Окружающий природный мир

Подписано

Воробьев цифровой
подписью:
а Надежда Воробьева
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Владимир Надежда
Владимировна
основная общеобразовательная школа д. Ленино
Дата: 2025.09.22
овна
10:12:14 +05'00'

«Рассмотрено»
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «29» августа 2025г.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______Красновой Е.В.
от «29» августа 2025г.

«Утверждаю»
Директор МКОУ ООШ д. Ленино
_____________Воробьева Н. В.
Приказ № 177
от «29» августа 2025г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5Б КЛАССА,
РЕАЛИЗУЮЩАЯ АООП (ВАРИАНТ 2)
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

2025- 2026 учебный год

д. Ленино 2025

Пояснительная записка по предмету «Окружающий природный мир»
Общая характеристика предмета
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об
окружающем природном мире.
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
-формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
-формирование временных представлений;
-формирование представлений о растительном и животном мире.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий природный мир» относится к образовательной
области «Окружающий мир».
Сроки изучения данного предмета 10/13 лет.
Сроки реализации данной программы один год.
Количество учебных недель 34.
Количество часов на изучение предмета в неделю 2 часа, в год 68.
Содержание программы
Программа представлена следующими разделами: «Объекты неживой
природы», «Временные представления», «Растительный мир», «Животный мир».
Содержание

Виды деятельности

I. Объекты неживой природы - 16часов.
Узнавание Солнца. Знание значения
солнца в жизни человека и в природе.
Узнавание Луны. Знание значения луны в
жизни человека и в природе. Узнавание
(различение) небесных тел (планета, звезда).
Знание знаменитых космонавтов. Узнавание
изображения Земли из космоса. Узнавание
глобуса - модели Земли. Знание свойств
воздуха. Знание значения воздуха в природе и
жизни человека. Различение земли, неба.
Определение месторасположения земли и
неба.
Определение
месторасположения
объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной
поверхности. Знание значения горы (оврага,
равнины) в природе и жизни человека.
Изображение земной поверхности на карте.
Узнавание (различение) суши (водоема).
Узнавание леса. Знание значения леса в
природе и жизни человека. Различение
растений (животных) леса. Соблюдение
правил поведения в лесу. Узнавание луга.
Узнавание луговых цветов. Знание значения

Получают информацию и выполняют задания
в ходе просмотра слайдов презентации по
темам уроков. Просматривают видеоролики по
темам уроков.
Рассматривают и работают с иллюстрациями и
объёмными предметами по темам уроков.
Работают с карточками, графическими
символами, фотографиями, таблицами.
Оформляют выполнение письменных заданий
в
форме
раскрашивания,
работы
с
трафаретами, шаблонами, предметными и
сюжетными картинками, подписывание.
Выполняют упражнения на узнавание:
Солнца; Луны; небесных тел; изображения
Земли из космоса; глобуса - модели Земли;
форм земной поверхности; суши (водоема);
леса; луга; луговых цветов; некоторых
полезных ископаемых; воды; реки; водоема;
огня.
Составляют схемы: «Значения солнца в жизни
человека и в природе»; «Значения луны в
жизни человека и в природе»; «Значения
воздуха в природе и жизни человека»;
«Свойства воздуха»; «Горы ,овраги, равнины»;

луга в природе и жизни человека. Узнавание
некоторых полезных ископаемых (например,
уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание
способов их добычи и значения в жизни
человека. Узнавание воды. Знание свойств
воды. Знание значения воды в природе и
жизни человека. Узнавание реки. Знание
значения реки (ручья) в природе и жизни
человека. Соблюдение правил поведения на
реке. Узнавание водоема. Знание значения
водоемов в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на озере
(пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня
(полезные свойства, отрицательное). Знание
значения огня в жизни человека. Соблюдение
правил обращения с огнем.

II. Временные представления – 16 часов.
Узнавание (различение) частей суток
(утро, день, вечер, ночь). Представление о
сутках как о последовательности (утро, день,
вечер, ночь). Соотнесение частей суток с
видами деятельности. Определение частей
суток по расположению солнца. Узнавание
(различение) дней недели. Представление о
неделе как о последовательности 7 дней.
Различение выходных и рабочих дней.
Соотнесение дней недели с определенными
видами деятельности. Узнавание (различение)
месяцев. Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев. Соотнесение
месяцев со временами года. Узнавание
(различение)
календарей
(настенный,
настольный).
Ориентация
в
календаре
(определение года, текущего месяца, дней
недели, предстоящей даты). Узнавание
(различение) времен года (весна, лето, осень,
зима)
по
характерным
признакам.
Представление
о
годе
как
о
последовательности
сезонов.
Знание
изменений, происходящих в жизни человека в
разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни животных в разное
время года. Знание изменений, происходящих
в жизни растений в разное время года.
Узнавание (различение) явлений природы

«значения леса в природе и жизни человека»;
«Значения луга в природе и жизни человека»;
«Знание способов их добычи и значения в
жизни человека»; «Свойства воды»; «Значения
воды в природе и жизни человека»; «Значения
реки (ручья) в природе и жизни человека»;
«Значения водоемов в природе и жизни
человека»; «Свойство огня»;«Значения огня в
жизни человека».
Участвую в дидактических играх: «Солнце»,
«Глобус»; «Земля и небо»; «Объекты Земли»;
«Растения и животные леса»; «Луг»;
«Водоемы».
Участвуют сюжетно - ролевых играх:
«Знаменитые космонавты»; «Отдых у реки»;
«Поход в лес»; «Костер».
Участвуют
в
практических
работах:
различение небесных тел (планета, звезда);
различение форм земной поверхности; земная
поверхность на карте;
различение суши (водоема); различение
растений (животных) леса; различие полезных
ископаемых.
Изучают
правила: поведения в лесу;
поведения на реке; поведения на озере
(пруду); обращения с огнем.
Получают информацию и выполняют задания
в ходе просмотра слайдов презентации по
темам уроков. Просматривают видеоролики по
темам уроков.
Рассматривают и работают с иллюстрациями и
объёмными предметами по темам уроков.
Работают с карточками, графическими
символами, фотографиями, таблицами.
Оформляют выполнение письменных заданий
в
форме
раскрашивания,
работы
с
трафаретами, шаблонами, предметными и
сюжетными картинками, подписывание.
Выполняют упражнения на узнавание: частей
суток; дней недели;
месяцев; о годе;
календарей (настенный, настольный); времен
года.
Составляют схемы: «Последовательность
частей суток»; «Последовательность дней
недели»; «Последовательность года по
сезонам».
Составляют таблицы: «Соотнесение частей
суток с видами деятельности»; «Соотнесение
дней недели с определенными видами
деятельности»;
«Соотнесение месяцев со временами года».
Участвую в дидактических играх: «Части
суток», «Дни недели», «Выходные и рабочие
дни»; «Осенние месяцы», «Весенние месяцы»,
Зимние месяцы», «Летние месяцы»; «Год – 12

(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга,
туман, гром, ветер). Соотнесение явлений
природы с временем года. Рассказ о погоде
текущего дня.

III. Животный мир - 21 час.
Знание строения домашнего (дикого)
животного (голова, туловище, шерсть, лапы,
хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок,
вымя, уши). Знание основных признаков
животного. Установление связи строения тела
животного с его образом жизни. Узнавание
(различение) домашних животных (корова,
свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот,
собака). Знание питания домашних животных.
Знание способов передвижения домашних
животных.
Объединение животных в группу
«домашние животные». Знание значения
домашних животных в жизни человека. Уход
за
домашними
животными.
Узнавание
(различение) детенышей домашних животных
(теленок, поросенок, жеребенок, козленок,
ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных
(лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж,
кабан, тигр). Знание питания диких животных.
Знание
способов
передвижения
диких
животных. Объединение диких животных в
группу «дикие животные». Знание значения
диких животных в жизни человека. Узнавание
(различение) детенышей диких животных
(волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок,
бельчонок, ежонок).
Узнавание
(различение)
животных,
обитающих в природных зонах холодного
пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец,
тюлень, морж). Установление связи строения
животного с его местом обитания. Знание
питания
животных.
Знание
способов
передвижения
животных.
Узнавание
(различение)
животных,
обитающих
в
природных зонах жаркого пояса (верблюд,
лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог,
обезьяна, бегемот, крокодил).
Установление связи строения животного
с его местом обитания. Знание питания
животных. Знание способов передвижения
животных.
Знание
строения
птицы.
Установление связи строения тела птицы с ее

месяцев»; «Календарь»; «Времена года»;
«Сезонный труд людей»; «Животные в разное
время года»; «Растения в разное время года».
Участвуют
в
практических
работах:
различение частей суток; различение дней
недели; различение месяцев; различение
календарей
(настенный,
настольный);
различение времен года; различение явлений
природы.
Составляют рассказ о погоде текущего дня.
Получают информацию и выполняют задания
в ходе просмотра слайдов презентации по
темам уроков. Просматривают видеоролики по
темам уроков.
Рассматривают и работают с иллюстрациями и
объёмными предметами по темам уроков.
Работают с карточками, графическими
символами, фотографиями, таблицами.
Оформляют выполнение письменных заданий
в
форме
раскрашивания,
работы
с
трафаретами, шаблонами, предметными и
сюжетными картинками, подписывание.
Выполняют упражнения: установление связи
строения тела животного с его образом жизни;
узнавание домашних животных; узнавание
детенышей домашних животных; узнавание
диких животных; узнавание детенышей диких
животных; узнавание животных, обитающих в
природных зонах холодного пояса; узнавание
животных, обитающих в природных зонах
жаркого пояса; узнавание домашних птиц;
узнавание
зимующих
птиц;
узнавание
перелетных птиц; узнавание водоплавающих
птиц;
узнавание
морских
обитателей;
установление связи строения тела морского
обитателя с его образом жизни; узнавание
животных, живущих в квартире.
Участвую в дидактических играх: «Домашние
и дикие животные», «Домашние животные»,
«Детеныши животных», «Дикие животные»,
«Животные холодного пояса»; «Животные
жаркого
пояса»;
«Зимующие
птицы»;
«Перелетные птицы».
«Водоплавающие
птицы»;
«Морские
обитатели»;
Составляют схемы: «Строения домашнего
(дикого) животного»; «Признаки животных»;
«Строение птиц»; «Строение рыб»; «Строение
насекомых»; «Животные живого уголка».
Составляют
таблицы:
«Питание
домашних животных»; «Значение домашних
животных в жизни человека»; «Детеныш
домашних животных»; «Питание диких
животных»; «Значение диких животных в
жизни человека»; «Питание животных

образом жизни. Знание питания птиц.
Узнавание (различение) домашних птиц
(курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание
особенностей внешнего вида птиц. Знание
питания птиц. Объединение домашних птиц в
группу «домашние птицы». Знание значения
домашних птиц в жизни человека.
Узнавание
(различение)
детенышей
домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок,
индюшонок).
Узнавание
(различение)
зимующих птиц (голубь, ворона, воробей,
дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание
(различение) перелетных птиц (аист, ласточка,
дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание
питания птиц. Объединение перелетных птиц
в группу «перелетные птицы». Объединение
зимующих птиц в группу «зимующие птицы».
Знание значения птиц в жизни человека, в
природе.
Узнавание (различение) водоплавающих
птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание
значения птиц в жизни человека, в природе.
Знание строения рыбы (голова, туловище,
хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы
с ее образом жизни. Знание питания рыб.
Узнавание (различение) речных рыб (сом,
окунь, щука). Знание значения речных рыб в
жизни человека, в природе. Знание строения
насекомого. Установление связи строения тела
насекомого с его образом жизни. Знание
питания насекомых.
Узнавание
(различение)
речных
насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей,
кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание
способов передвижения насекомых. Знание
значения насекомых в жизни человека, в
природе. Узнавание (различение) морских
обитателей (кит, дельфин, морская звезда,
медуза, морской конек, осьминог, креветка).
Знание
строения
морских
обитателей.
Установление связи строения тела морского
обитателя с его образом жизни. Знание
питания морских обитателей. Знание значения
морских обитателей в жизни человека, в
природе. Узнавание (различение) животных,
живущих в квартире (кошка, собака,
декоративные птицы, аквариумные рыбки,
черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода
(питание, содержание).

холодного пояса»; «Питания животных
жаркого пояса»; «Питание птиц»; «Значение
домашних птиц в жизни человека»; «Питание
птиц»; «Значение птиц в жизни человека, в
природе»; «Значение водоплавающих птиц в
жизни человека, в природе»; «Питание рыб»;
«Питание насекомых»; «Значение речных рыб
в жизни человека, в природе»; «Значение
насекомых в жизни человека, в природе»;
«Питание морских обитателей»; «Значения
морских обитателей в жизни человека, в
природе».
Участвуют
в
практических
работах:
различение домашних животных; уход за
домашними
животными;
различение
детенышей домашних животных; различение
диких животных; различение детенышей
диких животных; различение животных,
обитающих в природных зонах холодного
пояса; различение животных, обитающих в
природных зонах жаркого пояса; различение
домашних птиц; различение зимующих птиц;
различение перелетных птиц; различение
водоплавающих птиц; различение морских
обитателей; различение животных, живущих в
квартире.

IV. Растительный мир – 15 часов.
Узнавание
(различение)
растений
(дерево, куст, трава). Узнавание (различение)
частей растений (корень, ствол, стебель, ветка,

Получают информацию и выполняют задания
в ходе просмотра слайдов презентации по
темам уроков. Просматривают видеоролики по
темам уроков.

.

лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание
значения растений в природе и жизни
человека. Узнавание (различение) деревьев
(берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива,
каштан). Знание строения дерева (ствол,
корень, ветки, листья). Узнавание (различение)
плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша,
слива). Узнавание (различение) лиственных и
хвойных деревьев. Знание значения деревьев в
природе и жизни человека. Узнавание
(различение)
кустарников
(орешник,
шиповник, крыжовник, смородина, бузина,
боярышник). Знание особенностей внешнего
строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и
садовых кустарников. Знание значения
кустарников в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко,
банан, лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви) по внешнему виду
(вкусу, запаху). Различение съедобных и
несъедобных частей фрукта. Знание значения
фруктов в жизни человека. Знание способов
переработки фруктов. Узнавание (различение)
овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа,
редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему
виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и
несъедобных частей овоща. Знание значения
овощей в жизни человека. Знание способов
переработки овощей. Узнавание (различение)
ягод
(смородина,
клубника,
малина,
крыжовник, земляника, черника, ежевика,
голубика, брусника, клюква) по внешнему
виду (вкусу, запаху). Различение лесных и
садовых ягод. Знание значения ягод в жизни
человека. Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) грибов (белый гриб,
мухомор,
подберёзовик,
лисичка,
подосиновик, опенок, поганка, вешенка,
шампиньон) по внешнему виду. Знание
строения гриба (ножка, шляпка). Различение
съедобных и несъедобных грибов. Знание
значения грибов в природе и жизни человека.
Знание
способов
переработки
грибов.
Узнавание или различение садовых цветочнодекоративных растений (астра, гладиолус,
георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион,
гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих
цветочно-декоративных растений (ромашка,
фиалка,
колокольчик,
лютик,
василек,
подснежник, ландыш); знание строения цветов
(корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение
цветения цветочно-декоративных растений со

Рассматривают и работают с иллюстрациями и
объёмными предметами по темам уроков.
Работают с карточками, графическими
символами, фотографиями, таблицами.
Оформляют выполнение письменных заданий
в
форме
раскрашивания,
работы
с
трафаретами, шаблонами, предметными и
сюжетными картинками, подписывание.
Выполняют упражнения на узнавание:
растений;
частей
растений;
деревьев;
плодовых деревьев; лиственных и хвойных
деревьев; кустарников; лесных и садовых
кустарников; фруктов по внешнему виду;
овощей по внешнему виду; ягод по внешнему
виду; грибов по внешнему виду; садовых
цветочно-декоративных
растений;
дикорастущих
цветочно-декоративных
растений;
травянистых
растений»;
культурных и дикорастущих травянистых
растений;
лекарственных
растений;
комнатных растений; зерновых культур;
растений природных зон холодного пояса;
растений природных зон жаркого пояса.
Участвую в дидактических играх:
«Растения»,
«Деревья»,
«Кустарники»,
«Фрукты», «Овощи», «Ягоды»,
«Грибы»,
«Садовые цветочно-декоративные растения»,
«Дикорастущие
цветочно-декоративные
растения», «Культурные и дикорастущие
травянистые
растения»,
«Лекарственные
растения», «Комнатные растения», «Зерновые
культуры»,
«Растения
природных
зон
холодного пояса», «Растения природных зон
жаркого пояса».
Составляют схемы: «Части растений»;
«Виды
растений»;
«Виды
деревьев»;
«Строение дерева»; «Лиственные и хвойные
деревья»; «Виды ягод»; «Строение гриба»;
«Строение комнатного растения»
Составляют таблицы: «Значения частей
растения»; Значение растений в природе и
жизни человека»;
«Значение деревьев в
природе и жизни человека»; «Значение
кустарников в природе и жизни человека»;
«Значение фруктов в жизни человека»;
«Значение
ягод
в
жизни
человека»;
«Съедобные – несъедобные»; «Значения
грибов в природе и жизни человека»;
«Значения цветочно-декоративных растений в
природе и жизни человека»; «Значение трав в
жизни человека»; «Значение лекарственных
растений в жизни человека»; «Значение
комнатных растений в жизни человека»
«Значение зерновых культур в жизни
человека»; «Особенности растений природных

временем года. Знание значения цветочнодекоративных растений в природе и жизни
человека. Узнавание травянистых растений.
Узнавание
(различение)
культурных
и
дикорастущих
травянистых
растений
(петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята,
одуванчик, подорожник, крапива). Знание
значения трав в жизни человека. Узнавание
(различение)
лекарственных
растений
(зверобой, ромашка, календула). Знание
значения лекарственных растений в жизни
человека. Узнавание (различение) комнатных
растений (герань, кактус, фиалка, фикус).
Знание
строения
растения.
Знание
особенностей
ухода
за
комнатными
растениями. Знание значения комнатных
растений в жизни человека. Узнавание
(различение) зерновых культур (пшеница,
просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль,
бобы) по внешнему виду. Знание значения
зерновых культур в жизни человека.
Узнавание (различение) растений природных
зон холодного пояса (мох, карликовая береза).
Знание особенностей растений природных зон
холодного пояса. Узнавание (различение)
растений природных зон жаркого пояса
(кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана,
бамбук). Знание особенностей растений
природных зон жаркого пояса.

зон холодного пояса»; «Особенности растений
природных зон жаркого пояса».
Участвуют в практических работах на
различение: растений; частей растений;
деревьев; плодовых деревьев; лиственных и
хвойных деревьев; кустарников; лесных и
садовых кустарников; фруктов по внешнему
виду и вкусу; съедобных и несъедобных
частей фрукта; овощей по внешнему виду и
вкусу; съедобных и несъедобных частей
овоща; ягод по внешнему виду и вкусу;
лесных и садовых ягод; грибов по внешнему
виду;
садовых
цветочно-декоративных
растений;
дикорастущих
цветочнодекоративных растений;
культурных и
дикорастущих
травянистых
растений;
лекарственных
растений;
комнатных
растений; уход за комнатными растениями;
зерновых культур; растений природных зон
холодного пояса; растений природных зон
жаркого пояса

Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий природный мир»
Количество часов в неделю 2 часа, в год 68 часов

В неделю
Всего
№
п\п
I.
1
2
3
4
5
6
7
8

I четверть
2
16

II четверть
2
16

III четверть
2
21

Название разделов, темы уроков
I четверть – 16 часов
Объекты неживой природы
Явления природы.
Небесные тела.
Солнце. Луна.
Космос.
Глобус – модель Земли.
Воздух.
Значение воздуха.
Вода в природе.

IV четверть
2
15
Кол-во
часов
16
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Значение воды.
Водоемы.
Осадки по временам года.
Формы земной поверхности.
Полезные ископаемые.
Использование песка и глины.
Огонь.
Обобщающий урок на тему «Неживая природа».
II четверть – 16 часов
II.
Временные представления
17 Части суток.
18 Соотнесение частей суток с видами деятельности.
19 Дни недели.
20 Выходные и рабочие дни.
21 Смена времен года.
22 Состав года (12 месяцев).
23 Осень. Осенние месяцы.
24 Деятельность людей осенью.
25 Зима. Зимние месяцы.
26 Деятельность людей зимой.
27 Весна. Весенние месяцы.
28 Деятельность людей весной.
29 Лето. Летние месяцы.
30 Деятельность людей летом.
31 Календарь. Виды календаря.
32 Обобщающий урок на тему «Временные представления»
III четверть - 21час
III.
Животный мир
33 Домашние и дикие животные.
34 Домашние животные
35 Детеныши домашних животных.
36 Дикие животные.
37 Детеныши диких животных.
38 Животные холодного пояса.
39 Животные жаркого пояса.
40 Зимующие птицы.
41 Домашние птицы.
42 Водоплавающие птицы.
43 Перелетные птицы.
44 Рыбы.
45 Насекомые.
46 Морские обитатели.
47 Кошки.
48 Собаки.
49 Сельскохозяйственные животные.
50 Содержание домашних животных.
9
10
11
12
13
14
15
16

1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Животные живого уголка.
Значение животных для человека и природы.
Обобщающий урок на тему «Животные нашего края».
IV четверть -15 часов
IV.
Растительный мир
54 Разнообразие растительного мира.
55 Лиственные и хвойные деревья.
56 Кустарники.
57 Фрукты.
58 Овощи.
59 Ягоды.
60 Травы.
61 Цветочно-декоративные растения.
62 Лекарственные растения.
63 Комнатные растения.
64 Зерновые культуры.
65 Грибы.
66 Растения природных зон жаркого пояса.
67 Растения природных зон холодного пояса.
68 Обобщающий урок на тему «Растения нашего края».
51
52
53

1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание принадлежности к
определенному полу, осознания себя как «Я»;
- основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной
деятельности в ходе участия в дидактических играх;
- формирование уважительного отношения к окружающим в ходе совместной
деятельности на уроках «Окружающий природный мир»;
-. овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и
развивающемся мире в ходе совместного участия в практической деятельности на
уроках;
- освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности
и формирования личностного смысла учения в процессе изучения взаимосвязи
растительного и животного мира;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к изучению природного мира, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Базовые результаты:
Подготовка ребенка
к нахождению и
обучению в среде
сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию с
группой
обучающихся.

Перемещается в новой среде без проявлений дискомфорта.
Принимает контакт, инициированный взрослым.
Устанавливает контакт с педагогом и другими взрослыми,
участвующими в организации учебного процесса.
Ориентируется в учебной среде класса.
Находит свои школьные принадлежности и место их хранения.
Находит свое (рабочего) места за столом.
Находит место, предназначенное для игровой деятельности.
Планирует учебный день.

Формирование учебного
поведения.

Формирован
умения
ие
выполнять
в
задания
соответствии
с
определенны
ми
характерист
иками.

Ориентируется в расписании дня (последовательности событий/занятий,
очередности действий).
Следует расписанию дня.
Поддерживает правильные позы.
Направляет взгляд на лицо взрослого, на выполняемое задание.
Подражает простым движениям и действиям с предметами.
Выполняет простые речевые инструкции.
Выполняет движения и действия с одним или несколькими предметами
Использует по назначению учебные материалы.
Выполняет простые действия с картинками и по наглядным алгоритмам.
Выполняет соотнесения одинаковых предметов, картинок
Выполняет соотнесения предмета с соответствующим изображением.
Сидит за столом в течение определенного периода времени на групповом
занятии/уроке.
Выполняет задания в течение определенного временного промежутка на
групповых занятиях.
Принимает помощь учителя.
Выполняет задания полностью (от начала до конца).
Выполняет задания в течение периода времени, обозначенного наглядно
(при помощи таймера, будильника, песочных часов).
Выполняет задания с заданными качественными параметрами.
Переходит от одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий и т.д.

Предметные результаты:

•
•
•
•

•
•
•

•
•
•

I раздел
Объекты неживой природы
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес,
луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.)/
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и
др.).
II раздел
Временные представления
-Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем
года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней
недели, месяцев в году и др.
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека.
III раздел
Животный мир
Интерес к объектам животного мира.
Представления о животном мире (животные, их виды, понятия «дикие» «домашние» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к животным, ухода за ними.

IV раздел
Растительный мир
• Интерес к объектам растительного мира.
• Представления о растительном мире (растения, их виды, понятия «полезные» «вредные» и др.).
• Опыт заботливого и бережного отношения к растениям, ухода за ними.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Список основной учебно-методической литературы:
-АООП (вариант 2) МКОУ ООШ д. Ленино
2. Дидактический материал по предмету
№ Название
раздела.
1

Объекты
неживой природы

2

Временные
представления.

3

Животный мир.

4

Растительный
мир.

Дидактический материал и оборудование.
- Глобус.
- Иллюстрации, картинки «День», «Ночь», «Солнце», «Луна».
- Картины: Движение солнца, Луна.
- Дидактические игры и упражнения по темам.
- Демонстрационный материал: почва, вода, песок, глина.
- Презентации по темам раздела.
- Видеоролики по темам.
- Набор иллюстраций и картин «Времена года».
- Раздаточный материал по временам года.
- Дидактические игры: «Что сначала, что потом». «Оденься по погоде».
«Времена года». «признаки времен года». «Режим дня».
- Карточки с заданиями о последовательности времён года.
- Календарь погоды.
- Календари (настенный, настольный, карманный).
- Презентации по темам раздела.
- Видеоролики по темам.
-Картины «Животные планеты»: «Дикие животные», «Домашние
животные родного края», «Насекомые», «Разновидности рыб»:
«Морские рыбы», «Речные рыбы», «Озёрные рыбы», Земноводные»:
«Лягушка», «Жаба», «Уж», «Гадюка», «Птицы леса», «Дятел»,
«Зайцы».
- Иллюстрации с изображением животных.
- Муляжи – игрушки «Дикие и домашние животные».
- Презентации по темам раздела.
- Видеоролики по темам.
- Картины: «Вида растительного мира», «Хвойный лес», «Лиственный
лес», «Сосна с шишками». «Ель», «Березовая роща», «Цветы», «Луг»,
«Лес», «Поле».
-Иллюстрации цветущих комнатных растений.
- Карточки с названиями комнатных растений.
- Дидактические игры и упражнения по темам.
- Муляжи фруктов, ягод и овощей.
- Презентации по темам раздела.
- Видеоролики по темам.

3.Интернет ресурсы:http://nsportal.ru/; .http://infourok.ru/;http://www.uchportal.ru/;
http://pedsovet.su/;http://www.proshkolu.ru/;http://www.myshared.ru/; obrazovarium.ru;
uchi.ru.

МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Окружающий природный мир»
учащихся 5 б класса, осваивающих АООП вариант 2
за I четверть 2025- 2026 учебный год по предмету

Коммуникация

Раздел

Ф.И.обучающегося
Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала

Проявляет интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Имеет представление об объектах неживой природы:вода.
воздух, земля, огонь.
Имеет представление об объектах неживой природы: лес, луг,
река, водоемы.
Имеет представление об объектах неживой природы: формы
земной поверхности.
Имеет представление об объектах неживой природы:
полезные ископаемые.
Учитывает изменения в окружающей среде для выполнения
правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Соблюдет правила безопасного поведения в природе (в лесу,
у реки и др.).
Средний балл
Уровень усвоения знаний

Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла – выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл - выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов - действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)

С – средний (если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)

«» 20_____ г Учитель_______

МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Окружающий природный мир» учащихся 5 б класс, осваивающих АООП
вариант 2
за II четверть 2025- 2026 учебный год
Раздел

Ф.И.обучающегося

Развитие речи средствами вербальной
и невербальнойкоммуникации

Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала

Умеет различать части суток, их соотнесение с временем года.
Умеет различать дни недели, их соотнесение с временем года.
Умеет различать месяцы, их соотнесение с временем года.
Имеет представление о течении времени: смена событий дня.
Имеет представление о течении времени: смена частей суток.
Имеет представление о течении времени: дней недели.
Имеет представление о течении времени: месяцах в году.
Имеет представления о временах года.
Имеет представления о характерных признаках времен года.
Имеет представления о погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Средний балл

Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла – выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл - выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов - действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)
С – средний (если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)

«» 20_____ г Учитель_______

МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Окружающий природный мир»
учащихся 5б класс, осваивающих АООП вариант 2
за III четверть 2025- 2026 учебный год
Раздел

Ф.И.обучающегося

Развитие речи средствами
вербальной и
невербальнойкоммуникации

Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала

Проявляет интерес к объектам животного мира.
Имеет представление о животном мире (животные, их виды, понятия
«дикие» - «домашние» и др.).
Имеет представление о домашних животных.
Имеет представление о диких животных.
Имеет представление о насекомых.
Имеет представление о рыбах.
Имеет представление о морских обитателях.
Опыт заботливого и бережного отношения к животным, ухода за
ними.
Средний балл

Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла – выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл - выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов - действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)
С – средний (если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)

«» 20_____ г Учитель_______

МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Окружающий природный мир»
учащихся 5б класс, осваивающих АООП вариант 2
за IV четверть 2025-2026 учебный год по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Чтение и
письмо.

Раздел

Ф.И.обучающегося
Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала

Проявляет интерес к объектам растительного мира.
Имеет представления о растительном мире (растения, их виды, понятия
«полезные» - «вредные» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям, ухода за ними.
Средний балл

Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла – выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл - выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов - действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)
С – средний (если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)

«» 20_____ г Учитель_______


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».