Приложение № 1
к приказу
от 26.02.2024 № 36
Порядок
проведения мониторинга аккаунтов социальных сетей
несовершеннолетних в МКОУ ООШ д. Ленино
1.
Основные положения
1.1.
Настоящий Порядок проведения мониторинга аккаунтов социальных
сетей несовершеннолетних в МКОУ ООШ д Ленино (далее – Порядок)
разработан в соответствии с нормативно правовыми актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности».
1.2.
Порядок регламентирует процедуру мониторинга аккаунтов
социальных сетей несовершеннолетних по выявлению факторов
распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к
асоциальному поведению (далее - мониторинг), разработан в целях анализа и
оценки социальных сетей, посещаемых детьми, по своевременному
выявлению информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Мониторинг направлен на изучение контента, размещенного на страницах
социальных сетей и мессенджеров несовершеннолетних.
1.3.
Задачами мониторинга является: определение круга пользователей
социальными сетями из числа обучающихся образовательной организации;
выявление несовершеннолетних, являющихся условными лидерами (наиболее
популярных пользователей); выявление признаков девиантного поведения
несовершеннолетних.
1.4.
Предметом мониторинга является информация, причиняющая вред
здоровью и (или) развитию детей, а именно:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу
их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью,
самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на
склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства,
психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия,
алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных
играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или)
жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по
отношению к людям или животным;
содержащая изображение или описание сексуального насилия;
отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные
сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или)
другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань;
содержащая информацию порнографического характера;
содержащая информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в
результате противоправных действий (бездействия), позволяющая прямо или
косвенно установить личность такого несовершеннолетнего;
содержащая информацию побуждающая детей вступить в различные
секты.
1.5.
Используемые понятия:
социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт,
контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет
собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться
группе
пользователей,
объединенных
общим
интересом.
Связь
осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного
обмена сообщениями;
мониторинг аккаунтов социальных сетей несовершеннолетних –
деятельность работников и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних, направленная на выявление негативных явлений,
проявляющихся в информации, распространяемой обучающимися в
социальных сетях.
1.6.
Мониторинг аккаунтов социальных сетей несовершеннолетних в
МКОУ ООШ д. Ленино осуществляется в рамках работы образовательной
организации по профилактике негативных явлений среди обучающихся.
2.
Механизм осуществления мониторинга
2.1.
Мониторинг осуществляется работниками МКОУ ООШ д. Ленино, к
которым относятся: руководитель, заместители руководителя, педагогические
работники, классные руководители.
2.2.
Обязанность работников МКОУ ООШ д. Ленино осуществлять
мониторинг социальных сетей определяется приказом директора
образовательной организации.
2.3.
Мониторинг может осуществляется родителями
представителями) обучающихся в отношении своих детей.
(законными
2.4.
Работники
образовательной
организации,
осуществляющие
мониторинг обязаны владеть материалами по обеспечению безопасности при
использовании сети Интернет: общая безопасность в интернете (правила
работы), настройка родительского контроля; регистрация в социальных сетях;
создание групп в социальных сетях.
2.5.
Мониторинг осуществляется на основе данных, получаемых
работниками МКОУ ООШ д. Ленино в социальных сетях, расположенных в
сети «Интернет».
2.6.
Мониторинг социальных сетей осуществляется
аккаунтов обучающихся 1-9 классов не реже 1 раза в месяц.
в
отношении
2.7.
Мониторинг аккаунтов обучающихся, стоящих на различных видах
профилактического учета, требующих повышенного педагогического
внимания осуществляется ежедневно.
2.8.
Анализу на странице социальных сетей несовершеннолетних
подлежит:
наличие терминологии, используемой в среде потребителей
наркотических средств и психотропных веществ, деструктивных сообществах;
наличие в аккаунте информации, свидетельствующей на возникновение
у несовершеннолетних негативных эмоций, а именно гнева, печали, страха,
отвращения, презрения, горя, стыда, вины;
наличие групп с агрессивными концепциями, склоняющих к
противоправным действиям и т.п., «окружение, друзья подростка».
Каждая страница пользователя содержит комментарии на так называемой
«стене», которые характеризуют круг интересов, увлечений, актуальных на
данный момент проблем, манеры общения в сети.
2.9.
Исследование социальных сетей осуществляется в следующем
порядке.
2.9.1. В случае «Открытого профиля» (аккаунт доступен для просмотра
пользователей, не состоящих в «друзьях» с пользователем, чей аккаунт
изучается и доступном для просмотра) осуществляется изучение информации
на главной странице аккаунта несовершеннолетнего (в том числе разделы
«Фотография профиля», информация размещенная на основной стене
аккаунта «Все записи»), а также изучение информации, размещенной в
специализированных вкладках на странице несовершеннолетнего (в том числе
разделы, «Фотографии», «Подробная информация о себе», «Жизненная
позиция»,
«Личная
информация»,
информация», «Подписки» и др.).
«Аудиозаписи»,
«Закрепленная
2.9.2. В случае «Закрытого профиля» (аккаунт не доступен для просмотра
пользователей, не состоящих в «друзьях» с пользователем) осуществляется
изучение доступной информации, в том числе: основное фото, «статус» (в
случае наличия), доступная для просмотра «информация о себе» («День
рождения», «Город», «Место учебы»). В случае «Закрытого профиля», с целью
его изучения рекомендуется добавиться к несовершеннолетнему в друзья.
2.9.3. Исследование проводится с использованием маркеров риска, то есть
признаков, связанных с повышенной вероятностью нахождения ребенка в
социально-опасном положении, актуализируемых с учетом структурных и
функциональных изменений в исследуемых социальных сетях и
направляемых в образовательные организации.
2.10. В случае поступления информации классному руководителю о
возможном семейном неблагополучии, о результатах психодиагностики, а
также при видимых негативных проявлениях у ребенка, замкнутости, других
проявлениях, классному руководителю необходимо провести мониторинг в
течение рабочего дня.
2.11. Классный руководитель при выявлении случаев деструктивных
проявлений, склонности к суицидальному поведению среди обучающихся
(наличие на странице «подозрительных» групп, лайки на деструктивных
форумах, фотографиях и др.):
- обратить внимание на поведение ребенка в школьной, классной среде;
- информировать педагога – психолога, социального педагога, заместителя
директора по воспитательной работе, директора образовательной
организации;
- осуществить индивидуальные разъяснительные беседы с обучающимися, их
родителями (законными представителями).
2.12. Педагог – психолог, социальный педагог, заместитель директора по
учебно-воспитательной работе во взаимодействии с классным руководителем
проводят индивидуальную работу с несовершеннолетним, родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего по выявлению условий
воспитания, причин, способствующих отклонениям в поведении ребенка. О
результатах
работы
информируют
руководителя
образовательной
организации;
2.13. Руководитель образовательной организации принимает решение об
организации работы с обучающимся и семьей в соответствии с нормативноправовыми актами, регулирующими деятельность образовательной
организации по профилактике правонарушений обучающихся и в отношении
их.
3.
Результаты мониторинга
3.1.
При обнаружении на изученных страницах социальных сетей
пользователей информации, указанной в п. 1.4. настоящего Порядка, или
«окружения и друзей» несовершеннолетнего сомнительного вида педагог
незамедлительно сообщает о выявленных фактах директору образовательной
организации для принятия мер по организации дальнейшей работы с
обучающимся и родителями (законными представителями) ребенка.
3.2.
Факт выявления информации, запрещенной для распространения
среди детей педагог фиксирует в форме служебной записки, в которой
указываются электронные ссылки на социальные сети, расположенные в сети
«Интернет», приложением к которой являются скриншоты соответствующих
изображений.
3.3.
Ежемесячно до 3 числа месяца, следующего за отчетным, педагог
предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе
МКОУ ООШ д. Ленино отчет по форме согласно приложению № 1 к
настоящему Порядку.
3.4.
Заместитель директора по УВР ежеквартально до 5 числа, следующего
месяца за отчетным периодом направляет информацию о результатах
мониторинга социальных сетей обучающихся в МОУО - Управление
образованием Тавдинского городского округа по форме согласно приложению
№ 2 к настоящему Порядку.
4.
Заключительные положения
4.1.
Вопросы, неурегулированные настоящим Порядком, регулируются в
соответствии с требованиями законодательства и иных нормативно-правовых
актов, содержащих соответствующие нормы права, а также локальными
нормативными актами образовательной организации.