Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа д. Ленино
Подписано цифровой
Воробьева
подписью: Воробьева
Надежда Владимировна
Надежда
Дата: 2024.11.22
Владимировна 14:27:16 +05'00'
ПРИКАЗ
№ 247
19.11.2024
Об утверждении Положение
о порядке проведения итоговой аттестации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным
приказом Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее – ФГОС ОУО),
приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программа – образовательным программам начального, основного и среднего общего
образования», федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-ФАООП УО), утвержденной
приказом Минпросвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026, приказом
Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца
свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями
здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования иобучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам».
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить положение о порядке проведения итоговой аттестации по комплексной
оценке предметных результатов усвоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
(далее – АООП).
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой
Директор
МКОУ ООШ д. Ленино
___________
Н.В. Воробьева
2
УТВЕРЖДЕН
Приказом № 247 от «19» ноября 2024
Положение
о порядке проведения итоговой аттестации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным
стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. №
1599 (далее – ФГОС ОУО), приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программа – образовательным программам начального, основного и среднего
общего образования», федеральной адаптированной основной образовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-ФАООП УО),
утвержденной приказом Минпросвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026,
приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении
образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями
здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам», Уставом МКОУ ООШ д. Ленино
1.2.
Данное положение регулирует правила проведения итоговой аттестации по комплексной
оценке предметных результатов усвоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
(далее – АООП).
2. Порядок проведения итоговой аттестации
2.1. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9-х классов, освоившие АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по всем
предметам учебного плана не ниже уровня обязательных требований, предусмотренных программой
и имеющие положительные оценки за учебный год.
2.2. Решение о допуске к итоговой аттестации выпускников 9-х классов по АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принимается
педагогическим советом школы. На основании решения педагогического совета издается приказ по
Школе о допуске обучающихся к итоговой аттестации.
2.3. Выпускники, не освоившие в полном объеме АООП или не прошедшие итоговую
аттестацию по комплексной оценке предметных результатов усвоения АООП, решением
педагогического совета могут быть допущены к прохождению повторной итоговой аттестации по
предмету, сроки которой утверждаются директором Школы.
2.4.Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется возможность
сдать пропущенные испытания после выздоровления, при наличии заявления родителей (законных
представителей) и справки медицинского учреждения.
2.5.Итоговая аттестация выпускников 9-х классов по АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в форме проведения
комплексной оценки предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения,
математики и основ социальной жизни, знаний и умений по выбранному профилю труда.
2.6.Состав аттестационной комиссии и дата проведения экзамена утверждается приказом
директора Школы.
2.7.Председателем аттестационной комиссии назначается директор школы или его заместитель по
учебно-воспитательной работе.
2.8.В состав аттестационной комиссии (кроме председателя) входят учителя, преподающие учебные
предметы, по которым проводится оценка знаний и умений, ассистент. Ассистентами могут быть
учителя, преподающие в школе тот же учебный предмет или учебный предмет того же цикла, либо
учитель-дефектолог или другой специалист школы (учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор). В
3
случае отсутствия одного из членов аттестационной комиссии приказом по школе ему назначается
замена.
2.9. Итоговая аттестация проводится в форме двух испытаний, которые проходят в разные дни.
Даты проведения утверждаются приказом директора до 1 февраля.:
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися
русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
2.10. Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» и (или) «незачет».
2.11. Заявления с указанием форм итоговой аттестации по труду (технологии), а также сроков участия в
итоговой аттестации подаются до 1 марта включительно в образовательные организации, в которых
указанные обучающиеся осваивают ФАООП УО в соответствии с формой заявления, указанной в
Приложении 1
2.12. Результаты итоговой аттестации классным руководителем доводятся до сведения родителей
(законных представителей).
2.13. В случае несогласия с отметкой, выставленной предметной аттестационной комиссией,
выпускники, их родители (законные представители) имеют право в трёхдневный срок обратиться в
конфликтную комиссию образовательного учреждения. Конфликтные комиссии обеспечивают
объективность оценивания экзаменационных работ выпускников и разрешение спорных вопросов,
возникающих при проведении итоговой аттестации. Решение комиссии оформляется протоколом и
является окончательным.
2.14.Удовлетворительные результаты итоговой аттестации в форме двух испытаний являются
основанием выдачи выпускникам документа государственного образца – свидетельства об окончании
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (в соответствии с приказом Министерства
образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об
обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными
формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»)
3. Порядок проведения итоговой аттестации в форме комплексной оценке предметных
результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни
3.1. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для комплексной оценке предметных результатов
усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни разрабатываются учителями предметниками с учетом содержания ФАООП, уровня
подготовки обучающихся. Информация, содержащаяся в КИМах и используемых при проведении
итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. КИМ и критерии
оценивания с рассчитанным временем выполнения заданий рассматриваются на психологопедагогическом консилиуме и утверждаются руководителем общеобразовательной организации не
позднее месяца до срока итоговой аттестации.
3.2. Задания КИМ дифференцируются для каждого ученика с учетом разнородности контингента.
Количество заданий подбираются примерно в равном количестве и затрачиваемому времени на их
выполнение по оцениваемым учебным предметам, но не менее 12 заданий.
3.3. Каждое задание определяется баллами, которые суммируются и выводится % выполнения
работы. Комплексная работа считается зачтенной, если обучающимся выполнено правильно от 35%
заданий.
3.4 Комплексная работа для обучающихся с УО проводятся с 10 часов. Количество астрономических
часов, отведенных на эти испытания – до 3 ч.55 минут.
3.5 Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» и (или) «незачет».
4. Порядок проведения итоговой аттестации по труду (технологии)
4.1. По труду (технологии) обучающийся может выбрать одну из предлагаемых
общеобразовательной организацией форм: представление творческой работы и собеседование или
защита проекта. Выбор осуществляется на добровольной основе.
4.2. Форма: представление творческой работы и собеседование
4.2.1.Учитель труда (технологии) ведет подготовку обучающегося к итоговой аттестации: отбирает
4
совместно с обучающимся макет изделия из ранее изготовленных в ходе освоения образовательной
программы по учебному предмету для оценки аттестационной комиссией, или обучающийся
изготавливает под руководством учителя новый макет (конструкцию) по предложенной теме к
установленной дате проведения итоговой аттестации. Учитель готовит обучающегося к защите
творческой работы: обучает алгоритму проведения описания изделия и формулировке развернутых
ответов на примерные вопросы.
4.2.2.Собеседование представляет собой диалоговую форму общения выпускника и членов
аттестационной комиссии на основе выполненной практической работы. Обучающийся представляет
изделие, доказательно отвечает на вопросы аттестационной комиссии, демонстрируя культуру
устной речи. Вопросы могут быть обобщающего характера, а так же нравственного и
общекультурного направления (от 2 до 5 вопросов). В ходе беседы выявляется умение выпускника
рассказать о последовательности выполнения работы, о трудовых операциях и приёмах,
используемых материалах и инструментах, а также об их дальнейших планах и способность общения
со взрослыми. Время собеседования до 20 минут.
4.3.Защита проекта.
4.3.1.Проектная работа представляет собой изготовление какого-либо изделия или объекта,
имеющего личностную или общественную значимость. Проект может быть как групповым, так и
индивидуальным. При выборе темы и объекта индивидуального проекта учитываются программные
требования, уровень подготовки обучающегося и его психофизические особенности.
4.3.2.Распределение обязанностей и ответственности в групповом проекте ведётся с учётом уровня
подготовки каждого отдельного учащегося и его психофизических особенностей. Выполненный
проект должен соответствовать технологическим и эстетическим требованиям.
4.3.3.К проекту прилагается защитное слово. Объём защитного слова составляет до 7 страниц
печатного текста, включая схемы, чертежи, рисунки, фотографии. Защитное слово выполняется на
листах формата А4, шрифт № 14, поля стандартные.
4.3.4.Защитное слово включает в себя: титульный лист; содержание; введение (актуальность темы
проекта); основная часть (описание технологического процесса выполнения проекта); экономическая
часть (расчёт себестоимости проекта); заключительная часть (самооценка выполненного проекта);
список источников.
4.3.5.В процессе итоговой аттестации в форме защиты проекта аттестуемый (группа аттестуемых)
представляет комиссии проект с фото и видеоматериалами, которые свидетельствуют о выполненной
работе и защищает его. Кроме того, обучающийся отвечает на вопросы комиссии, которые могут
носить как теоретический, так и практический характер.
4.3.6.На защиту проекта отводится 15-20 мин.
4.3.7.Подготовку к защите проекта с обучающимся ведет учитель технологии не позднее 1 месяца до
даты проведения итоговой аттестации.
5. Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости
5.1. Итоговая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью
умственной отсталостью осуществляется в течение двух последних недель учебного года путем
наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в естественных и
искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
5.2.Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой
степенью умственной отсталостью АООП должно быть достижение результатов освоения СИПР
последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.
5.3.Итоги освоения отраженного в СИПР содержания и анализ результатов обучения
позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребёнка, оценить динамику
развития его жизненных компетенций.
5