Подписано цифровой
Воробьева
подписью: Воробьева
Надежда Владимировна
Надежда
Дата: 2025.09.26 07:09:13
Владимировна +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
МКОУ ООШ д. Ленино
ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП ООО
утв. приказом директора
МКОУ ООШ д. Ленино
от 25.06. 2025 г. №161
Рабочая программа
по предмету
«Мир природы и человека»
для обучающихся 1-4 класса
2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Учебным планом;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15);
Примерной программой основного общего образования по мир природы и
человека, допущенной Министерством образования и науки РФ.
Сведения о примерной программе
Рабочая программа составлена на основе примерной Программы
(Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных
учреждений 8 вида, под редакцией В. В. Воронковой, Москва,
«Просвещение» 2000 год).
Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка
с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов
окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих
знаний в практическую повседневную деятельность.
Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся
системы уже на начальном уровне образования предполагает уделять большое
внимание
формированию
природоведческих
знаний,
соответствующих
современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических
и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях
становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как
заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека
позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение,
создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла
природоведческих дисциплин.
Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у
детей с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на
ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по
формированию различных представлений о природе и природных явлениях,
готовить
детей
к
последующему изучению
систематического
курса
природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их
успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в
младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов,
необходимых для становления личности.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся
начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой
природе.
При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и
человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной
деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
– полисенсорности восприятия объектов;
– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями
с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных
условиях;
– накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через
взаимодействие с различными носителями информации;
– закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;
– постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.
Цели образовательно-коррекционной работы Курс «Мир природы и человека»
решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает
новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую
деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные
причинно-следственные связи;
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учит детей бережному отношению к природе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а
также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс
обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в
течение года, дополнять их новыми сведениями.
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения:
натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные
мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного
содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений,
практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы
или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности
обучающихся под руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо
реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика,
математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе
внеурочной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2
часа в неделю в 1-ом классе. 66 часов в год.
Формы организации образовательного процесса: урок.
Формы обучения:
- коллективные;
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Ключевые компетенции
Ценностно-смысловые
Общекультурные
Учебно-познавательные
Информационные
Коммуникативные
Социально-трудовые
Виды и формы контроля:
- текущий контроль.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Минимальный уровень:
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей
местности;
называть и показывать части тела человека, органы чувств, объяснять их
назначение.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных
условиях;
выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой
природы;
классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким
признакам;
замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них
уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все
обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов
освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование
личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти
действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и
человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый
материал на развитие следующих личностных умений и навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения
учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие
коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем,
чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение
общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в
жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает
установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине
и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через
специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков,
таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока,
планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен
быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:
умением вступать в контакт и работать в группах;
умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками, сверстниками, учителями;
умение обращаться за помощью и принимать помощь;
умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие
регулятивные учебные действия:
входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному
сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса
(зала, учебного помещения);
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.) в учебное время;
самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее
место под руководством учителя;
корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с
инструкцией (под руководством учителя);
принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в
рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными
нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений
окружающей действительности,
характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу);
находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом
материале;
использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях);
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать
элементарные обобщения;
знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса
представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в
теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения
ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы
«Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения
принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у
обучающихся базовых представлений о природе.
Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для
изучения каждой из них, могут быть изменены учителем.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается
увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и
расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Неживая природа (8 ч)
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью:
солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро,
день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений,
животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе (18ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо,
жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце
весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой
природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь,
снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой
деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение
деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха1.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа (40 ч)
Растения (11 ч)
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники,
травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование
плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям
жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные(11 ч)
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие
животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным
условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом,
их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках,
приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение(18 ч)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб,
брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган
зрения, ухо – орган слуха и т. д.Профилактика травматизма и заболеваний органов
чувств человека.
Учебно – тематическое планирование
Наименование разделов
Количество часов
Неживая природа
8
Сезонные изменения в природе
Живая природа
Итого
Требования к уровню подготовки.
18
40
66
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут
быть минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей
местности;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с
интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и
явлениями природы;
узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных
условиях;
отнесение изученных объектов природы к определенным группам по
существенным признакам;
знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии
со своими знаниями.
Материально-техническое обеспечение предмета « Мир природы и
человека» включает:
Книгопечатная продукция.
Учебники для 1 класса Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., и др.
Мир природы и человека в 2 частях (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями), Издательство «Просвещение»,2018г.
Печатные пособия
наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экспозиционный экран.
Интерактивная доска
Фотоаппарат
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной
программе по окружающему миру.
Информационно-коммуникативные средства:
Интерактивные игры;
Мультимедийные презентации;
Видео и мультфильмы обучающего характера;
Электронные учебные пособия, тренажёры, тесты по основным разделам предмета;
Оборудование класса
Эргономическая мебель
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенная магнитная доска с набором магнитов для крепления таблиц.
Календарно – тематическое планирование уроков «Мир природы и человека»
1 класс (2 часа в неделю, всего - 66 часов).
Тема урока
Кол-во
часов
№
урока
1 четверть (16 часов)
1
практическая
работа
1
опрос
1
Земля и Солнце.
2
Значение Солнца.
3
Солнце и жизнь растений.
1
4
День и ночь.
1
5
Небо днем и ночью.
1
6
Сутки.
1
7
Занятие людей в течение суток.
1
8
Режим дня.
1
9
Осень.
10,11
Признаки осени.
Форм и
методы
контроля
практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
практическая
работа
наблюдение
Сезонные изменения в природе
1
практическая
работа
2
опрос
12
Занятия и одежда осенью.
1
13
Погода. Календарь природы.
1
практическая
работа
опрос
Живая природа
Растения
1
14
Растения.
15
Строение и сходство растений.
1
16
Различия растений.
1
опрос
практическая
работа
опрос
2 четверть (16 часов)
Живая природа
1
Разнообразие цветов.
Растения
1
практическая
работа
Дата
по
плану
Проведен.
по
факту
2
3,4
5
6
Семена.
1
опрос
Плоды растений.
2
практическая
работа
опрос
Приспособление растений к сезонным 1
изменениям.
Уход за растениями.
1
8
Приспособления растений к условиям 1
жизни.
Растения (обобщающий урок).
1
9
Занятия и одежда зимой.
1
10
Погода. Календарь природы.
1
11
Животные.
1
12
Строение и сходство животных.
1
13,14
Различие животных.
2
15,16
Детеныши животных.
1,2
Домашние животные.
7
практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
практическая
работа
3 четверть (18 часов)
2
практическая
работа
1
опрос
2
3
Дикие животные.
4
6
Приспособление
животных
различным условиям обитания.
Приспособление
животных
временам года.
Животные (обобщающий урок).
7
Весна.
1
8
Признаки весны.
1
9
Занятия и одежда весной.
1
5
практическая
работа
опрос
к 1
к 1
1
практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
Человек
Человек.
1
опрос
Части тела человека.
2
13
Гигиенические навыки.
1
практическая
работа
опрос
14
Лицо человека.
1
15
Глаза.
1
16
Уши.
1
17
Нос.
1
10
11,12
практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
18
Рот.
1,2
Кожа.
3,4
Осанка .
5,6
Скелет и мышцы человека.
2
Погода. Календарь природы.
1
Лето.
2
10,11
Признаки лета.
1
12,13
Занятия и одежда летом.
2
14,15
16
Разнообразие птиц в природе.
Экскурсия.
2
1
7
8,9
практическая
работа
4 четверть (16 часов)
2
практическая
работа
2
опрос
2
практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
практическая
работа
опрос
наблюдение