Воробьев Подписано
цифровой
а Надежда подписью:
Воробьева Надежда
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Владимир Владимировна
Дата: 2025.09.22
основная общеобразовательная школа д. Ленино
10:05:32 +05'00'
овна
«Рассмотрено»
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «29» августа 2025г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______Красновой Е.В.
от «29» августа 2025г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ ООШ д. Ленино
_____________Воробьева Н. В.
Приказ №177
от «29» августа 2025г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5Б КЛАССА,
РЕАЛИЗУЮЩАЯ АООП (ВАРИАНТ 2)
ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК»
2025- 2026 учебный год
Д. Ленино 2025
Пояснительная записка по предмету «Человек»
Общая характеристика учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии
его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих
отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу
«я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в
первую очередь со своими родными и близкими.
Цель: формирование и привитие у ребёнка определенных представлений о
санитарно-гигиенических правилах и нормах, принятых в обществе.
Задачи:
-формирование навыков соблюдения личной гигиены;
-формировать умения применять на практике полученные знания на уроках;
-формировать представления о ближайшем окружении обучающихся;
-прививать навыки самостоятельности по самообслуживанию;
- развивать интерес к учебным занятиям;
- воспитывать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность, навыки
контроля и самоконтроля, аккуратность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Человек» относится к предметной
«Окружающий мир»;
Сроки изучения учебного предмета – 10/13 учебных лет;
Сроки реализации данной программы – один год;
Количество учебных недель – 34;
Количество часов на изучение предмета в неделю – 2, в год –68 часов.
области
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи»,
«Семья».
Содержание
«Представления о себе» - 16 часов.
Идентификация себя как мальчика (девочки),
юноши (девушки). Узнавание (различение) частей
тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище
(спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги
(колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения
частей тела. Узнавание (различение) частей лица
человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык,
зубы). Знание назначения частей лица. Знание
строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание
(различение) внутренних органов человека (на схеме
тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок).
Знание назначения внутренних органов. Знание
вредных привычек. Сообщение о состоянии своего
Виды деятельности
Получают информацию и выполняют
задания в ходе просмотра слайдов
презентации по темам уроков.
Рассматривают
и
работают
с
иллюстрациями
и
объёмными
предметами, игрушками по темам
уроков.
Работают с карточками, графическими
символами, фотографиями, таблицами,
мнемокартинками, пиктограммами.
Оформляют выполнение письменных
заданий в форме раскрашивания,
работы с трафаретами, шаблонами,
предметными
и
сюжетными
здоровья. Называние своего имени и фамилии.
Называние своего возраста (даты рождения). Знание
видов деятельности для организации своего
свободного времени. Сообщение сведений о себе.
Рассказ о себе. Знание возрастных изменений
человека.
Гигиена тела- 14 часов.
Различение вентилей с горячей и холодной
водой.
Регулирование
напора
струи
воды.
Смешивание воды до комфортной температуры.
Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью
автоматической
сушилки.
Соблюдение
последовательности действий при мытье и
вытирании рук: открывание крана, регулирование
напора струи и температуры воды, намачивание рук,
намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание
крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание
ногтей
ножницами.
Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия
на ногтевую поверхность. Удаление декоративного
покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение
последовательности действий при мытье и
вытирании лица: открывание крана, регулирование
напора струи и температуры воды, набирание воды в
руки, выливание воды на лицо, протирание лица,
закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта.
Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта: открывание
тюбика с зубной пастой, намачивание щетки,
выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка
зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание
тюбика с зубной пастой.
Очищение
носового
хода.
Нанесение
картинками, подписывания.
Идентифицируют себя как мальчика
(девочки).
Выполняют упражнения: узнавание
частей тела, узнавание (различение)
частей лица человека.
Участвуют в дидактических играх:
«Назначение частей тела (лица).
Выполняют практические задания:
различение частей тела; различение
частей лица человека;
Определяют свои внешние данные,
состояние своего здоровья.
Определяют
свою
половую
принадлежность (без обоснования),
свою возрастную группу.
Проявляют уважение к людям старшего
возраста.
Осознают, что может, а что ему пока не
удается.
Сообщают о дискомфорте, вызванном
внешними факторами (температурный
режим, освещение и.т.д.)
Сообщают об изменениях в организме
(заболевание,
ограниченность
некоторых функций ит.д.).
Осознают себя в социальных ролях.
Получают информацию и выполняют
задания в ходе просмотра слайдов
презентации по темам уроков.
Рассматривают
и
работают
с
иллюстрациями
и
объёмными
предметами, игрушками по темам
уроков.
Работают с карточками, графическими
символами, фотографиями, таблицами,
мнемокартинками, пиктограммами.
Оформляют выполнение письменных
заданий в форме раскрашивания,
работы с трафаретами, шаблонами,
предметными
и
сюжетными
картинками, подписывания.
Выполняют упражнения на соблюдение
последовательности действий: при
мытье и вытирании рук; при чистке
зубов и полоскании полости рта; при
мытье и вытирании волос; при сушке
волос
феном;
при
бритье
электробритвой, безопасным станком;
при мытье и вытирании ног, при мытье
и вытирании тела: ополаскивание тела
водой, намыливание частей тела,
смывание мыла, вытирание тела.
Участвуют в дидактических играх:
«Моющие средства», «Чистка зубов»,
косметического средства на лицо. Соблюдение
последовательности
действий
при
бритье
электробритвой, безопасным станком.
Расчесывание
волос.
Соблюдение
последовательности действий при мытье и
вытирании волос: намачивание волос, намыливание
волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос.
Соблюдение последовательности действий при сушке
волос
феном:
включение
фена
(розетка,
переключатель), направление струи воздуха на
разные участки головы, выключение фена,
расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье
и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног,
смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой,
намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание
тела. Гигиена интимной зоны. Пользование
гигиеническими
прокладками.
Пользование
косметическими
средствами
(дезодорантом,
туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Туалет - 2 часа.
Сообщение о желании сходить в туалет.
Сидение на унитазе и оправление малой или большой
нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение
последовательности действий в туалете (поднимание
крышки (опускание сидения), спускание одежды
(брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе
(горшке), оправление нужды в унитаз, пользование
туалетной бумагой, одевание одежды (трусов,
колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды,
мытье рук.
Обращение с одеждой и обувью - 13 часов.
Узнавание (различение) предметов одежды:
пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки
(перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка
(блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье),
брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание
назначения
предметов
одежды.
Узнавание
(различение) деталей предметов одежды: пуговицы
(молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты).
Знание назначения деталей предметов одежды.
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги
(валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии,
тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная,
домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной
обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание
(различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка,
панама, платок). Знание назначения головных уборов.
«Косметические средства для лица»,
«Косметические средства по уходу за
волосами», «Инструменты по уходу за
волосами»,
«Уход за ушами»,
«Косметические средства по уходу за
телом».
Участвуют в практических работах:
«Мытье
рук»,
«Вытирание
рук
полотенцем», «Сушка рук с помощью
автоматической сушилки», «Чистка
зубов», «Расчесывание волос», «Мытье
и вытирание волос», «Мытье ушей»,
«Чистка ушей», «Мытье и вытирание
ног», «Гигиена интимной зоны»
Получают информацию и выполняют
задания в ходе просмотра слайдов
презентации по темам уроков.
Просматривают видеоролики по темам
уроков.
Сообщают о желании сходить в туалет.
Участвуют в практических работах:
«Сидение на унитазе», «Пользование
туалетной бумагой» «Использование
средств гигиены», «Снимание и
одевание
одежды»,
«Нажимание
кнопки слива воды, мытье рук».
Участвуют в дидактических играх:
«Туалетная
комната»,
«Средства
гигиены».
Получают информацию и выполняют
задания в ходе просмотра слайдов
презентации по темам уроков.
Рассматривают
и
работают
с
иллюстрациями
и
объёмными
предметами, игрушками по темам
уроков.
Работают с карточками, графическими
символами, фотографиями, таблицами,
мнемокартинками, пиктограммами.
Оформляют выполнение письменных
заданий в форме раскрашивания,
работы с трафаретами, шаблонами,
предметными
и
сюжетными
картинками, подписывания.
Выполняют упражнения на узнавание:
предметов одежды; деталей предметов
Различение сезонных головных уборов. Различение
по сезонам предметов одежды (предметов обуви,
головных уборов). Выбор одежды для прогулки в
зависимости от погодных условий. Различение видов
одежды (повседневная, праздничная, рабочая,
домашняя,
спортивная).
Выбор
одежды
в
зависимости
от
предстоящего
мероприятия.
Различение сезонной одежды (зимняя, летняя,
демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии,
пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета
одежды (например, кофты: захват кофты за край
правого рукава, стягивание правого рукава кофты,
захват кофты за край левого рукава, стягивание
левого рукава кофты). Снятие обуви (например,
ботинок: захват рукой задней части правого ботинка,
стягивание правого ботинка, захват рукой задней
части левого ботинка, стягивание левого ботинка).
Соблюдение последовательности действий при
раздевании (например, верхней одежды: снятие
варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие
куртки, расстегивание сапог, снятие сапог).
Застегивание (завязывание) липучки (молнии,
пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание
предмета одежды (например, брюк: захват брюк за
пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление
ноги в другую брючину, натягивание брюк).
Обувание обуви (например, сапог: захват двумя
руками голенища правого сапога, вставление ноги в
сапог, захват двумя руками голенища левого сапога,
вставление
ноги
в
сапог).
Соблюдение
последовательности
действий
при
одевании
комплекта одежды (например, надевание колготок,
надевание футболки, надевание юбки, надевание
кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение
лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны
одежды, верха (низа) одежды. Различение правого
(левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание
одежды.
Прием пищи – 8 часов
Сообщение о желании пить. Питье через
соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки
(стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту,
наклон кружки (стакана), втягивание (вливание)
жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол.
Наливание жидкости в кружку. Сообщение о
желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки,
зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение
ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами,
опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват
вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки
ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи,
опускание вилки в тарелку. Использование ножа и
одежды; предметов обуви; головных
уборов;
Участвуют в дидактических играх:
«Одежда», «Сезонная одежда», «Детали
предметов одежды», «Обувь»,
«Головные уборы»,
Участвуют в практических работах на
различение: предметов одежды; деталей
предметов одежды; предметов обуви;
сезонной обуви; головных уборов;
сезонных головных уборов; по сезонам
предметов одежды;
видов одежды
(повседневная, праздничная, рабочая,
домашняя,
спортивная);
сезонной
одежды (зимняя, летняя, демисезонная);
лицевой
(изнаночной),
передней
(задней) стороны одежды, верха (низа)
одежды;
правого (левого) ботинка
(сапога, тапка).
Составляют таблицы с помощью
картинок:
«Назначения
предметов
одежды»,
«Назначения
деталей
предметов
одежды»,
«Назначения
видов обуви», «Назначения головных
уборов»,
Выбирают одежду для прогулки в
зависимости от погодных условий.
Выбирают одежду в зависимости от
предстоящего мероприятия. Различение
Выполняют практические задания:
расстегивают (развязывают) липучки
(молнии, пуговицы, ремня, кнопки,
шнурка); снимают предметы одежды;
снимают обувь; надевают предмета
одежды;
застегивают(завязывают)
липучки; обувают обувь; выворачивают
одежду.
Соблюдают
последовательность
действий при раздевании.
Соблюдают
последовательность
действий при одевании комплекта
Получают информацию и выполняют
задания в ходе просмотра слайдов
презентации по темам уроков.
Рассматривают
и
работают
с
иллюстрациями
и
объёмными
предметами, игрушками по темам
уроков.
Работают с карточками, графическими
символами, фотографиями, таблицами,
мнемокартинками, пиктограммами.
Оформляют выполнение письменных
заданий в форме раскрашивания,
работы с трафаретами, шаблонами,
предметными
и
сюжетными
вилки во время приема пищи: отрезание ножом
кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки
гарниром с помощью ножа. Использование салфетки
во время приема пищи. Накладывание пищи в
тарелку.
Семья- 15 часов.
Узнавание
(различение)
членов
семьи.
Узнавание (различение) обучающихся и взрослых.
Определение своей социальной роли в семье.
Различение социальных ролей членов семьи.
Представление о бытовой и досуговой деятельности
членов семьи. Представление о профессиональной
деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
картинками, подписывания.
Участвуют в сюжетно – ролевых играх:
«Завтрак», «Обед», «В гостях у Миши»,
«Чаепитие», «День рождение»,
Выполняют упражнения: «Налить в
стакан воды», «Накладывать пищу в
тарелку», «Питье через соломинку»,
«Питье из кружки», «Использование
ножа, вилки, ложки», «Использование
салфетки во время приема пищи».
Участвуют в дидактических играх:
«Столовые приборы»,
Пользуются столовыми приборами.
Получают информацию и выполняют
задания в ходе просмотра слайдов
презентации по темам уроков.
Рассматривают
и
работают
с
иллюстрациями
и
объёмными
предметами, игрушками по темам
уроков.
Работают с карточками, графическими
символами, фотографиями, таблицами,
мнемокартинками, пиктограммами.
Оформляют выполнение письменных
заданий в форме раскрашивания,
работы с трафаретами, шаблонами,
предметными
и
сюжетными
картинками, подписывания.
Устанавливают
и
поддерживают
контакты с окружающими.
Участвуют в дидактических играх:
«Семья»,
«Члены
семьи»,
«Профессии»,
«Родственные
отношения в семье», «Быт и досуговая
деятельность семьи».
Узнают (различают) членов семьи,
одноклассников, педагогов.
Определяют свою социальную роль в
семье.
Составляют
рассказ
о
семье;
обязанностях членов семьи; бытовой и
досуговой деятельности семьи.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»
Количество часов в неделю 2, в год 68 часов
В неделю
Всего
№
п/п
I.
I четверть
2
16
II четверть
2
16
Название разделов, темы уроков
I четверть – 16 часов
Представления о себе
III четверть
2
21
IV четверть
2
15
Кол-во
часов
16
II.
Мальчик – девочка.
Части тела.
Назначение частей тела.
Лицо человека.
Органы зрения.
Орган слуха.
Орган обоняния.
Орган вкуса.
Строение человека.
Внутренние органы человека.
Назначение внутренних органов.
Вредные привычки.
Состояние здоровья.
Возрастные изменения человека.
Рассказ о себе.
Рассказ о своей семье.
II четверть -16 часов
Гигиена тела
14
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
III.
Чистые руки.
Уход за руками.
Чистое лицо.
Уход за лицом.
Уход за ногтями.
Нос и носовой платок.
Уход за зубами.
Полоскание полости рта.
Уход за волосами.
Расчесывание волос.
Уход за ушами.
Уход за телом.
Косметические средства.
Обобщающий урок на тему: «Гигиена тела».
Туалет
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
31
32
IV.
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
V.
46
47
48
49
50
51
52
53
VI.
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Туалетная комната.
Пользование туалетной бумагой.
III четверть – 21 час
Обращение с одеждой и обувью
Предметы одежды.
Детали предметов одежды.
Назначение предметов одежды.
Сезонная одежда.
Уход за одеждой.
Виды обуви.
Сезонная обувь.
Уход за обувью.
Виды головных уборов.
Сезонные головные уборы.
Уход за головными уборами.
Праздничная и повседневная одежда.
Обобщающий урок на тему: «Одежда и обувь».
Прием пищи
Правила поведения за столом.
Правила приема пищи.
Правила этикета.
Кухонная посуда.
Столовая посуда.
Чайная посуда.
Столовые приборы.
Обобщающий урок на тему: «Прием пищи».
IV четверть – 15 часов
Семья
Семья.
Члены семьи.
Дети и взрослые.
Д.и. «Роли в семье».
Быт членов семьи.
Досуг членов семьи.
Профессии родителей.
Бабушки и дедушки.
Родственные связи.
Родословная.
Нарисуй свою семью.
Рассказ о своей семье.
Я и моя семья.
Д.и. «Кем я стану, когда выросту».
Обобщающий урок на тему «Семья».
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности в ходе выполнения практических работ;
-формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и социальных ролей;
-формирование уважительного отношения к окружающим при выполнении
поручений взрослых в разных ситуациях;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире в ходе совместного участия в деятельности на уроках;
-освоение доступных социальных ролей людей, правилах поведения согласно
социальным ролям в различных ситуациях в ходе выполнения совместной
практической деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах в
обществе в ходе совместного участия в деятельности на уроках;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств через
виртуальные экскурсии;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей совместной
деятельности на уроке;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций через взаимодействие с учителем и одноклассниками;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям.
Формирован
ие учебного
поведения.
Подготовка ребенка к
нахождению и обучению в
среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию с группой
обучающихся.
Базовые результаты:
Перемещается в новой среде без проявлений дискомфорта.
Принимает контакт, инициированный взрослым.
Устанавливает контакт с педагогом и другими взрослыми,
участвующими в организации учебного процесса.
Ориентируется в учебной среде класса.
Находит свои школьные принадлежности и место их хранения.
Находит свое (рабочего) места за столом.
Находит место, предназначенное для игровой деятельности.
Планирует учебный день.
Ориентируется в расписании дня (последовательности событий/занятий,
очередности действий).
Следует расписанию дня.
Поддерживает правильные позы.
Направляет взгляд на лицо взрослого, на выполняемое задание.
Подражает простым движениям и действиям с предметами.
Выполняет простые речевые инструкции.
Выполняет движения и действия с одним или несколькими предметами
Использует по назначению учебные материалы.
Формирован
умения
ие
выполнять
в
задания
соответствии
с
определенны
ми
характерист
иками.
Выполняет простые действия с картинками и по наглядным алгоритмам.
Выполняет соотнесения одинаковых предметов, картинок
Выполняет соотнесения предмета с соответствующим изображением.
Сидит за столом в течение определенного периода времени на групповом
занятии/уроке.
Выполняет задания в течение определенного временного промежутка на
групповых занятиях.
Принимает помощь учителя.
Выполняет задания полностью (от начала до конца).
Выполняет задания в течение периода времени, обозначенного наглядно
(при помощи таймера, будильника, песочных часов).
Выполняет задания с заданными качественными параметрами.
Переходит от одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий и т.д.
Предметные результаты:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
I. раздел
Представления о себе.
Умение соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
Имеют представление о собственном теле.
Умение соотносить себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,
желания.
Имеют представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение
к своим возрастным изменениям.
II раздел
Гигиена тела.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
III раздел
Туалет.
Умение самостоятельно осуществлять туалет.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Умение обслуживать себя: ходить в туалет, выполнять гигиенические
процедуры.
Умение соблюдать гигиенические правила соблюдая последовательность
действий.
III раздел
Обращение с одеждой и обувью.
Умение определять и называть виды одежды и обуви.
Умение разделять сезонные виды одежды и обуви.
Умение осуществлять уход за одеждой и обувью.
Умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться.
IV раздел
Прием пищи.
• Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить.
• Уметь пользоваться столовыми приборами.
• Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (мытье рук перед
едой).
V раздел
Семья.
• Имеют представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли.
• Имеют представления о обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.
• Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, место жительства,
интересы.
Учебно-методическое обеспечение
1.Список основной учебно – методической литературы:
АООП (вариант 2) МКОУ ООШ д. Ленино
2. Дидактический материал и оборудование по предмету:
№
1.
2.
3.
4.
5.
Название раздела
Представления о себе
Дидактический материал
Таблицы: туловище человека; лицо человека.
Кукла. Презентационный и видео материал по
темам.
Семья.
Фотографии членов семьи. Иллюстрации из серии
«Семья». Презентационный и видео материал по
темам.
Гигиена тела.
Предметы личной гигиены. Дидактические игры.
Носовой платок, влажные салфетки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Презентационный и видео материал по темам.
Приём пищи.
Влажные салфетки. Детская кухня. Наборы
посуды. Столовые приборы. Предметы для
сюжетно – ролевых игр. Презентационный и видео
материал по темам.
Обращение с одеждой и Иллюстрации с видами: одежды, обуви, головных
обувью.
уборов. Детали одежды. Дидактические игры.
Презентационный и видео материал по темам.
3. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/,
http://www.myshared.ru/,
https://obr.nd.ru/, https://uchi.ru/
МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Человек»
учащихся -5б класс, осваивающих АООП вариант 2 за I четверть 2025-2026 учебный год
Представления
о себе
Раздел
Ф.И.обучающегося
Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала
Умеет соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
Имеет представление о собственном теле.
Умеет соотносить себя к определенному полу.
Умеет определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,
желания.
Имеет представления о возрастных изменениях человека, адекватное
отношение к своим возрастным изменениям.
Средний балл
Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла – выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл - выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов -действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)
С – средний (если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)
Учитель___________________
«..» 202 г.
МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Человек»
учащихся -5б класс, осваивающих АООП вариант 2 за II четверть 2025-2026 учебный год
Раздел
Ф.И.обучающегося
Туалет
Гигиена тела
Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала
Умеет определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умеет соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня: чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умеет соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня: мытье
рук перед едой и после посещения туалета.
Умеет следить за своим внешним видом.
Умеет самостоятельно осуществлять туалет.
Умеет сообщать о своих потребностях и желаниях.
Умеет обслуживать себя: ходить в туалет.
Умеет обслуживать себя: выполнять гигиенические процедуры.
Умеет соблюдать гигиенические правила соблюдая последовательность
действий.
Средний балл
Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла – выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл - выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов -действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)
С – средний (если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)
Учитель___________________
«..» 202 г.
МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Человек»
учащихся 5б класс, осваивающих АООП вариант 2 за III четверть 2025-2026 учебный год
Раздел
Ф.И.обучающегося
Прием
пищи
Обращен
ие с
одеждой
и обувью
Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала
Умеет определять и называть виды одежды и обуви.
Умеет разделять сезонные виды одежды и обуви.
Умеет осуществлять уход за одеждой и обувью.
Умеет обслуживать себя: одеваться и раздеваться.
Умеет обслуживать себя: принимать пищу и пить.
Умеет пользоваться столовыми приборами.
Умеет соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (мытье
рук перед едой).
Средний балл
Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла – выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл - выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов -действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)
С – средний (если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)
Учитель___________________
«..» 202 г.
МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Человек
учащихся -5б класс, осваивающих АООП вариант 2 за IV четверть 2025-20246учебный год
Семья
Раздел
Ф.И.обучающегося
Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала
Имеет представления о членах семьи, родственных отношениях в
семье и своей социальной роли.
Имеет представления о обязанностях членов семьи.
Имеет представления о бытовой и досуговой деятельности семьи.
Умеет сообщать общие сведения о себе: им.
Умеет сообщать общие сведения о себе: фамилия.
Умеет сообщать общие сведения о себе: место жительства,
интересы.
Средний балл
Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла – выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл - выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов -действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий (если средний балл 4,1-5)
С – средний (если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)
Учитель___________________
«..» 202 г.