Рабочая программа учебного предмета Мир природы и человека (вариант1) 1 - 4 класс

Подписано цифровой
Воробьева
подписью: Воробьева
Надежда Владимировна
Надежда
Дата: 2025.09.26 07:09:13
Владимировна +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
МКОУ ООШ д. Ленино

ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП ООО
утв. приказом директора
МКОУ ООШ д. Ленино
от 25.06. 2025 г. №161

Рабочая программа
по предмету
«Мир природы и человека»
для обучающихся 1-4 класса

2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Учебным планом;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15);
Примерной программой основного общего образования по мир природы и
человека, допущенной Министерством образования и науки РФ.
Сведения о примерной программе
Рабочая программа составлена на основе примерной Программы
(Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных
учреждений 8 вида, под редакцией В. В. Воронковой, Москва,
«Просвещение» 2000 год).
Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка
с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов
окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих
знаний в практическую повседневную деятельность.
Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся
системы уже на начальном уровне образования предполагает уделять большое
внимание
формированию
природоведческих
знаний,
соответствующих
современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических
и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях
становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как
заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека
позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение,
создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла
природоведческих дисциплин.
Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у
детей с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на
ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по

формированию различных представлений о природе и природных явлениях,
готовить
детей
к
последующему изучению
систематического
курса
природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их
успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в
младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов,
необходимых для становления личности.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся
начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой
природе.
При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и
человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной
деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
– полисенсорности восприятия объектов;
– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями
с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных
условиях;
– накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через
взаимодействие с различными носителями информации;
– закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;
– постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.
Цели образовательно-коррекционной работы Курс «Мир природы и человека»
решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
 уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает
новые знания об основных ее элементах;
 на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
 вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
 формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
 конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую
деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
 вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные
причинно-следственные связи;
 формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учит детей бережному отношению к природе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а
также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс

обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в
течение года, дополнять их новыми сведениями.
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения:
натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные
мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного
содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений,
практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы
или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности
обучающихся под руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо
реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика,
математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе
внеурочной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2
часа в неделю в 1-ом классе. 66 часов в год.
Формы организации образовательного процесса: урок.
Формы обучения:
- коллективные;
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Ключевые компетенции
Ценностно-смысловые
Общекультурные
Учебно-познавательные
Информационные
Коммуникативные
Социально-трудовые
Виды и формы контроля:
- текущий контроль.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Минимальный уровень:
 правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
 различать объекты живой и неживой природы;
 выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
 называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей
местности;
 называть и показывать части тела человека, органы чувств, объяснять их
назначение.

Достаточный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных
условиях;
 выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой
природы;
 классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким
признакам;
 замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них
уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все
обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов
освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование
личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти
действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и
человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый
материал на развитие следующих личностных умений и навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения
учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие
коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем,
чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение
общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в
жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает
установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине
и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через
специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков,

таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока,
планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен
быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:
умением вступать в контакт и работать в группах;
умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками, сверстниками, учителями;
умение обращаться за помощью и принимать помощь;
умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие
регулятивные учебные действия:
входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному
сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса
(зала, учебного помещения);
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.) в учебное время;
самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее
место под руководством учителя;
корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с
инструкцией (под руководством учителя);
принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в
рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными
нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений
окружающей действительности,
характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу);
находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом
материале;
использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях);
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать
элементарные обобщения;

знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса
представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в
теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения
ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы
«Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения
принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у
обучающихся базовых представлений о природе.
Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для
изучения каждой из них, могут быть изменены учителем.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается
увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и
расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Неживая природа (8 ч)
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью:
солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро,
день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений,
животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе (18ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо,
жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце
весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой
природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь,
снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой
деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение
деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха1.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа (40 ч)
Растения (11 ч)
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники,
травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование
плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям
жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные(11 ч)
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие
животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным
условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом,
их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках,
приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение(18 ч)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб,
брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган
зрения, ухо – орган слуха и т. д.Профилактика травматизма и заболеваний органов
чувств человека.

Учебно – тематическое планирование
Наименование разделов

Количество часов

Неживая природа

8

Сезонные изменения в природе
Живая природа
Итого

Требования к уровню подготовки.

18
40
66

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут
быть минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
 правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
 различать объекты живой и неживой природы;
 выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
 называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей
местности;
 называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
 соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с
интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
 овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и
явлениями природы;
 узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных
условиях;
 отнесение изученных объектов природы к определенным группам по
существенным признакам;
 знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии
со своими знаниями.
Материально-техническое обеспечение предмета « Мир природы и
человека» включает:
Книгопечатная продукция.
Учебники для 1 класса Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., и др.
Мир природы и человека в 2 частях (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями), Издательство «Просвещение»,2018г.
Печатные пособия
наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экспозиционный экран.
Интерактивная доска
Фотоаппарат
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной
программе по окружающему миру.
Информационно-коммуникативные средства:
Интерактивные игры;
Мультимедийные презентации;
Видео и мультфильмы обучающего характера;

Электронные учебные пособия, тренажёры, тесты по основным разделам предмета;
Оборудование класса
Эргономическая мебель
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенная магнитная доска с набором магнитов для крепления таблиц.
Календарно – тематическое планирование уроков «Мир природы и человека»
1 класс (2 часа в неделю, всего - 66 часов).
Тема урока

Кол-во
часов

№
урока

1 четверть (16 часов)
1
практическая
работа
1
опрос

1

Земля и Солнце.

2

Значение Солнца.

3

Солнце и жизнь растений.

1

4

День и ночь.

1

5

Небо днем и ночью.

1

6

Сутки.

1

7

Занятие людей в течение суток.

1

8

Режим дня.

1

9

Осень.

10,11

Признаки осени.

Форм и
методы
контроля

практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
практическая
работа
наблюдение

Сезонные изменения в природе
1
практическая
работа
2
опрос

12

Занятия и одежда осенью.

1

13

Погода. Календарь природы.

1

практическая
работа
опрос

Живая природа
Растения
1

14

Растения.

15

Строение и сходство растений.

1

16

Различия растений.

1

опрос
практическая
работа
опрос

2 четверть (16 часов)
Живая природа
1

Разнообразие цветов.

Растения
1

практическая
работа

Дата
по
плану

Проведен.
по
факту

2
3,4
5
6

Семена.

1

опрос

Плоды растений.

2

практическая
работа
опрос

Приспособление растений к сезонным 1
изменениям.
Уход за растениями.
1

8

Приспособления растений к условиям 1
жизни.
Растения (обобщающий урок).
1

9

Занятия и одежда зимой.

1

10

Погода. Календарь природы.

1

11

Животные.

1

12

Строение и сходство животных.

1

13,14

Различие животных.

2

15,16

Детеныши животных.

1,2

Домашние животные.

7

практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос

практическая
работа
3 четверть (18 часов)
2
практическая
работа
1
опрос
2

3

Дикие животные.

4

6

Приспособление
животных
различным условиям обитания.
Приспособление
животных
временам года.
Животные (обобщающий урок).

7

Весна.

1

8

Признаки весны.

1

9

Занятия и одежда весной.

1

5

практическая
работа
опрос

к 1
к 1
1

практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос

Человек
Человек.

1

опрос

Части тела человека.

2

13

Гигиенические навыки.

1

практическая
работа
опрос

14

Лицо человека.

1

15

Глаза.

1

16

Уши.

1

17

Нос.

1

10
11,12

практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос

18

Рот.

1,2

Кожа.

3,4

Осанка .

5,6

Скелет и мышцы человека.

2

Погода. Календарь природы.

1

Лето.

2

10,11

Признаки лета.

1

12,13

Занятия и одежда летом.

2

14,15
16

Разнообразие птиц в природе.
Экскурсия.

2
1

7
8,9

практическая
работа
4 четверть (16 часов)
2
практическая
работа
2
опрос
2

практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
наблюдение


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».