Рабочая программа по курсу Развитие психомоторики и сенсорных процессов 1 - 4 класс

Воробьева
Надежда
Владимировна

Подписано цифровой
подписью: Воробьева
Надежда Владимировна
Дата: 2025.09.25 10:54:24
+05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
МКОУ ООШ д. Ленино

ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП ООО
утв. приказом директора
МКОУ ООШ д. Ленино
№ 161 от 25.06. 2025 г.

Рабочая программа по
коррекционному курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов
1 – 4 класс

Д. Ленино 2025г.

Рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) для 1-4 классов разработана на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: 0-4 классов. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва
«Просвещение», 2011 год.
В соответствии с учебным планом ОУ.
Цели и задачи психкоррекционной работы
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных
форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков
адекватного поведения.
Задачи коррекционной работы:
–
формирование на основе активизации работы всех органов чувств
адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности
в совокупности их свойств.
–
коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе
систематического и целенаправленного восприятия формы, конструкции,
величины, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
–
формирование пространственно-временных ориентировок;
–
развитие слухоголосовых координаций;
–
формирование способности эстетически воспринимать окружающий
мир во всём многообразии свойств и признаков объектов (цветов, вкусов,
запахов, ритмов);
–
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
–
обогащение словарного запаса на основе использования
соответствующей терминологии;
–
исправление недостатков моторики; совершенствование зрительнодвигательной координации;
–
формирование точности и целенаправленности движений и действий;
–
формирование учебной мотивации;
–
гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе;
–
развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
–
развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
–
формирование
продуктивных
видов
взаимоотношений
с
окружающими (в семье, классе);
–
повышение социального статуса ребенка в коллективе;

–

формирование и развитие навыков социального поведения.

Общая характеристика учебного предмета
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания
обучающимися каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств,
признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся
правильного многогранного полифункционального представления об
окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического
развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта –
введение в культуру ребенка. В программу включены занятия,
способствующие овладению представлениями об окружающем мире.
Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов
чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств. Также в программу включены
мероприятия, способствующие формированию способности эстетически
воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков
его объектов.
В каждом занятии предусмотрено программой проведение
кинезиологических
упражнений
для
развития
межполушарного
взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность,
синхронизируют
работу
полушарий,
способствуют
улучшению
запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс
письма.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают
азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает обучающимся
преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать
психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает
решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких
разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию
ребенка.
Основные направления коррекционной работы
В ходе коррекционных занятий осуществляется психологопедагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений.
Основные направления работы:
–
диагностика и развитие познавательной сферы (формирование
учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и
мыслительной
деятельности);

диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы
(гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
–
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная
интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
–
формирование продуктивных видов взаимодействия с
окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в
коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
Программа также может быть адресована и для обучающихся с РАС,
которая позволяет расширить опыт социальных контактов и продуктивного
взаимодействия.
Способствует формированию и развитию учебной мотивации и
учебного поведения, коррекции и развитию эмоционально-личностной и
эмоционально-волевой сфер.
–

Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорный
процессов» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана
Класс

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Количество
учебных часов в
неделю
2
2
2
2

Количество
учебных недель
в году
33
34
34
34

Количество
учебных часов
в году
66
68
68
68

Содержание курса коррекционно-развивающей области
Содержание курса «Развитие психомоторики и сенсорный процессов»
представлено в рабочей программе разделами «диагностическое
обследование», «развитие речевой и коммуникативной деятельности»,
«развитие познавательной деятельности», «развитие продуктивных видов
деятельности», «развитие эмоциональной сферы».
По каждому разделу предусмотрено усложнение и увеличение объема
сведений. В основе лежит комплексный подход, который предполагает
решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких
разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию
ребенка.

Раздел программы
Диагностическое
обследование

Содержание работы
Диагностирование
на
начало
и конец
учебного года.
Исследование
психолого-педагогических
особенностей ребенка.
Развитие речевой и
Развитие способности к эмпатии,
сопереживанию.
коммуникативной
деятельности
Формировать потребность употреблять в речи
вежливые слова. Учить употреблять в речи
вежливые формы (отказа в просьбе, в
приглашении).
Учить проявлять доброжелательность в
различных ситуациях общения.
Прививать навыки культурного поведения и
общения в ситуациях встречи, приема гостей,
общения по телефону.
Скорректировать нарушенные формулы речевого
этикета, прививать умения пользоваться ими в
ситуациях
общения.
Путем
обогревания
жизненных
ситуаций
формировать
у
обучающихся нормы (нравственного) этикета.
Развитие умений
слушать
собеседника,
тренировка наблюдательности.
Развитие
Развитие моторики, графомоторных навыков,
познавательной
кинетического и кинестетического развития.
Восприятие
формы,
величины, цвета;
деятельности
конструирование предметов.
Восприятие
особых
свойств предметов
через
развитие осязания, вкусовых качеств.
Восприятие пространства.
Восприятие времени.
Развитие слухового восприятия.
Развитие зрительного восприятия.
Формирование учебной мотивации.
Комплексное
развитие внимания, памяти,
мышления, восприятия.
Развитие продуктивных Показать роль дружбы в жизни человека;
видов деятельности
довести до понимания, что способность дружить
зависит от того, насколько мы умеем находить
хорошее в окружающих. Дать почувствовать
эффект поддержки со стороны сверстника.
Учить поддерживать диалог (доброжелательные

отношения) со сверстниками при организации
совместных видов деятельности.
Учить давать адекватную оценку результатам
своей деятельности и деятельности сверстников.
Учить радоваться достижениям сверстников,
адекватно относиться к собственным неудачам,
обращаться за помощью к взрослым.
Развитие
Учить определять связь эмоционального
эмоциональноличностной состояния
человека
с
причиной
его
сферы
возникновения.
Учить регулировать свои эмоциональные
проявления,
уважая
чувства,
мнения
окружающих.
Гармонизация психоэмоционального состояния.
Формирование позитивного отношения к своему
«Я».
Повышение уверенности в себе.
Развитие самостоятельности.
Формирование навыков самоконтроля.

Личностные и предметные результаты освоения курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Личностные результаты (1-4 класс) освоения по данной
коррекционной
программе
включают
овладение
обучающимися
жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения отражают:
1) владение навыками коммуникации и
принятыми нормами
социального взаимодействия;
2) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
4) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;

7) формирование готовности к самостоятельной жизни.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

•
•

Предметные результаты
1-4 класс
Достаточный уровень
Определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
Различать основные цвета и их оттенки;
Конструировать предметы из геометрических фигур;
Узнавать предмет по части;
Определять на ощупь разные свойства предметов;
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
Различать «наложенные» изображения предметов;
Распознавать и выражать свои эмоции;
Управлять своим поведением в зависимости от эмоционального
состояния;
Владеть элементам логического рассуждения;
Выделять существенные признаки и закономерности предметов;
Сравнивать предметы, понятия;
Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств
и качеств;
Уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и
удерживать зрительный образ;
Осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои
ошибки;
Работать в группе (при групповых формах работы);
Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной
инструкции педагога-психолога;
Группировать предметы по двум заданным признакам формы,
величины или цвета, обозначать их словом;
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать
пространственные отношения с помощью
предлогов;
Минимальный уровень
Различать, соотносить и называть основные цвета;
Уметь классифицировать и группировать предметы по этому
признаку;
Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела;
Уметь сравнивать предметы по одному из признаков;
Уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам,
упорядочивать два, три предмета (наложением, приложением «на
глаз»);
Ориентироваться по схеме тела на листе бумаги;
Выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого;

Распознавать и выражать простые эмоции;
Уметь копировать образец.

•
•

Формирование базовых учебных действий

№ п/п
1.

2.

3.
4.

№ п/п
1.

2.

3.

1 – 4 класс
Личностные учебные действия
Разделы программы
Базовые учебные действия
гордиться
школьными
успехами
и
достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи
и др.;
уважительно и бережно относиться к людям
труда и результатам их деятельности;
активно
включаться
в
общеполезную
социальную деятельность;
бережно
относиться
к
культурноисторическому наследию родного края и
страны

Все разделы
программы

Познавательные учебные действия
Разделы программы
Базовые учебные действия
дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временно
пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции
(сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий,
закономерностей,
причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями;
использовать в жизни и деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

Все разделы
программы

Регулятивные учебные действия
разделы программы
Базовые учебные действия

№ п/п

1. принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
2. осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения практических и
учебных задач;
3. осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной деятельности;
4. обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности;
5. адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней
свою деятельность.

Коммуникативные учебные действия
Разделы программы
Базовые учебные действия

№ п/п

1. вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
2. слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, использовать разные виды
делового письма для решения жизненно
значимых задач;
3. использовать доступные источники и средства
получения
информации
для
решения
коммуникативных и познавательных задач.

№
п/п
1.
2.

3.

Все разделы
программы

Раздел

Формируются в
процессе
всей учебной и
внеурочной
деятельности.

Учебно-тематическое планирование
1 класс
Ко-лво
В том числе
часов теория практика Экскурсии Контроль

Диагностическое
обследование
Развитие речевой и
коммуникативной
деятельности
Развитие
познавательной

6

0

0

0

6

1

0

1

0

0

50

0

50

0

0

деятельности
Развитие
продуктивных видов
деятельности
5. Развитие
эмоциональноличностной сферы
Итого за год
4.

3

0

3

0

0

6

0

6

0

0

66

0

60

0

6

2 класс

№
п/п

Раздел

Диагностическое
обследование
2. Развитие речевой
и
коммуникативной
деятельности
3. Развитие
познавательной
деятельности
4. Развитие
продуктивных видов
деятельности
5. Развитие
эмоциональноличностной сферы
Итого за год
1.

Кол-во
В том числе
часов теория практика Экскурсии Контроль
4

0

0

0

4

2

0

2

0

0

52

0

52

0

0

3

0

3

0

0

7

0

7

0

0

68

0

64

0

4

3 класс

№
п/п
1.
2.

3.

Раздел
Диагностическое
обследование
Развитие речевой и
коммуникативной
деятельности
Развитие
познавательной
деятельности

Ко-лво
В том числе
часов теория практика Экскурсии Контроль
4

0

0

0

4

8

0

8

0

0

39

0

39

0

0

Развитие
эмоциональной сферы
5. Развитие
продуктивных видов
деятельности
Итого за год
4.

11

0

11

0

0

6

0

6

0

0

68

0

64

0

4

4 класс

№
п/п
1.

Раздел
Диагностическое
обследование

Развитие речевой и
коммуникативной
деятельности
3. Развитие
познавательной
деятельности
4. Развитие продуктивных
видов деятельности
5. Развитие
эмоциональноличностной сферы
Итого за год

Колво
В том числе
часов теория практика Экскурсии Контроль
4

0

0

0

4

8

0

8

0

0

41

0

41

0

0

6

0

6

0

0

9

0

9

0

0

68

0

64

0

4

2.

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорный процессов»
1 класс
№ № ур.
п/п в четв.

Тема урока
Диагностическое обследование

1

1
2

2

3

3

4
5

4
5

6

6

7
8

7
8

9

9

10

10

11

11

12

12

13
14

13
14

15
16
17

15
16
1

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Диагностическое
обследование обучающихся.
Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Диагностическое
обследование обучающихся.
Диагностическое обследование обучающихся.
Развитие познавательной деятельности
Я теперь школьник
Что значит быть школьником.
Развитие речевой и коммуникативной
деятельности
Волшебные слова приветствия, благодарности и
поддержки.
Развитие познавательной деятельности
Развитие крупной моторики.
Развитие согласованности действий и движений разных
частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с
изменением направления и т.д.).
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая
гимнастика.
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и
штриховка.
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и
штриховка.
Развитие координации движений руки и глаза
(завязывание шнурков, нанизывание бусин).
Определение на ощупь величины предмета.
Определение на ощупь плоскостных фигур и
предметов.
Упражнения в раскатывании пластилина
Игры с крупной мозаикой.
Формирование ощущений от различных поз тела,
вербализация собственных ощущений.

Дата
проведе
ния

18

2

19

3

20

4

21

5

22

6

23

7

24

8

25
26

9
10

27

11

28

12

29

13

30
31
32

14
15
16

33

1

34

2

35

3

36

4

Движения и позы головы по показу, вербализация
собственных ощущений.
Развитие умения воспринимать словесные указания и
подчинять им свою деятельность.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных
геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник).
Формирование сенсорных эталонов плоскостных
геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник).
Выделение формы предмета, обозначение формы
предмета словом.
Группировка предметов и их изображений по форме
(по показу: круглые, квадратные, прямоугольные,
треугольные).
Развитие продуктивных видов деятельности
Развитие умения воспринимать словесные указания и
подчинять им свою деятельность.
Зачем нужны правила в игре?
Поделись и помоги другу.
Развитие познавательной деятельности
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери
предметы, похожие по форме».
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра
«Какой фигуры не стало» (3-4 предмета).
Различение предметов по величине (большой –
маленький).
Сравнение двух предметов по высоте и длине.
Сравнение двух предметов по ширине и толщине.
Моделирование геометрических фигур из
составляющих частей по образцу.
Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Знакомство с
основными цветами (красный, желтый, зеленый,
синий, черный, белый).
Конструирование объемных предметов из составных
частей (23 детали).
Составление целого из частей (2-3 детали) на
разрезном наглядном материале.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза
(обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей,
по инструкции педагога).

37

5

38
39

6
7

40

8

41

9

42

10

43

11

44

12

45

13

46

14

47

15

48

16

49

17

50

18

51

19

52

1

53

2

54
55
56
57
58
59

3
4
5
6
7
8

Нахождение отличительных и общих признаков двух
предметов.
Дидактическая игра «Какой детали не хватает».
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что
изменилось».
Развитие осязания (контрастные температурные
ощущения: холодный- горячий), обозначение словом.
Развитие обоняния (приятный запах — неприятный
запах).
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести:
тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение
различных предметов по тяжести.
Выделение и различение звуков окружающей среды
(стон, звон, гудение, жужжание).
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей
среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).
Различение речевых и музыкальных звуков.
Дидактическая игра «Кто и как голос подает»
(имитация крика животных).
Ориентировка на собственном теле (правая или левая
рука, правая или левая нога).
Движение в заданном направлении в пространстве
(вперед, назад и т. д.).
Ориентировка в помещении (классная комната).
Определение расположения предметов в помещении.
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет,
первый, на третьем месте и т.д.).
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая
или левая сторона).
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок,
плоскостных геометрических фигур.
Расположение
предметов
на
листе
бумаги.
Дидактическая игра «Расположи верно».
Развитие зрительной памяти.
Развитие эмоционально-личностной сферы
Что я знаю о себе?
Внимателен ли я?
Что такое эмоции?
Какие бывают эмоции?
Что я знаю о своих эмоциях?
Упражнения на расслабление и снятие мышечных
зажимов.

Развитие познавательной деятельности
60

9

61
62
63

10
11
12

64
65
66

13
14
15

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).
Упражнения на графической модели «Сутки».
Последовательность событий (смена времени суток).
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.
Диагностическое обследование
Диагностическое обследование обучающихся.
Диагностическое обследование обучающихся.
Инструктаж по безопасности в летний период.
Диагностическое обследование обучающихся.
2 класс

№
п\п

№
ур. в
четв

Тема урока

Дата

Диагностическое обследование
1.

1

2.

2

3.
4.

3
4

5.
6.

5
6

7.
8.

7
8

9.
10.

9
10

11.

11

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Диагностическое
обследование обучающихся.
Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Диагностическое
обследование обучающихся.
Развитие познавательной деятельности
Зачем в школе изучают…
Умею обратиться за помощью к учителю.
Развитие речевой и коммуникативной
деятельности
Я – вежливый ученик.
Волшебные слова приветствия, благодарности
поддержки.
Развитие познавательной деятельности

и

Координация движений. Развитие точности движений.
Обучение
целенаправленным
действиям
по
двухзвенной инструкции педагога (2 шага впередповорот направо и т.д.).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа
со шнуром, нанизывание бус).
Штриховка в разных направлениях и рисование по
трафарету.

Обводка по трафарету орнамента из геометрических
фигур.
Развитие координации движений рук и глаз (по
инструкции педагога).
Графический диктант (по показу).
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону
прямоугольных, квадратных, треугольных форм.
Определение на ощупь предметов с разными
свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).
Определение
на
ощупь
формы
предметов.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое
состояние).
Игры со средней мозаикой.
Движения и позы верхних и нижних конечностей
(упражнения по инструкции педагога).
Движения и положения головы (по инструкции
педагога), вербализация собственных ощущений.
Движения и позы всего тела.
Развитие продуктивных видов деятельности

12.

12

13.

13

14.
15.

14
15

16.

16

17.

1

18.

2

19.
20.

3
4

21.

5

22.

6

23.

7

Я расту трудолюбивым.

24.
25.

8
9

26.

10

27.

11

28.
29.
30.

12
13
14

31.

15

32.

16

33.

1

34.

2

Поделись и помоги другу.
Чтобы не поссориться…
Развитие познавательной деятельности
Формирование эталонов объемных геометрических
фигур (шар, куб).
Группировка предметов по форме (объемные и
плоскостные).
Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине
Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине
Группировка предметов по форме и величине по
инструкции педагога
Группировка предметов по форме и цвету по
инструкции педагога.
Составление сериационных рядов по величине из 3-4
предметов по заданному признаку
Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Различение цветов
и оттенков. Подбор оттенков к основным цветам.
Конструирование предметов из геометрических фигур
(2-4 детали).

35.

3

36.

4

37.

5

38.

6

39.

7

40.

8

41.

9

42.
43.
44.

10
11
12

45.

13

46.

14

47.

15

48.

16

49.

17

50.

18

51.

19

52.

20

53.

21

Выделение и различение частей знакомых предметов
(стул, спинка, ножки, сиденье; шкаф-дверцы, стенки и т.
д.)
Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном
наглядном материале.
Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном
наглядном материале.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза
предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции
педагога).
Нахождение отличий на наглядном материале
(сравнение двух картинок).
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что
изменилось?».
Различение наложенных изображений предметов (2-3
изображения).
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Развитие осязания (температурные ощущения).
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата,
гвозди, брусок и т.д.), словесное обозначение
барических ощущений.
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных
инструментов (погремушка, барабан, колокольчик,
ложки, гармошка, бубен).
Характеристика звуков по громкости и длительности
(шумы, музыкальные и речевые звуки).
Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).
Прослушивание музыкальных произведений.
Ориентировка в помещении, движение в заданном
направлении, обозначение словом, направления
движения.
Ориентировка в школьном помещении, понятия
«дальше-ближе»
Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Расположение плоскостных и объемных предметов в
вертикальном поле листа.
Расположение плоскостных и объемных предметов в
горизонтальном поле листа, словесное обозначение
пространственных отношений между предметами.
Дидактическая игра «Определи положение предмета»,
вербализация
пространственных
отношений
с
использованием предлогов.

Развитие эмоционально-личностной сферы
54.
55.
56.
57.
58.
59.

1
2
3
4
5
6

60.

7

61.
62.

8
9

63.
64.
65.
66.

10
11
12
13

67.
68.

14
15

Эмоции радости.
Эмоции разрушения и способы избавления от них.
Что я знаю о своих эмоциях?
Какой я?
Мои желания.
Упражнения на расслабление и снятие мышечных
зажимов.
Я знаю, что я…
Развитие познавательной деятельности
Порядок месяцев в году.
Времена года. Работа с графической моделью
«Времена года».
Знакомство с часами (циферблат, стрелки).
Меры времени (секунда, минута, час, сутки).
Определение времени по часам. Игры с моделью часов.
Определение времени по часам. Игры с моделью часов.
Диагностическое обследование
Диагностическое обследование обучающихся.
Инструктаж по безопасности в летний период.
Диагностическое обследование обучающихся.
3 класс

№
п\п

Тема урока
Диагностическое обследование

2.

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Диагностическое
обследование обучающихся.
2
Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Диагностическое
обследование обучающихся.
Развитие речевой и коммуникативной деятельности

3.
4.

3
4

5.

5

6.

6

1.

1

Я – вежливый ученик.
Волшебные слова приветствия, благодарности и
поддержки.
Учусь слушать и понимать других.
Развитие познавательной деятельности
Упражнения на развитие меткости.

Дата

Развитие согласованности движений на разные группы
мышц (по инструкции педагога)
Обучение целенаправленным действиям по двух- и
трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед —
поворот направо — один шаг назад и т. д.)
Совершенствование точности мелких движений рук
(завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)
Рисование бордюров по образцу. Обводка по трафарету
орнамента из геометрических фигур.
Графический диктант (зрительный и на слух)
Определение предметов на ощупь, выделение разных
свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие
предметы)
Восприятие поверхности на ощупь
Игры с сюжетной мозаикой
Формирование
ощущений
от
статических
и
динамических поз различных частей тела (глаза, рот,
пальцы), вербализация собственных ощущений
Развитие речевой и коммуникативной деятельности

7.

7

8.

8

9.

9

10.

10

11.
12.

11
12

13.
14.
15.

13
14
15

16.
17.

16
1

18.
19.
20.

2
3
4

21.

5

Сравнение и обозначение словом, формы предметов (34 предмета).

22.

6

23.

7

24.

8

25.

9

26.

10

27.
28.

11
12

Комбинирование разных форм из геометрического
конструктора по инструкции
Сравнение и обозначение словом, величины разных
предметов по двум параметрам
Составление сериационных рядов по величине из 4-5
предметов
Составление сериационных рядов по величине из 4-5
предметов
Группировка предметов по самостоятельно
выделенному признаку
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные
Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной
насыщенности одного цвета

Учусь слушать и понимать других
Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Для чего нужны
замечания?
Замечания или оскорбления?
Школьная дружба
Друг в беде не бросит
Развитие познавательной деятельности

29.

13

30.

14

31.

15

32.

16

33.

1

34.

2

35.
36.
37.
38.
39.
40.

3
4
5
6
7
8

41.

9

42.

10

43.

11

44.

12

45.

13

46.

14

47.

15

Узнавание предмета по его отдельным частям.
Дорисовывание незаконченных изображений знакомых
предметов
Составление предмета или целостной конструкции из
мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)
Совершенствование
зрительно-двигательной
координации рук и глаз. Рисование бордюров по
наглядному образцу
Нахождение отличительных и общих признаков на
наглядном материале (сравнение двух картинок)
Сравнение трех предметов, отличающихся 1
незначительными качествами или свойствами
Тренировка зрительной памяти.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Развитие продуктивных видов взаимодействия
Я расту трудолюбивым.
Зачем нужны правила в игре?
Если я проиграл...
Поделись и помоги другу.
Чтобы не поссориться...
Если друг проиграл, если друг выиграл...
Развитие познавательной деятельности
Определение различных свойств веществ (твердость,
сыпучесть, вязкость, растворимость)
Развитие дифференцированных ощущений чувства
тяжести
(тяжелее — легче). Взвешивание на ладони,
определение веса на глаз
Определение направления звука в пространстве (справа
— слева — спереди — сзади). Дидактическая игра
«Догадайся, откуда звук»
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот
головы на определенный звук). Дидактическая игра
«Прерванная песня»
Ориентировка в пространстве (в помещении и на
улице), вербализация пространственных отношений с
использованием предлогов
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет
о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда
пойдешь, то и найдешь»
Моделирование
пространственного
расположения
мебели в комнате.

48.
49.

16
17

50.

18

51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

19
20
21
1
2
3
4

58.
59.
60.

5
6
7

61.

8

62.
63.

9
10

64.
65.
66.

11
12
13

67.
68.

14
15

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части
Расположение предметов в вертикальном и
горизонтальном полях листа
Ориентировка на листе бумаги разного размера,
прикрепленном к доске (вертикальное расположение
листа)
Развитие эмоционально-личностной сферы
Я – это интересно.
Я и моя семья.
Что мы знаем об общении.
Качества, важные для общения.
Учимся обраться без слов.
Зачем нужны человеку эмоции?
Зачем
нужны
человеку
эмоции?
Работа
пиктограммами: радость, страх, обида, злость и др.
Эмоции радости.
Эмоции разрушения и способы избавления от них.
Учусь понимать эмоциональное состояние
окружающих (сверстников, взрослых).
Учусь понимать эмоциональное состояние
окружающих (сверстников, взрослых).
Развитие познавательной деятельности

с

Определение времени по часам.
Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин,
1 ч).
Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин».
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая
игра «Когда это бывает?»
Диагностическое обследование
Диагностическое обследование обучающихся.
Инструктаж по ОТ и ТБ в летний
Диагностическое обследование обучающихся.

период.

4 класс
№
п\п

№ ур.
в
четв

Тема урока
Диагностическое обследование

Дата

2.

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Диагностическое
обследование обучающихся.
2
Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Диагностическое
обследование обучающихся.
Развитие речевой и коммуникативной деятельности

3.
4.

3
4

5.

5

6.

6

7.

7

8.
9.
10.
11.

8
9
10
11

12.

12

13.
14.

13
14

15.

15

16.

16

17.
18.
19.
20.
21.

1
2
3
4
5

Учусь слушать и понимать других.
Для чего нужны замечания?
Замечания или оскорбления?
Школьная дружба.
Друг в беде не бросит.
Развитие познавательной деятельности

22.

6

23.

7

Сравнение и группировка предметов по форме,
величине и цвету.
Составление сериационных рядов по самостоятельно

1.

1

Я – вежливый ученик.
Волшебные слова приветствия, благодарности
поддержки.
Учусь слушать и понимать других.
Развитие познавательной деятельности

и

Развитие согласованности движений на разные группы
мышц (по инструкции педагога). Соотношение
движений с поданным звуковым сигналом.
Выполнение
целенаправленных
действий
по
трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет о
выполнении.
Графический диктант с усложненными заданиями.
Графический диктант с усложненными заданиями.
Дорисовывание симметричной половины изображения.
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по
разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый,
колючий, деревянный, горячий).
Закрепление тактильных ощущений при работе с
пластилином и глиной.
Игры с мелкой мозаикой.
Сочетание движений и поз различных частей тела (по
инструкции педагога), вербализация поз и действий.
Упражнения на расслабление и снятие мышечных
зажимов.
Группировка предметов по двум самостоятельно
выделенным признакам, обозначение словом.
Развитие речевой и коммуникативной деятельности

выделенным признакам из 4-5 предметов.
24.

8

25.

9

26.
27.
28.
29.
30.

10
11
12
13
14

31.
32.

15
16

33.

1

34.

2

35.

3

36.
37.
38.
39.
40.
41.

4
5
6
7
8
9

42.

10

43.

11

44.

12

45.

13

Составление сериационных рядов по самостоятельно
выделенным признакам из 4-5 предметов.
Использование простых мерок для измерения и
сопоставления отдельных параметров предметов (по
длине, ширине, высоте).
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).
Конструирование сложных форм предметов.
Узнавание предмета по одному элементу.
Узнавание предмета по словесному описанию.
Нахождение отличительных и общих признаков на
наглядном материале (сравнение 2-3-предметных
(сюжетных) картинок).
Нахождение нелепиц на картинках.
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра
«Нарисуй по памяти».
Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Развитие
дифференцированных осязательных ощущений (сухое
– влажное – мокрое и т. д.), их словесное обозначение.
Определение противоположных качеств предметов
(чистый – грязный, темный – светлый, вредный –
полезный).
Определение
противоположных
действий,
совершаемых с предметами (открыть – закрыть,
расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть).
Развитие продуктивных видов взаимодействия
Я расту трудолюбивым.
Зачем нужны правила в игре?
Если я проиграл...
Поделись и помоги другу.
Чтобы не поссориться...
Если друг проиграл, если друг выиграл...
Развитие познавательной деятельности
Различение звуков по длительности и громкости
(неречевых, речевых, музыкальных).
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая
игра «Запрещенный звук».
Определение на слух звучания различных
музыкальных инструментов. Дидактическая игра
«Угадай, что звучит».
Ориентировка в помещении и на улице по словесной
инструкции.

46.

14

47.

15

48.

16

49.
50.
51.
52.

17
18
19
20

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

21
1
2
3
4
5
6
7
8

Моделирование расположения предметов в
пространстве, вербализация пространственных
отношений.
Моделирование пространственных ситуаций по
инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной
комнате).
Ориентировка на листе бумаги разного формата
(тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному
расположенного (горизонтально, вертикально, под
углом).
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие произвольного внимания.
Развитие произвольной памяти.
Развитие вербального мышления.
Развитие эмоционально-личностной сферы
Я – это интересно.
Я и моя семья.
Что мы знаем об общении.
Качества, важные для общения.
Учимся обраться без слов.
Зачем нужны человеку эмоции?
Эмоции радости.
Эмоции разрушения и способы избавления от них.
Учусь понимать эмоциональное состояние
окружающих (сверстников, взрослых).
Развитие познавательной деятельности

62.
63.
64.
65.
66.

9
10
11
12
13

Определение времени по часам.
Длительность временных интервалов.
Работа с календарем и моделью календарного года.
Последовательность основных жизненных событий.
Возраст людей.
Диагностическое обследование

67.
68.

14
15

Диагностическое обследование обучающихся.
Инструктаж по ОТ и ТБ в летний период.
Диагностическое обследование обучающихся.


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».