Рабочая программа учебного предмета Рисование (изобразительное искусство) 3 класс

Подписано цифровой
Воробьева
подписью: Воробьева
Надежда Владимировна
Надежда
Дата: 2025.09.26 07:08:18
Владимировна +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
МКОУ ООШ д. Ленино

ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП
ООО
утв.
приказом
директора
МКОУ ООШ д. Ленино
от 25.06. 2025 г. №161

Рабочая программа
по предмету
«Рисование»
(Изобразительное искусство )
для обучающихся 3 класса

2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство составлена на
основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированная рабочая
программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих
нормативных актов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об
утверждении федерального государственнного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
(для I-III (IV) классов)
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ориентирована на учебник М.Ю. Рау М.
А. Зыкова Изобразительное искусство: 3кл.:учебник.\ М., «Просвещение»,2019 г.
Согласно учебному плану образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальных нарушений) при 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство»
отведено по 1 часу в неделю для 3 класса, что составляет 34часа за учебный год.
Методическая литература и оценочные материалы
Для демонстрации рекомендуется использовать произведения живописи и книжной графики: картины И.
Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и
др., доступные пониманию учащихся(по выбору учителя).
Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2017.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для
общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2019.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,
2020.
Учебник М.Ю. Рау М. А. Зыкова Изобразительное искусство: 3кл.:учебник.\ М., «Просвещение»,2019 г.
Электроный ресурс:Учительский портал https://uchitelya.com/
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности
вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов
возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных
процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных
интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических
процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не
только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое
развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и
обобщению.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания
― ощущение и восприятие.
Меньший потенциал уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ,
синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Особенности восприятия и осмысления
детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Особенности
познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными

2

нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой
устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение.
Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна
недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на
узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов
отличается значительнойнесформированностью.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в
развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия
между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех
сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для
обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями),
как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при
выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь,
это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение
специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых
на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а
также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями,
требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется
слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.
Специальные условия
Система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения,
опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону
ближайшего развития. Педагогические условия для обучающихся с умственной отсталостью решают
как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы
его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей
возрастным возможностям и способностям обучающегося. Особая организация учебной и внеурочной
работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных
коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают
положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными
мыслительными операциями.
– Организация рабочего места ребенка с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне
внимания педагога.
– Использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов.
– Использование наглядных, практических, словесных методов обучения и воспитания с учетом
психофизического состояния ребенка, индивидуальный подход, дифференцированные задания, работа по
алгоритму.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
‒
коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного
воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
‒
развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения
ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок,
аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
‒
коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных
технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
‒
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления
и воображения.
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных
и предметных .
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку
именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых

3

для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
по изобразительного искусства в 3 классе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной
области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их
применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам
не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету
«Изобразительное искусство»:
Минимальный уровень:


знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с
ними;



знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;



знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная
поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;



пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;



знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки:
Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;



организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;



следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей
изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;



владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);



рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в
соответствии с темой;



применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи
фактуры предмета;



ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с
параметрами изобразительной поверхности;



адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета
изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и
некоторых оттенков цвета;



узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и
действий.

4

Достаточный уровень:


знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);



знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец,
Хохлома и др.);



знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;



знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность,
точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;



знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы
предмета и т.д.;



знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);



знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);



нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей
тетради;



следование при выполнении работы синструкциям учителя или инструкциям, представленным в
других информационных источниках;



оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);



использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;



применение разнообразных способов лепки;



рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и
свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;



различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, семье и обществу;



различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Содержание программы.

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости, учитывать
протяженность листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы
изображаемого предмета; закрепление умения учитывать необходимость соответствия размера
рисунка и величины листа бумаги.
Развитие пространственных представлении. Работа над понятиями "перед...", "за...", "около...",
"рядом...", "с...", "далеко от...", "посередине", "справа от...", "слева от...".
формирование умения изображать предметы в рисунке при передаче глубины пространства:
ближние - ниже, дальние - выше на листе бумаги; использовать прием загораживания одних
предметов другими, уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с
расположенными вблизи от наблюдателя.
Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в
вертикальном и горизонтальном формате), обучение способам достижения ритма в узоре
повторением и чередованием формы и цвета его элементов.
Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепка,
работу над аппликацией, рисование).
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»

5

Формирование навыков обследования предметов с целью их изображения; использование
метода сравнения в этой работе, определенной последовательности в видах работ: сначала лепка,
затем составление аппликации и рисование.
Формирование умения соотносить форму предмета с эталонными геометрическими фигурами
{кругом, овалом, квадратом и др.).
Формирование представлений о строении тела животных и способах изображения некоторых
животных в лепке и аппликации (с опорой на образы дымковских игрушек:"Лошадка", "Гусь"
или др.).
Формирование умения передавать движение формы (человек идет, бежит: дерево на ветру,
развивающийся на ветру флаг).
Формирование элементарных представлении о явлениях симметрии и асимметрии в природе.
Знакомство с осевой симметрией на примере строения насекомых (бабочка, стрекоза, жук),
конструктивных особенностей посуды (кринка, стакан, кастрюля).
Обучение приемам изображения элементов декора Городецких игрушек (листья, цветы, бутоны).
Выполнение узора в квадрате с использованием элементов Городецкой росписи. Обучению
приему составления узора в квадрате с учетом центральной симметрии в аппликации.
Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование
умений передавать его в живописи»
Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные"
("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно
составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных
цветов на палитре.
Обучение приемам посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил).
Получение голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски. Использование
полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании
с натуры и по представлению.
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать
картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.
Беседа по плану:
Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.
Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать другие.
Как художник изображает деревья в разные времена года.
Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.
Речевой материал.
Закрепление речевого материала I и II класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
Художник, природа, красота; белила, палитра;
ритм (в узоре); фон; украшение, движение;
загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;
уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать;
идет, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске);
светлый (светло-синий), и т.д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий;
близко, далеко;форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский
узор, народный узор; Россия, Русь, народ, русский и другие народности.

6

приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй, как запомнил (по
памяти); работай кончиком кисти, вот так; помой кисточку в воде;
в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал;
Сначала нарисую ствол, потом ветки.. Машина загораживает дом.

Тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Формы, виды и
содержание
деятельности по
реализации
воспитательного
потенциала урока

Разделы

Обучение композиционной деятельности

Индивидуальная
работа. Работа
эстетического
содержания.

10

Развитие у учащихся умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию

Индивидуальная
работа. Профессии
нужные и важные

10

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и
формирование умений передавать его в живописи

Индивидуальная
работа. Работа с
текстом нравственного
содержания.

10

Индивидуальная
работа. Работа с
текстом нравственного
содержания.

4

1.

2.

Количество
часов

3.

4.
Обучение восприятию произведений искусства

34

За год:

Поурочное планирование
учебного материала по курсу «Изобразительное искусство» 3 кл.
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

1

Инструктаж по ТБ. Рисование на тему
«Наступила осень».
Рисование по представлению «Птицы
улетают».
Художественное конструирование.
Аппликация «Бабочка»
Рисование с натуры. «Бабочки и цветы».

1

2
3
4

Дата проведения
Планируемая
Фактическая

1
1
1
7

5

6

7

8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19

Иллюстрирование.
Рисование узора «Бабочка на ткани» с
использованием трафарета с силуэтом
бабочки
Художественное конструирование и
дизайн. Лепка «Бабочка из пластилиновых
шариков».
Художественное конструирование из
кусочков цветной бумаги «Бабочки в
саду»
Художественное конструирование и
дизайн. Открытка «Воспоминание о лете»
Рисование по представлению «Портрет
красавицы осени».
Рисование по памяти «Зима».
Инструктаж по ТБ. Рисование по
преставлению «Мечтаю о море».
Рисование на тему «Одежда ярких
цветов».
Художественное конструирование.
Превращение пятна в изображение
Рисование акварельными красками по
сырой бумаге «Небо, радугу, листья,
цветок»
Художественное конструирование
Изображение человека в движении
Работа с пластилином Фигурки человека в
движении»
Рисование по памяти «Дети лепят
снеговиков».
Рисование с натуры «Зима пришла».
Художественное конструирование.
Рисуем углем «Зимний пейзаж»

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
25
26
27

Работа с пластилином Моя лошадка»
Рисование на тему «Лошадка».
Аппликация. Натюрморт «Фрукты и
кружка»
Иллюстрирование «Деревья в лесу»
Рисование на тему «Косовская роспись»
Декоративное рисование «Красота в
умелых руках».
Иллюстрирование сказки «Иван – царевич
и Жар – птица».
Художественное конструирование и
дизайн. «Весна наступила»

1
1
1
1
1
1
1
1

28

Инструктаж по ТБ.
рисование.

Декоративное

Орнамент в полосе с помощью штампа.
1
29

Аппликация «Чашка, чайник, тарелка»

8

Декоративное рисование «Пасхальное
яйцо»
31
Декоративное рисование «Кухонная
доска»
32
Иллюстрирование сказки «Колобок»
33
Лепка «Летом за грибами»
РисРРисование
с натуры или по памяти «Родная
34
природа. Облака».
30

1
1
1
1
1

9


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».