Хорошо
– плохо», «Вопрос – ответ».
Участвуют в диалогах на заданные темы.
Выполняют составление рассказа о себе,
прошедших событиях.
Получают информацию и выполняют задания в
ходе просмотра слайдов презентации по темам
уроков.
Рассматривают и работают с иллюстрациями и
объёмными предметами по темам уроков.
Работают
с
карточками,
графическими
символами, фотографиями, таблицами.
Оформляют выполнение письменных заданий в
форме раскрашивания, работы с трафаретами,
шаблонами, предметными и сюжетными
членов
семьи,
обучающихся
класса,
педагогических
работников.
Понимание,
называние (употребление) слов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы,
школьные
принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Понимание,
называние (употребление)
обобщающих
понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы,
школьные
принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Понимание,
называние (употребление) слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять).
Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма). Понимание, называние
(употребление) слов, обозначающих признак
действия, состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Понимание, называние (употребление) слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он,
мой,
твой).
Понимание,
называние
(употребление) слов, обозначающих число,
количество
предметов
(пять,
второй).
Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих
взаимосвязь
слов
в
предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание,
называние
(употребление)
простых
предложений.
Понимание,
называние
(употребление)
сложных
предложений.
Понимание,
называние
(употребление)
содержания текста.
Ответы на вопросы по содержанию
текста.
Составление
рассказа
по
последовательно
продемонстрированным
действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составление рассказа по
серии сюжетных картинок. Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях.
Составление рассказа о себе. Пересказ текста
по плану, представленному графическими
изображениями
(фотографии,
рисунки,
пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств
невербальной коммуникации.
Сообщение
собственного
имени
посредством
напечатанного
слова
(электронного устройства). Сообщение имён
членов
семьи
(обучающихся
класса,
педагогических
работников
класса)
посредством
напечатанного
слова
(электронного устройства). Использование
картинками, подписывание.
Импрессивная и экспрессивная речь.
Выполняют
упражнения:
артикуляция
отдельных звуков, звуковых комплексов;
простые по звуковому составу слова; слова,
обозначающие предмет; слова, обозначающие
действия предмета; слова, обозначающие
признак предмета; слова, обозначающие
признак действия, состояние предмета; слова,
обозначающие число, количество предметов;
слова, обозначающие взаимосвязь слов в
предложении; простые предложений; сложные
предложения.
Участвуют
в
дидактических
играх:«Собственное имя», «Имёна членов
семьи»,
«Класс»,«Посуда»,
«Мебель»,
«Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Животные»,
«Овощи», «Фрукты», «Бытовые приборы»,
«Школьные принадлежности», «Продукты»,
«Транспорт», «Птицы», «Кто, что делает?»,
«Какой, какая, какое?», «Громко – тихо»,
«Быстро -медленно», «Хорошо – плохо»,
«Весело – грустно», «Я, он, мой, твой»,
«Предлоги».
Участвуют в сюжетно – ролевых играх:
«Одноклассники»,
«Школа»,
«Семья»,
«Магазин», «Дом».
Записывают в тетрадь: имена членов семьи,
собственное имя, слова – предметы, слова –
действия, слова- признаки, предлоги, простые
предложения.
Составляют
простые
и
сложные
предложения с помощью картинок. Понимают
содержание текста. Отвечают на вопросы по
содержанию текста.
Составляют
рассказы:
по
последовательно
продемонстрированным
действиям; по одной сюжетной картинке; по
серии сюжетных картинок; о прошедших,
планируемых событиях; о себе. Пересказывают
текст
по
плану,
представленному
графическими изображениями (фотографии,
рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств
невербальной коммуникации.
Выполняют упражнения с использованием
электронного устройства: собственное имя;
имёна членов семьи(обучающихся класса,
педагогических работников класса); слова,
обозначающие предмет; слова, обозначающие
действия предмета; слова, обозначающие
признак предмета; слова, обозначающие
признак действия, состояние предмета; слова,
обозначающие число, количество предметов;
графического
изображения
(электронного
устройства) для обозначения предметов и
объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы,
школьные
принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Использование
графического
изображения
(электронного
устройства)
для
обозначения
действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять). Использование
графического
изображения
(электронного
устройства)
для
обозначения
признака
предмета (цвет, величина, форма).
Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно). Использование напечатанного слова
(электронного устройства,) для обозначения
слова, указывающего на предмет, его признак
(я, он, мой, твой). Использование электронного
устройства для обозначения числа и количества
предметов (пять, второй). Составление простых
предложений с использованием графического
изображения
(электронного
устройства).
Ответы на вопросы по содержанию текста с
использованием графического изображения
(электронного
устройства).
Составление
рассказа
по
последовательно
продемонстрированным
действиям
с
использованием графического изображения
(электронного
устройства).
Составление
рассказа по одной сюжетной картинке с
использованием графического изображения
(электронного
устройства).
Составление
рассказа по серии сюжетных картинок с
использованием графического изображения
(электронного
устройства).
Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях
с использованием графического изображения
(электронного
устройства).
Составление
рассказа о себе с использованием графического
изображения (электронного устройства).
III. Чтение и письмо – 23 часа.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных
слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек
с напечатанными словами как средства
коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и
письму.
Узнавание (различение) образов графем
(букв).
Графические
действия
с
слова, обозначающие взаимосвязь слов в
предложении; простые предложений; сложные
предложения.
Участвуют
в
дидактических
играх
с
использованием графического изображения
(электронного устройства): «Собственное имя»,
«Имёна членов семьи», «Класс»,«Посуда»,
«Мебель», «Игрушки», «Одежда», «Обувь»,
«Животные», «Овощи», «Фрукты», «Бытовые
приборы»,
«Школьные
принадлежности»,
«Продукты», «Транспорт», «Птицы», «Кто, что
делает?», «Какой, какая, какое?», «Громко –
тихо», «Быстро -медленно», «Хорошо – плохо»,
«Весело – грустно», «Я, он, мой, твой»,
«Предлоги».
Участвуют в сюжетно – ролевых играх:
«Одноклассники», «Школа», «Семья»,
«Магазин», «Дом».
Составляют
простые
и
сложные
предложения с использованием графического
изображения
(электронного
устройства).
Понимают содержание текста. Отвечают на
вопросы
по
содержанию
текста
с
использованием графического изображения
(электронного устройства).
Составляют
рассказы:
по
последовательно
продемонстрированным
действиям; по одной сюжетной картинке; по
серии сюжетных картинок; о прошедших,
планируемых событиях; о себе. Пересказывают
текст
по
плану,
представленному
графическими изображениями (фотографии,
рисунки,
пиктограммы)с
использованием
графического
изображения
(электронного
устройства).
Получают информацию и выполняют задания в
ходе просмотра слайдов презентации по темам
уроков.
Рассматривают и работают с иллюстрациями и
объёмными предметами по темам уроков.
Работают
с
карточками,
графическими
символами, таблицами букв, слогов, слов.
Оформляют выполнение письменных заданий.
Чтение.
Выполняют
упражнения:
узнавание
(различение)
образов
графем
(букв);
использованием элементов графем: обводка,
штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге
(слове). Называние буквы. Чтение слога
(слова). Написание буквы (слога, слова,
предложения).
узнавание(различение) напечатанных слов,
обозначающих
имена
людей,
названия
предметов, действий;
Используют карточки с напечатанными
буквамидля составления слогов и слов.
Используют карточки с напечатанными
слогамидля составления слов.
Используют карточки с напечатанными
словами для составления предложений,
рассказов, подписывания картинок.
Выполняют чтение слогов, слов, предложений,
текстов.
Письмо.
Выполняют письменные упражнения: «Буква в
слове (слоге)», «Слоги», «Слова и слоги»,
«Слова и предложения», «Слоги в тексте».
Выполняют
графические
действия
с
использованием элементов графем: обводка,
штриховка, печатание букв (слов).
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Количество часов в неделю 3 часа, в год 102 часа.
В неделю
Всего
№
п/п
I.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
I четверть
3
24
II четверть
3
24
III четверть
3
31
Название разделов, темы уроков
I четверть – 24часов
Коммуникация
Игра «Школа»
Игра «Приветствие, прощание»
Упражнения «В гости к Мише».
Игра «Задать вопрос – получить ответ».
Упражнение «Я –Мы, Он – Она».
Игра «Внимательный гном».
Игра «Вежливые слова».
Игра «Разговор с другом».
Игра «Обратись за помощью».
Игра «Дружные одноклассники».
Игра «Хорошо – плохо».
Игра «Эмоции».
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
Имя, отчество, фамилия.
Семья.
IV четверть
3
23
Кол-во
часов
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
67
1
1
Дата
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
Я и моя семья.
Класс, одноклассники.
Мои друзья.
Школа.
Моя семья.
Дом. Мебель.
Квартира.
Комнаты.
Спальная комната.
Двор.
II четверть –24 часов
Помещение кухни.
Посуда. Столовые посуда.
Кухонная посуда.
Чайная посуда.
Бытовые приборы.
Кухонные электроприборы.
Электроприборы.
Виды продуктов.
Игрушки.
Виды одежды.
Головные уборы.
Сезонная одежда.
Обувь.
Сезонная обувь.
Пассажирский транспорт.
Наземный транспорт.
Вокзал.
Овощи и фрукты.
Дикие животные.
Лесные животные.
Животные жарких стран.
Морские животные.
Домашние животные.
Животные живого уголка.
III четверть – 31 час
Детеныши диких животных.
Детеныши домашних животных.
Птицы.
Домашние птицы.
Осень.
Зима.
Слова – предметы.
Слова - действия.
Слова – признаки.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Признаки предмета.
Действия предмета.
Насекомые.
Рыбы.
Речные рыбы.
Морские рыбы.
Весна.
Весенние цветы.
Игра«Громко – тихо».
Игра «Быстро –медленно».
Игра «Хорошо – плохо».
Игра «Весело – грустно».
Игра «Я, он, мой, твой».
Предлоги.
Связь слов в предложении.
Лето.
Летние цветы.
Лиственные и хвойные деревья.
Школьные принадлежности.
Игра «Транспорт».
Игра «Магазин».
Игра «Семья».
IV четверть – 23 часов
III.
Чтение и письмо
80 Буквы.
81 Гласные буквы.
82 Согласные буквы.
83 Слоги.
84 Буквы – слоги.
85 Слова.
86 Буквы – слова.
87 Слоги и слова.
88 Слоговые дорожки.
89 Предложения.
90 Буквы – предложения.
91 Слова и предложения.
92 Слоги – предложения.
93 Буквы в тексте.
94 Слоги в тексте.
95 Слова в тексте.
96 Составление предложений.
97 Составление предложений по картине.
98 Составление предложений из слов.
99
Составление предложений по схеме.
100 Буква – слог – слово – предложение.
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
101 Упражнение «Вставь букву».
102 Упражнение «Слово потерялось».
1
1
Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе коммуникации (вербальной и
невербальной) и совместной деятельности в ходе урока/групповых занятий;
-формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
процессе проявления (вербальных и невербальных) средств коммуникации со
взрослыми и сверстниками;
- формирование уважительного отношения к окружающим на групповых
занятиях/уроках;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире в ходе совместного участия в деятельности на
уроках/групповых занятиях;
- освоение доступных социальных ролей развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения на уроках по развитию речи и
альтернативной коммуникации;
- формирование эстетических потребностей средствами коммуникации
(вербальные и невербальные);
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к общению, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Перемещается в новой среде без проявлений дискомфорта.
Принимает контакт, инициированный взрослым.
Устанавливает контакт с педагогом и другими взрослыми,
участвующими в организации учебного процесса.
Ориентируется в учебной среде класса.
Находит свои школьные принадлежности и место их хранения.
Находит свое (рабочего) места за столом.
Находит место, предназначенное для игровой деятельности.
Планирует учебный день.
Ориентируется в расписании дня (последовательности событий/занятий,
очередности действий).
Следует расписанию дня.
Поддерживает правильные позы.
Направляет взгляд на лицо взрослого, на выполняемое задание.
Ф
ор
ми
ро
ва
ни
е
уч
еб
но
го
по
ве
де
ни
я.
Подготовка ребенка к
нахождению и обучению в
среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию с группой
обучающихся.
Базовые результаты:
Формирован
умения
ие
выполнять
в
задания
соответствии
с
определенны
ми
характерист
иками.
Подражает простым движениям и действиям с предметами.
Выполняет простые речевые инструкции.
Выполняет движения и действия с одним или несколькими предметами
Использует по назначению учебные материалы.
Выполняет простые действия с картинками и по наглядным алгоритмам.
Выполняет соотнесения одинаковых предметов, картинок
Выполняет соотнесения предмета с соответствующим изображением.
Сидит за столом в течение определенного периода времени на групповом
занятии/уроке.
Выполняет задания в течение определенного временного промежутка на
групповых занятиях.
Принимает помощь учителя.
Выполняет задания полностью (от начала до конца).
Выполняет задания в течение периода времени, обозначенного наглядно
(при помощи таймера, будильника, песочных часов).
Выполняет задания с заданными качественными параметрами.
Переходит от одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий и т.д.
Предметные результаты:
I раздел
Коммуникация
• Умение понимать обращенную речь.
• Умение понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограмм, других
графических знаков.
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными
компьютерами).
II раздел
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
• Умение понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
• Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
• Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства.
• Умение соблюдать общепринятые правила коммуникации.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
• Умение пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями,
карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий
путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо
другим доступным способом.
• Умение общаться с помощью электронных средств коммуникации
(коммуникатор, компьютерное устройство).
III раздел
Чтение и письмо
• Умение узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена
людей, названия хорошо известных предметов и действий.
• Умение использовать карточки с напечатанными словами как средства
коммуникации.
• Овладение начальными навыками чтения и письма.
• Умение узнавать и различать образы графем (букв), слогов.
• Умение копировать с образца отдельные буквы, слоги, слова.
• Умение осмысленно читать и писать.
Учебно-методическое обеспечение
1.Список основной учебно – методической литературы:
-АООП (вариант 2) МКОУ ООШ д. Ленино
2. Дидактический материал и оборудование по предмету:
№
Название раздела
п/п
1
Коммуникация
Дидактический материал
Сюжетные и предметные картинки. Игрушки.
Иллюстрации. по темам. Графические таблицы.
Карточки с заданиями. Презентациии видеоролики
по темам раздела.
2. Развитие речи
Предметные
картинки.
Сюжетные
картинки.
средствами
Муляжи.Игрушки. Таблицы. Тетради. Карточки с
вербальной и
заданиями. Графические таблицы. Компьютер.
невербальной
Дидактические игры и упражнения.
коммуникации
Презентации и видеоролики по темам раздела.
3. Чтение и письмо
Демонстрационный материал. Раздаточный материал.
Карточки с заданиями. Прописи. Шаблоны,
трафареты. Иллюстрации. Дидактические игры и
упражнения по темам. Презентации и видеоролики
по темам раздела.
3. Интернет ресурсы:http://nsportal.ru/; .http://infourok.ru/;http://www.uchportal.ru/;
http://pedsovet.su/;http://www.proshkolu.ru/;http://www.myshared.ru/;
obrazovarium.ru;uchi.ru.
МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
учащихся 5б класс, осваивающих АООП вариант 2
за I четверть 2025- 2026 учебный год по предмету
Коммуникация
Раздел
Ф.И.обучающегося
Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала
Понимает обращенную речь.
Понимает смысл рисунков, фотографий, пиктограмм, других
графических знаков.
Пользуется средствами альтернативной коммуникации: жестами.
Пользуется средствами альтернативной коммуникации: взглядом.
Пользуется средствами альтернативной коммуникации:
коммуникативными таблицами.
Пользуется средствами альтернативной коммуникации: тетрадями.
Средний балл
Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла –выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл -выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов -действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)
С – средний(если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)
«» 20_____ г Учитель_______
МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
учащихся 5б класс, осваивающих АООП вариант 2
за IIчетверть 2025- 2026 учебный год
Развитие речи средствами вербальной и
невербальнойкоммуникации
Раздел
Ф.И.обучающегося
Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала
Понимает слова, обозначающие объекты и явления природы.
Понимает слова, обозначающие объекты рукотворного мира и деятельности человека.
Использует усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Пользуется доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
Вступает в контакт, поддерживают и завершают его, используя невербальные и вербальные средства.
Соблюдает общепринятые правила коммуникации.
Использует средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для
выражения индивидуальных потребностей. .
Использует средства альтернативной коммуникации в процессе общения: жестов, взгляда. для выражения
индивидуальных потребностей.
Использует средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
Пользуется индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими
изображениями объектов.
Общается с помощью электронных средств коммуникации.
Средний балл
Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла –выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл -выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов -действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)
С – средний(если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)
«» 20_____ г Учитель_______
МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
учащихся 5б класс, осваивающих АООП вариант 2
за III четверть 2025- 2026 учебный год
Развитие речи средствами вербальной и
невербальнойкоммуникации
Раздел
Ф.И.обучающегося
Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала
Понимает слова, обозначающие объекты и явления природы.
Понимает слова, обозначающие объекты рукотворного мира и деятельности человека.
Использует усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Пользуется доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной
речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Вступает в контакт, поддерживают и завершают его, используя невербальные и вербальные
средства.
Соблюдает общепринятые правила коммуникации.
Использует средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование
предметов для выражения индивидуальных потребностей. .
Использует средства альтернативной коммуникации в процессе общения: жестов, взгляда. для
выражения индивидуальных потребностей.
Использует средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование
шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей.
Пользуется индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с
графическими изображениями объектов.
Общается с помощью электронных средств коммуникации.
Средний балл
Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла –выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл -выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов -действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)
С – средний(если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)
«» 20_____ г Учител
МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
учащихся 5б класс, осваивающих АООП вариант 2
за IV четверть 2025-2026 учебный год по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Раздел
Ф.И.обучающегося
Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала
Чтение и
письмо.
Узнает и различает напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо
известных предметов и действий.
Использует карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
Владеет начальными навыками чтения и письма
Узнает и различает образы графем (букв), слогов.
Копирует с образца отдельные буквы, слоги, слова.
Осмысленно читает и пишет.
Средний балл
Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла –выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл -выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов -действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)
С – средний(если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)
«» 20_____ г Учитель_______