Лапта 2-4 класс

Воробьева
Надежда
Владимировна

Подписано цифровой
подписью: Воробьева
Надежда Владимировна
Дата: 2025.09.25 07:40:11
+05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
МКОУ ООШ д. Ленино

УТВЕРЖДАЮ
приказом директора
МКОУ ООШ д. Ленино
№ 161 от 25.06. 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛАПТА»
для обучающихся 2-4 классов

д. Ленино, 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модуль «Лапта» (далее - модуль по лапте, лапта) на уровне начального общего
образования разработан с целью реализации содержания модуля «Прикладноориентированная физическая культура» по видам спорта федеральной рабочей программы
по учебному предмету «Физическая культура» с учётом современных тенденций в системе
образования и использования спортивно-ориентированных форм, средств и методов
обучения по различным видам спорта.
Русская лапта - одна из древнейших национальных спортивных игр. В настоящее
время русская лапта является официальным видом спорта. Лаптой можно заниматься с
дошкольного возраста и продолжать эту деятельность на протяжении многих лет жизни.
Лапта является универсальным средством физического воспитания и способствует
гармоничному развитию, укреплению здоровья детей. В образовательном процессе средства
лапты содействуют комплексному развитию у обучающихся всех физических качеств,
комплексно влияют на органы и системы растущего организма ребенка, укрепляя и повышая
их функциональный уровень.
Лапта выделяется среди других игровых видов спорта своей экономической
доступностью. При проведении учебной и внеурочной деятельности не требуется больших
средств на приобретение соответствующего оборудования и инвентаря. Эту игру можно
организовать для мальчиков и девочек, как в зале, так и на открытом воздухе.
Регулярные занятия лаптой содействуют развитию личностных качеств обучающихся,
формированию коллективизма, инициативности, решительности, развития моральноволевых качеств, а также способствует формированию комплекса психофизиологических
свойств организма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала
личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Целью изучения модуля «Лапта» является формирование у обучающихся навыков
общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к
сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через
занятия физической культурой и спортом с использованием средств вида спорта «лапта».
Задачами изучения модуля «Лапта» являются:
всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их
двигательной активности;
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их
организма, обеспечение безопасности на занятиях по лапте;
формирование общих представлений о лапте, ее истории развития, возможностях и
значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке
обучающихся;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими
действиями и приемами вида спорта «лапта»;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества;
развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса
к учебному предмету «Физическая культура» средствами лапты;
выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.
Модуль «Лапта» доступен для освоения всем обучающимся, независимо от уровня их
физического развития и гендерных особенностей, и расширяет спектр физкультурноспортивных направлений в общеобразовательных организациях.
Интеграция модуля по лапте поможет обучающимся в освоении содержательных
компонентов и модулей по легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, гимнастике, а
также в освоении программ в рамках внеурочной деятельности, деятельности школьных
спортивных клубов, подготовке обучающихся к сдаче норм ГТО и участии в спортивных

мероприятиях.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста
обучающихся в рамках реализации ООП НОО МКОУ ООШ д. Ленино в качестве третьего
часа физической культуры (двигательной активности) обучающимся 2-4 классов
предоставляется возможность посещения учебного курса внеурочной деятельности «Лапта».
На учебный курс внеурочной деятельности «Лапта» отводится 102 часа: во 2, 3, 4 классах по 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Содержание и результаты данных учебного курса внеурочной деятельности
формируются на основе модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура»
федеральной рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» (ФОП НОО) и с
учётом возможностей МКОУ ООШ д. Ленино и включают в себя изучение популярных
национальных видов спорта, подвижных игр и развлечений, основывающиеся на
этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знания о лапте.
История зарождения лапты. Современное состояние лапты в Российской Федерации.
Разновидности лапты. Основные понятия о спортивных сооружениях и инвентаре.
Правила безопасного поведения во время занятий лаптой.
Режим дня при занятиях лаптой. Правила личной гигиены во время занятий лаптой.
Способы самостоятельной деятельности.
Подвижные игры и правила их проведения. Организация и проведение игр
специальной направленности с элементами лапты.
Самоконтроль и его роль в учебной и соревновательной деятельности. Дневник
самонаблюдения.
Правила безопасного поведения во время соревнований по лапте в качестве зрителя,
болельщика.
Подбор и составление комплексов общеразвивающих, специальных и имитационных
упражнений для занятий лаптой.
Тестирование уровня физической подготовленности игроков в лапту.
Физическое совершенствование.
Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами для
развития физических качеств (быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости,
выносливости, гибкости).
Подвижные игры с элементами лапты: «Поймай лису», «Баскетбол с теннисным
мячом», «Перестрелки» и другие.
Специально-подготовительные упражнения для начального обучения технике игры в
лапту.
Учебные игры в лапту. Малые (упрощенные) игры в лапту. Участие в
соревновательной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения модуля «Лапта» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
через знание истории и современного состояния развития лапты;
проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и
взаимодействия, нравственного поведения, проявление положительных качеств личности,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, решение проблем в

процессе занятий лаптой;
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил
безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и
чрезвычайных ситуациях при занятии лаптой.
В результате изучения модуля «Лапта» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения средствами лапты и
составлять планы в рамках физкультурно-спортивной деятельности, выбирать успешную
стратегию и тактику в различных ситуациях;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в
учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, оценивать правильность
выполнения задач, собственные возможности их решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
В результате изучения модуля «Лапта» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
понимание роли и значения занятий лаптой в формировании личностных качеств, в
активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального
здоровья;
знание правил проведения соревнований по лапте в учебной, соревновательной и
досуговой деятельности;
освоение и демонстрация основных технических приемов в защите и нападении игры
«лапта»;
умение подбирать, составлять и осваивать самостоятельно, при участии и помощи
родителей простейшие комплексы общеразвивающих, специальных и имитационных
упражнений для занятий лаптой;
соблюдение правил личной гигиены и ухода за спортивным инвентарем и
оборудованием, правил подбора спортивной одежды и обуви для занятий по лапте;
умение осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой в процессе занятий
лаптой, применять средства восстановления организма после физической нагрузки;
умение демонстрировать общеразвивающие специальные и имитационные
упражнения для развития физических качеств, базовых технических приемов;
участие в соревновательной деятельности внутри школьных этапов различных
соревнований, участие в соревнованиях по лапте;
знание и выполнение тестовых упражнений по физической подготовленности игроков
в лапту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

Тема
учебного Колизанятия, раздела
чество
часов

Формы
проведения

Электронные
Рабочая
программа
воспитания
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Знания о лапте. Физическое совершенствование – 7 часов
Знания о лапте.
1
Беседа,
формировать
у
История зарождения
работа в
обучающихся культуру
лапты. Подвижные
малых
здорового
и
игры
группах
безопасного
образа

Современное
состояние лапты в
Российской
Федерации.
Подвижные игры
Разновидности лапты.
Подвижные игры

1

Игра,
работа в
малых
группах

1

4

Основные понятия о
спортивных
сооружениях и
инвентаре.
Подвижные игры

1

Игра,
работа в
малых
группах
Игра,
работа в
парах

5

Правила безопасного
1
Игра,
поведения во время
работа в
занятий лаптой.
малых
Подвижные игры
группах
Режим дня при
1
Игра,
занятиях лаптой.
работа в
Подвижные игры
парах
1
Правила личной
Игра,
гигиены во время
работа в
занятий лаптой.
парах
Подвижные игры
Способы самостоятельной деятельности - 6 часов
Способы
1
Игра,
реализовывать
самостоятельной
работа в
воспитательные
деятельности.
малых
возможности
в
Самоконтроль и его
группах
различных
видах
роль в учебной и
деятельности
соревновательной
обучающихся
на
деятельности.
основе
восприятия
Дневник
элементов
действительности;
самонаблюдения.
Подвижные игры
воспитание
сознательного
Правила безопасного
1
Игра,
отношения к процессу
работа в
поведения во время
обучения и к любой
парах
соревнований по
другой деятельности
лапте в качестве
зрителя, болельщика.
Подвижные игры

2

3

6

7

8

9

жизни;
воспитание
сознательного
отношения к процессу
обучения и к любой
другой деятельности
реализовывать
воспитательные
возможности
в
различных
видах
деятельности
обучающихся
на
основе
восприятия
элементов
действительности;
устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований
и просьб учителя
формировать
у
обучающихся культуру
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
воспитание
сознательного
отношения к процессу
обучения и к любой
другой деятельности

10

11

12

13

14

15

Правила безопасного
1
Игра,
поведения во время
соревнова
соревнований по
ние
лапте в качестве
зрителя, болельщика.
Подвижные игры
Тестирование уровня
1
Игра,
физической
работа в
подготовленности
парах
игроков в лапту
Тестирование уровня
1
Игра,
физической
соревнова
подготовленности
ние
игроков в лапту
Комплексы
Игра,
1
общеразвивающих
работа в
упражнений без
парах
предметов для
развития физических
качеств (быстроты,
силы, скоростносиловых качеств,
ловкости,
выносливости,
гибкости)
Физическое совершенствование – 21 час
1
Физическое
Игра,
совершенствование.
работа в
Комплексы
парах
общеразвивающих
упражнений без
предметов для
развития физических
качеств (быстроты,
силы, скоростносиловых качеств,
ловкости,
выносливости,
гибкости)
Физическое
1
Игра,
совершенствование.
работа в
парах
Комплексы
общеразвивающих
упражнений с
предметами для
развития физических
качеств (быстроты,
силы, скоростносиловых качеств,
ловкости,
выносливости,
гибкости)

формировать
у
обучающихся культуру
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
формировать
понимание
анализа
техники
физических
упражнений,
их
освоение и выполнение
по показу;
реализовывать
воспитательные
возможности
в
различных
видах
деятельности
обучающихся
на
основе
восприятия
элементов
действительности

формировать
у
обучающихся культуру
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований
и просьб учителя

16

17

18

19

Физическое
совершенствование.
Комплексы
общеразвивающих
упражнений с
предметами для
развития физических
качеств (быстроты,
силы, скоростносиловых качеств,
ловкости,
выносливости,
гибкости)
Физическое
совершенствование.
Комплексы
общеразвивающих
упражнений без
предметов для
развития физических
качеств (быстроты,
силы, скоростносиловых качеств,
ловкости,
выносливости,
гибкости)
Физическое
совершенствование.
Комплексы
общеразвивающих
упражнений без
предметов для
развития физических
качеств (быстроты,
силы, скоростносиловых качеств,
ловкости,
выносливости,
гибкости)
Физическое
совершенствование.
Комплексы
общеразвивающих
упражнений с
предметами для
развития физических
качеств (быстроты,
силы, скоростносиловых качеств,
ловкости,
выносливости,
гибкости)

1

Игра,
работа в
малых
группах

1

Игра,
работа в
малых
группах

1

Игра,
работа в
малых
группах

1

Игра,
соревнова
ние

формировать
у
обучающихся культуру
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
воспитание
сознательного
отношения к процессу
обучения и к любой
другой деятельности

1

Игра,
работа в
малых
группах

1

Игра,
соревнова
ние

1

Игра,
соревнова
ние

1

Игра,
соревнова
ние

1

Игра,
соревнова
ние

1

Игра,
соревнова
ние

1

Игра,
соревнова
ние

27

Физическое
совершенствование.
Комплексы
общеразвивающих
упражнений с
предметами для
развития физических
качеств (быстроты,
силы, скоростносиловых качеств,
ловкости,
выносливости,
гибкости)
Подвижные игры с
элементами лапты:
"Поймай лису",
"Баскетбол с
теннисным мячом",
"Перестрелки" и др.
Подвижные игры с
элементами лапты:
"Поймай лису",
"Баскетбол с
теннисным мячом",
"Перестрелки" и др.
Подвижные игры с
элементами лапты:
"Поймай лису",
"Баскетбол с
теннисным мячом",
"Перестрелки" и др.
Подвижные игры с
элементами лапты:
"Поймай лису",
"Баскетбол с
теннисным мячом",
"Перестрелки" и др.
Специальноподготовительные
упражнения для
начального обучения
технике игры в лапту
Специальноподготовительные
упражнения для
начального обучения
технике игры в лапту
Учебные игры в лапту

1

28

Учебные игры в лапту

1

Игра,
соревнова
ние
Игра,
соревнова

20

21

22

23

24

25

26

формировать
у
обучающихся культуру
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
формировать
понимание
анализа
техники
физических
упражнений,
их
освоение и выполнение
по
показу;
реализовывать
воспитательные
возможности
в
различных
видах
деятельности
обучающихся
на
основе
восприятия
элементов
действительности

формировать
у
обучающихся культуру

29

Учебные игры в лапту

1

30

Малые (упрощённые)
игры в лапту

1

31

Малые (упрощённые)
игры в лапту
Малые (упрощённые)
игры в лапту
Участие в
соревновательной
деятельности
Участие в
соревновательной
деятельности

1

32
33

34

1
1

1

ние
Игра,
соревнова
ние
Игра,
соревнова
ние
Соревнов
ание
Соревнов
ание
Соревнов
ание
Соревнов
ание

здорового
и
безопасного
образа
жизни; устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований
и просьб учителя;
воспитание
сознательного
отношения к процессу
обучения и к любой
другой деятельности


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».