Воробьева Подписано цифровой
подписью: Воробьева
Надежда
Надежда
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Владимиров Владимировна
Дата: 2025.09.22
основная общеобразовательная школа д. Ленино
10:11:30 +05'00'
на
«Рассмотрено»
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «29» августа 2025г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______Красновой Е.В.
от «29» августа 2025г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ ООШ д. Ленино
_____________Воробьева Н. В.
Приказ №177
от «29» августа 2025г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5Б КЛАССА,
РЕАЛИЗУЮЩАЯ АООП (ВАРИАНТ 2)
ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
2025- 2026 учебный год
д. Ленино 2025
Пояснительная записка
по предмету «Музыка и движение»
Общая характеристика учебного предмета
Участие обучающегося в музыкальных выступлениях способствует его
самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом,
музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и
личностно
сферы, как средство социализации и самореализации обучающегося. На
музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально
воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи:
-накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства;
-организация музыкально-речевой среды;
-пробуждение речевой активности учащихся;
-пробуждение интереса к музыкальным занятиям;
-формирование музыкально-ритмических движений;
-развитие музыкального вкуса;
-различение тихого и громкого звучания музыки;
-определение начала и конца звучания музыки;
-различение быстрой (умеренной, медленной) музыки;
-узнавание знакомой песни;
-узнавание (различение) колыбельной песни (марша);
-узнавание (различение) веселой (грустной) музыки.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка и движение»относится к предметной области
«Искусство».
Сроки изучения учебного предмета – 10\13 учебных лет.
Сроки реализации данной программы – один год.
Количество учебных недель – 34.
Количество часов на изучение предмета в неделю – 3, в год –102 часов.
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Слушание музыки», «Пение»,
«Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Содержание
Слушание музыки.
Слушание (различение) тихого и громкого
звучания музыки. Определение начала и конца
звучания музыки. Слушание (различение)
быстрой,
умеренной,
медленной
музыки.
Слушание (различение) колыбельной песни и
марша. Слушание (различение) веселой и
Виды деятельности
Рассматривают
и
работают
с
иллюстрациями и объёмными предметами,
игрушками по темам уроков.
Прослушивают аудиозапись музыкальных
фрагментов по темам урока.
Просматривают видеоролики.
Узнают знакомые мелодии.
грустной музыки. Узнавание знакомой песни.
Определение характера музыки. Узнавание
знакомой мелодии, исполненной на разных
музыкальных
инструментах.
Слушание
(различение) сольного и хорового исполнения
произведения. Определение музыкального стиля
произведения. Слушание (узнавание) оркестра
(народных инструментов, симфонических), в
исполнении которого звучит музыкальное
произведение. Соотнесение музыкального образа
с персонажем художественного произведения.
Пение.
Подражание характерным звукам животных во
время звучания знакомой песни. Подпевание
отдельных или повторяющихся звуков, слогов и
слов. Подпевание повторяющихся интонаций
припева песни. Пение слов песни (отдельных
фраз, всей песни). Выразительное пение с
соблюдением динамических оттенков. Пение в
хоре. Различение запева, припева и вступления к
песне.
Движение под музыку.
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под
музыку. Покачивание с одной ноги на другую.
Начало движения вместе с началом звучания
музыки и окончание движения по ее окончании.
Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение,
приседание под музыку разного характера.
Выполнение под музыку действия с предметами:
наклоны предмета в разные стороны, опускание
или поднимание предмета, подбрасывание или
ловля предмета, взмахивание предметом.
Выполнение движений разными частями тела
под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны
головы.
Соблюдение
последовательности
простейших танцевальных движений. Имитация
движений животных. Выполнение движений,
соответствующих словам песни.
Различают музыку по темпу.
Проявляют адекватные эмоциональные
реакции от совместной и самостоятельной
музыкальной деятельности.
Различают: тихое и громкое звучание
музыки; быстрое, умеренное, медленное
звучание музыки; колыбельной песни и
марша; веселую и грустную музыку;
сольное
и
хоровое
исполнение
произведений;
оркестр
(народных
инструментов,
симфонических),
в
исполнении которого звучит музыкальное
произведение.
Определяют: начало и конец звучания
музыки; характер музыки; музыкальный
стиль произведения.
Узнают
знакомые
песни;
мелодии,
исполненной на разных музыкальных
инструментах.
Соотносят
музыкальный
образ
с
персонажем
художественного
произведения.
Рассматривают
и
работают
с
иллюстрациями и объёмными предметами,
игрушками по темам уроков.
Прослушивают аудиозапись песен по темам
урока.
Просматривают видеоролики.
Подражают характерным звукам животных
во время звучания знакомой песни.
Подпевают отдельные звуки, слоги, слова.
Подпевают повторяющийся припев песни.
Поют в хоре.
Используют полученные навыки для
участия в представлениях, концертах,
спектаклях. Различают запев, припев и
вступление к песне. Выразительно поют с
соблюдением динамических оттенков
Получают информацию и выполняют
задания в ходе просмотра слайдов
презентации по темам уроков.
Рассматривают
и
работают
с
иллюстрациями и объёмными предметами,
игрушками по темам уроков.
Прослушивают аудиозапись музыки по
темам урока.
Просматривают видеоролики.
Выполняют простейшие танцевальные
движения: топанье под музыку; хлопки в
ладоши под музыку; покачивание с одной ноги
на другую; начало движения вместе с началом
звучания музыки и окончание движения по ее
окончании; движения: ходьба, бег, прыжки,
кружение, приседание под музыку разного
характера.
Соблюдение последовательности движений в
соответствии с исполняемой ролью при
инсценировке песни. Движение в хороводе.
Движение под музыку в медленном, умеренном и
быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку.
Изменение скорости движения под музыку
(ускорять, замедлять). Изменение движения при
изменении метроритма произведения, при
чередовании запева и припева песни, при
изменении
силы
звучания.
Выполнение
танцевальных движений в паре с другим
танцором. Выполнение развернутых движений
одного образа. Имитация (исполнение) игры на
музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах.
Слушание
(различение)
контрастных
по
звучанию музыкальных инструментов, сходных
по звучанию музыкальных инструментов.
Освоение приемов игры на музыкальных
инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и
громкая игра на музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии игрой на музыкальном
инструменте. Своевременное вступление и
окончание игры на музыкальном инструменте.
Освоение приемов игры на музыкальных
инструментах,
имеющих
звукоряд.
Сопровождение мелодии ритмичной игрой на
музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
Выполняют действия с предметами под
музыку: наклоны предмета в разные стороны,
опускание
или
поднимание
предмета,
подбрасывание
или
ловля
предмета,
взмахивание предметом.
Выполняют движений разными частями тела
под
музыку:
«Фонарики»,
«Пружинка».
Соблюдают последовательность простейших
танцевальных движений.
Имитируют движения животных под
музыку.
Выполняют движения, соответствующие
словам песни.
Соблюдают последовательность действий в
соответствии с исполняемой ролью при
инсценировке песни.
Выполняют движения в хороводе.
Двигаются под музыку в медленном,
умеренном и быстром темпе. Ритмично
ходят под музыку. Изменяют скорость
движения
под
музыку
(ускорять,
замедлять); движения при изменении
метроритма произведения, при чередовании
запева и припева песни, при изменении
силы звучания. Выполняют танцевальные
движения в паре с другим танцором.
Выполняют развернутые движения одного
образа.
Имитируют
игры
на
музыкальных
инструментах.
Получают информацию и выполняют
задания в ходе просмотра слайдов
презентации по темам уроков.
Рассматривают
и
работают
с
иллюстрациями и объёмными предметами,
игрушками
по
темам
уроков.
Прослушивают аудиозапись музыкальных
инструментов по темам урока.
Просматривают видеоролики.
Различают контрастные по звучанию
музыкальные инструменты, сходных по
звучанию музыкальных инструментов.
Осваивают
игры
на
музыкальных
инструментах, не имеющих звукоряд.
Сопровождают
мелодии
игрой
на
музыкальном инструменте.
Осваивают
игры
на
музыкальных
инструментах,
имеющих
звукоряд.
Сопровождают мелодии ритмичной игрой
на музыкальном инструменте. Играют в
ансамбле.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Музыка и движение»
Количество часов в неделю 3, в год 102 часа
Количество часов по учебному плану не совпадает с количеством часов календарно
– тематического планирования, поэтому на 1 час увеличилось количество тем на
изучение раздела «Повторение».
В неделю
Всего
№
п/п
I четверть
3
24
II четверть
3
24
III четверть
3
33
Название разделов, темы уроков
IV четверть
3
21
Кол-во
часов
I четверть – 24 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Тихая и громкая музыка.
Начало и конец музыки.
Быстрая и медленная музыка.
Веселая и грустная музыка.
Узнавание знакомой песни.
Колыбельная песня
Осенняя песенка.
Марш.
Детские песни о осени.
Песни из мультфильмов.
Песня «Солнышко».
Хоровые песни.
Народные песни.
Народная песня «Дождик».
«Бубенчики» (игра с колокольчиком).
Поп-музыка.
Песни о животных.
Оркестр народных инструментов.
Оркестр духовых инструментов.
Ритмичные упражнения «Цок, цок лошадка».
Сольные песни.
Мелодии осени.
Ритмичные упражнения «Весёлые матрёшки»
Песня – игра «Догадайся, кто поёт».
II четверть – 24 часа
Попевки.
Песня «Детство».
Пение песни «Детство»
Песни о маме.
Пение песен о маме.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
Песни о бабушке.
Песня «Мальчишки и девчонки».
Песня «Пестрый колпачок».
Игра на музыкальных инструментах
Упражнение «Фонарики».
Песня «Калинка»
Шумовой оркестр.
Разучивание песни « Елка, шарики, хлопушки».
Пение песни «Елка, шарики, хлопушки».
Разучивание песни «Новый год».
Упражнения: «Фонарики», «Пружинка».
Разучивание песни «Песенка Деда Мороза».
Песня «Дед Мороз и лето».
Движения под музыку «Начало – конец».
Упражнения: «Ходьба в хороводе».
Движение в хороводе .
Движения под песню « Елка, шарики, хлопушки».
Движения под песню «Новый год».
Обобщающий урок на тему: «Новогодний хоровод».
III четверть –33 часа
Шаг в колонне под музыку.
Песни о зиме.
Песня «Зимушка зима».
Пение песни «Зимушка зима».
Разучивание песни «Все мы моряки».
Пение песни «Все мы моряки».
Разучивание песни «Идет солдат по городу».
Пение песни «Идет солдат по городу».
Движение маршем под песню «Идет солдат по городу».
Строевой шаг под песню «Идет солдат по городу».
Упражнение «Весёлые музыканты».
Песня «Мамочка моя».
Разучивание песни «Мамочка моя».
Пение песни «Мамочка моя».
Игра «Мы под музыку шагаем».
Приставной шаг с приседанием.
Движения под музыку «Ходим – бегаем».
Песня «Паровоз».
Песни о весне.
Песня «Греет солнышко теплее»
Движения под музыку «Пальчики и ручки».
Упражнение «Тихие и громкие звоночки».
Игра на народных инструментах.
Песня «Зайки серые сидят».
Песня «Чему учат в школе».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Песня «Весенняя капель».
«Кошка и котята» - ролевая игра.
Игра на музыкальных инструментах.
Хоровод.
Танцевальные движения «Звонкий колокольчик».
Современные песни.
Детские песни.
Игровые действия «Теремок».
IV четверть – 21 час
82 Музыкальные физминутки.
83 Разучивание физминутки.
84 Разучивание отдельных движений под музыку.
85 Движение по кругу под музыку.
86 Движения в парах под музыку.
8 Танцевальные движения под музыку.
88 Народные песни.
89 Движения под народные песни.
90 Ритмические игры и упражнения «Стеклянные звуки».
91 Музыкальная игра «Что в домике звучит?».
92 Ритмичная ходьба под музыку.
93 Песни из кинофильмов.
94 Любимые песни.
95 Игра «Угадай мелодию».
96 Музыкальная игра «Звуки вокруг нас».
97 Песня «Лето».
98 Танцевальные движения «Мексиканский вальс».
99 Песни о лете.
100 Звуки леса.
101 Игра на музыкальных инструментах
102 Игра «Музыкальное лото».
74
75
76
77
78
79
80
81
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному
полу, осознания себя как «Я»;
-основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместном
выполнении танцевальных движений;
- формирование уважительного отношения к окружающим в ходе совместного
исполнения песен;
-. овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и
развивающемся мире в ходе совместного участия в деятельности на уроках
«Музыка и движение»;
- освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и
формирования личностного смысла учения в процессе выполнения музыкально –
ритмических упражнений;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации в процессе исполнении хорового пения, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Перемещается в новой среде без проявлений дискомфорта.
Принимает контакт, инициированный взрослым.
Устанавливает контакт с педагогом и другими взрослыми,
участвующими в организации учебного процесса.
Ориентируется в учебной среде класса.
Находит свои школьные принадлежности и место их хранения.
Находит свое (рабочего) места за столом.
Находит место, предназначенное для игровой деятельности.
Планирует учебный день.
Ориентируется в расписании дня (последовательности событий/занятий,
очередности действий).
Следует расписанию дня.
Поддерживает правильные позы.
Направляет взгляд на лицо взрослого, на выполняемое задание.
Подражает простым движениям и действиям с предметами.
Выполняет простые речевые инструкции.
Выполняет движения и действия с одним или несколькими предметами
Использует по назначению учебные материалы.
Выполняет простые действия с картинками и по наглядным алгоритмам.
Выполняет соотнесения одинаковых предметов, картинок
Выполняет соотнесения предмета с соответствующим изображением.
Сидит за столом в течение определенного периода времени на групповом
занятии/уроке.
Выполняет задания в течение определенного временного промежутка на
групповых занятиях.
Принимает помощь учителя.
Выполняет задания полностью (от начала до конца).
Выполняет задания в течение периода времени, обозначенного наглядно
(при помощи таймера, будильника, песочных часов).
Выполняет задания с заданными качественными параметрами.
Переходит от одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий и т.д.
Формирован
умения
ие
выполнять
в
задания
соответствии
с
определенны
ми
характерист
иками.
Формирование учебного
поведения.
Подготовка ребенка к
нахождению и обучению в
среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию с группой
обучающихся.
Базовые результаты:
Предметные результаты:
•
•
•
•
•
•
I раздел
Слушание
Проявление интереса к различным видам музыкальной деятельности: слушание.
Умение слушать музыку.
Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности.
II раздел
Пение
Проявление интереса к различным видам музыкальной деятельности: пение.
Умение слушать песни.
Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
• Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности.
• Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
• Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях,
концертах, спектаклях.
III раздел
Движение под музыку
• Проявление интереса к различным видам музыкальной деятельности: движение
под музыку.
• Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
• Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
• Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях,
концертах, спектаклях.
IV раздел
Игра на музыкальных инструментах
• Проявление интереса к различным видам музыкальной деятельности: игра на
музыкальных инструментах.
• Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение
мелодии игрой на музыкальных инструментах.
• Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение
1. Список основной учебно-методической литературы:
-АООП (вариант 2) МКОУ ООШ д. Ленино
2. Дидактический материал по предмету:
№
Название раздела
Дидактический материал и оборудование
1.
Слушание
Аудиозаписи и видеоролики изучаемых
Пение
песен.Иллюстрации, картинки, игрушки,
Движение под музыку демонстрационные пособия.
Игра на музыкальных Игрушки.Музыкальные инструменты
инструментах
Презентационные материалы по темам.
3.Интернет - ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,
http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/ , https://obr.nd.ru/,
https://uchi.ru/.
МКОУ ООШ д. Ленино
Мониторинг динамики освоения учебного предмета «Музыка и движение»
учащихся -5б класс, осваивающих АООП вариант 2, 2025-2026 учебный год
Ф.И.обучающегося
Знания, умения, навыки, приобретаемые
в процессе освоения программного материала
Раздел
Умеет слушать музыку.
Умеет проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной
музыкальной деятельности.
Проявляет интереса к различным видам музыкальной деятельности: пение.
Умеет слушать песни.
Умеет узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
Умеет проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной
музыкальной деятельности.
Стремится к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Умеет использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах,
спектаклях.
Проявляет интереса к различным видам музыкальной деятельности: движение под музыку.
Умеет слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
Стремится к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Умеет использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах,
спектаклях.
Проявляет интерес к различным видам музыкальной деятельности: игра на музыкальных
инструментах.
Освоил приемы игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на
музыкальных инструментах.
Стремится к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Игра на
музыкальных
инструмент
ах
Движение под
музыку
Пение
Слушание
Проявляет интереса к различным видам музыкальной деятельности: слушание.
Средний балл
Уровень усвоения знаний
Критерии оценивания:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно.
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной).
3 балла – выполняет действие по образцу.
2балла – выполняет действие с частичной физической помощью.
1балл - выполняет действие со значительной физической помощью.
0 баллов -действие не выполняет.
Уровень усвоения знаний:
В – высокий(если средний балл 4,1-5)
С – средний (если средний балл -2,1- 4)
Н – низкий (если средний балл от 0-2)
Учитель
« « 2026 г.