Подписано цифровой
Воробьева
подписью: Воробьева
Надежда Владимировна
Надежда
Дата: 2025.09.25 08:57:27
Владимировна +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованиемУправление образованием Тавдинского муниципального округа
МКОУ ООШ д. Ленино
УТВЕРЖДЕНО:
Директор
МКОУ ООШ д.
Ленино Н.В.
Воробьева
Приказ от
25.06.2025 г. №
161.
Рабочая программа
Учебного предмета «В гостях у сказки»
для обучающихся ОВЗ
(вариант 2)
для 5 класса
на 2025– 2026 учебный год
І. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки для 5 класса разработана
на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(редакция 2016г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19
декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год.
Цель курса:
– развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы ученика с умственной
отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых
и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения;
- создание условий для развития у ученика эстетического восприятия, воображения, внимания,
мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности.
Задачи курса:
1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом его
возрастных и индивидуальных особенностей;
2. Формирование умений, навыков социального общения людей;
3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания им.
4. Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений.
5. Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные
особенности другого человека.
6. Развитие навыков совместной деятельности.
7. Открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
8. Способствовать воспитанию у ученика бережного отношения к книгам.
Место курса в учебном плане - программа рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю
II. Планируемые результаты.
Возможные результаты:
ценностное отношение и любовь к близким;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
охраны;
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической
деятельности;
развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и
социальных компонентов;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных
ситуациях;
принятие и освоение различных социальных ролей,
умение работать в коллективе.
Учащийся находится под постоянным присмотром и контролем взрослых, так как
находится на индивидуальном обучении на дому, которое является оптимальным вариантом для
получения общего образования и трудовой подготовки, необходимой для социальной адаптации
и психологической реабилитации обучающегося.
Материально- техническое оснащение образовательного процесса:
1. Компьютер, планшет, интернет, телевизор, DVD- плеер, музыкальный центр.
2. Маски зверей и людей, книги, ширма, игрушки, краски, кисти.
III. Содержание программы.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - это сложный
своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как
основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально –
волевой сферы.
Эмоции умственно отсталых детей поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и то
же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Известно, что сказка играет
большую роль в коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости.
Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не
в назидательной форме, а так, что ребенок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями
полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.
Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный
эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства,
заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который
создает учитель при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице учителя
эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок,
бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при
прослушивании сказки.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к
речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит,
сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке
ребенка с умственной отсталостью к жизни и труду.
Обыгрывая любимые сказки, школьник научится не только их пересказывать, но и
получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешного обучения в
школе.
Завершающим этапом программы является умение рассказывать и одновременно
показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых
сказок, ребенок вживается в образы героев, старается передать не только их слова и действия, но
и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим
способностям маленького артиста. Кроме того, показывая сказку, ребёнок учится регулировать
силу и высоту своего голоса, развивает речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Таким образом, знакомство ребенка с народной сказкой, разнообразные дидактические
игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению
новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей ребенка
с умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели и задач необходимо специальное оборудование:
просторное помещение, фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра; цветные
изображения героев сказки; ширма; экран; шапочки или рукавички героев сказки и т.д.
В программу включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка,
конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей,
обучающегося с умственной отсталостью.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой
самореализации обучающегося с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде,
стимулирующей
возникновение
личностного
интереса
к
различным
аспектам
жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального
становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском
сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
IV. Учебный план.
№
1.
Название темы
Введение
Количество часов
2
2.
Русская народная сказка «Курочка ряба»
5
3.
Русская народная сказка «Волк и лиса»
5
4.
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
5
5.
6
6.
Русская народная сказка «Кот, петух и
лиса»
Русская народная сказка «Репка».
7.
Русская народная сказка «Теремок»
5
Итого
34
6
V. Календарно-тематический план
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Название темы и урока
Введение
Что такое сказка? Знакомство с русскими народными сказками.
Домашние и дикие животные в русских народных сказках.
Русская народная сказка «Курочка ряба»
Просмотр мультфильма. Рассматривание иллюстраций.
Слушание, рассказывание сказки «Курочка ряба».
Рисование, раскрашивание героев сказки «Курочка ряба»,
Лепка яичка из сказки «Курочка ряба»
Инсценирование сказки «Курочка ряба»
Русская народная сказка «Волк и лиса»
Просмотр мультфильма. Рассматривание иллюстраций.
Слушание, рассказывание сказки «Волк и лиса»
Выполнение героев в технике аппликация
Рисование пальчиками героев сказки «Волк и лиса»
Игра-инсценировка сказки «Волк и лиса». Пальчиковый театр
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Просмотр мультфильма. Рассматривание иллюстраций.
Слушание. Рассматривание иллюстраций.
Рисование, раскрашивание героев сказки «Лиса и журавль»
Выполнение героев в технике аппликация
Игра-инсценировка с помощью настольного театра «Лиса и журавль»
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Слушание, рассказывание сказки «Кот, петух и лиса»
Просмотр мультфильма «Кот, петух и лиса». Рассматривание иллюстраций.
Слушание. Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» по ролям. Штриховка.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Лепка из пластилина понравившихся героев сказки.
Рисование пальчиками героев
Выполнение декораций к сказке
Игра-инсценировка сказки «Кот, петух и лиса». Пальчиковый театр.
Русская народная сказка «Репка».
Рассматривание иллюстраций.
Слушание. Рассказывание сказки.
Раскрашивание героев.
Лепка из пластилина понравившихся героев сказки
Рисование пальчиками героев
Выполнение декораций к сказке
Игра-инсценировка сказки «Репка». Пальчиковый театр.
Русская народная сказка «Теремок»
Рассматривание иллюстраций.
Слушание. Рассказывание сказки.
Раскрашивание героев. Штриховка.
Лепка из пластилина понравившихся героев сказки
Игра-инсценировка сказки «Теремок». Пальчиковый театр
VI. Список использованной литературы.
1.Гончарова В. А., Колосова Т. А. Моторные сказки для самых маленьких: Учебно-методическое
пособие. — СПб.: КАРО, 2012. — 128 с.: ил.
2.Русские народные сказки - М. ЗАО «Славянский дом книги»,2004.
3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. СПб.: Паритет, 2006.
4. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. СПб.: Паритет, 2006. —112 с. + цв. вкл.
5. Интернет ресурсы: You tobу мультфильмы, сценки детей, песни и мелодии.
6. http://www.kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы.
7. http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.