МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованиемУправление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ д. Ленино
Рабочая программа
учебного предмета «Чтение»
Уровень образования: Начальное общее образование ФГОС НОО ОВЗ
д.Ленино 2023 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Чтение":
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5 - 7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном
голоса и темпом речи;
ответы на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий педагогического работника;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагогического работника, картинный
план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7 - 8 стихотворений.
2. Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (пословица,
скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и
стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни
обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их
дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми
словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания,
выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных
диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение
простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление
простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством
педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части
текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание
заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы
о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
3. Тематическое планирование,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№ п/п
Наименование разделов, тем программы
Добукварный период – 14 часов
1
Выявление представлений детей о 1 сентября — празднике школы. Составление
рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт
2
Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение
сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации
3
Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение
сказки «Колобок» с использованием элементов драматизации
4
Выявление представлений детей о цвете предметов окружающей
действительности. Продолжение работы над различением звуков окружающей
действительности
5
Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением.
Выявление представлений детей о форме предмета. Распознавание форм
конкретных предметов. Закрепление понятия «слово»
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя» и их условно
графическая фиксация с последующим «чтением». Закрепление понятия
«форма предмета». Закрепление понятия «слово»
Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» и их условно-графическая
фиксация с последующим «чтением». «Чтение» условно-графической записи
слов, сходных по звучанию
Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детёныши с
последующим кодированием и «чтением»
Деление слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов
Выделение в слове начального звука [а], фиксация его условно-графическим
изображением в схеме слова
Выделение в слове начального звука [у], фиксация его условно-графическим
изображением в схеме слова
Выделение в слове начального звука [м], фиксация его условно графическим
изображением в схеме слова
Выделение в слове начального звука [с], фиксация его условно-графическим
изображением в схеме слова
Составление по сказке «Заячья избушка» предложений из двух-трёх слов, их
условно-графическая запись
Букварный период – 85 часов
Звук и буква А а
Звук и буква У у
Чтение звукоподражательных слогов ау, уа
Звук и буква М м
Составление и чтение обратных (закрытых) слогов с буквой М (ам, ум)
Составление и чтение обратных (закрытых ам, ум) и прямых (открытых ма, му)
слогов
Звук и буква О о
Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами А а, У у, М м, О о
Звук и буква Х х
Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами А а, У у, М м, Оо, Х
х. Закрепление пройденного материала
Звук и буква Сс
Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов.
Закрепление пройденного материала
Чтение слогов и слов с изученными буквами
Чтение слогов и слов с изученными буквами
Звук и буква Н н
Дифференциация звуков М и Н. Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Звук и буква Ы ы
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Чтение слогов и слов с изученными буквами
Чтение слогов и слов с изученными буквами
Звук и буква Л л
Составление и чтение слогов с буквой Л
Звук и буква В в
Чтение слогов и слов с буквой В
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
Чтение слогов и слов с изученными буквами
Звук и буква Ии
Чтение слов с буквой И
Дифференциация звуков [ы] и [и] Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Чтение слогов и слов с изученными буквами
Звук и буква Ш ш
Составление, чтение слогов, слов, предложений с буквой ш. Закрепление
пройденного материала
Дифференциация звуков [с] и [ш]
Практические упражнения в чтении слов со слогом ши
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква П п
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Чтение слогов и слов с изученными буквами
Звук и буква Т т
Чтение слов с буквой т
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква К к
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква З з
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами
Дифференциация звуков [з] и [с]. Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Звук и буква Р р
Дифференциация звуков [р] и [л]. Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Звук и буква Й й
Дифференциация звуков [и] и [й]. Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Звук и буква Ж ж
Дифференциация звуков [ж] и [ш]. Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Звук и буква Б б
Дифференциация звуков [б] и [п]. Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Звук и буква Д д
Дифференциация звуков [д] и [т]. Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Звук и буква Г г
Дифференциация звуков [г] и [к]. Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Буква Ь
Чтение слов с буквой Ь
Буква Ее
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
Буква Я я
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.
Дифференциация букв А и Я
Буква Ю ю
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур
Чтение слов с буквой Ё ё
Чтение текста «Кто у кого»
Звук и буква Ч ч
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.
Практические упражнения в чтении слов с ЧА и ЧУ
Звук и буква Ф ф
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.
Дифференциация слогов и слов с В и Ф
Звук и буква Ц ц
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.
Дифференциация слогов и слов с Ц и С
Звук и буква Э э
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур
Звук и буква Щ щ
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.
Практические упражнения в чтении слов с ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ
Буква Ъ
Чтение и дифференциация слов с Ь и Ъ
Чтение слов с разделительным Ь
Чтение слов, предложений с изученными буквами
Чтение слов, предложений с изученными буквами
Закрепление пройденного материала. Чтение текстов
Закрепление пройденного материала. Чтение текстов
2 класс (136 ч)
Наименование разделов, тем программы
№
п/п
Осень пришла – в школу пора. 16 часов
1. Прочитай!
2. Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину.
3. Первый урок.
4. Мы рисуем.
5. Грибной лес Я. Аким. Прочитай!
6. Слон Бэби. По В Дурову.
7. Птичья школа Б. Заходер.
8. Осенние подарки. По Н.Сладкову.
9. В парке
10. Прочитай!Падают, падают листья. М. Ивенсен.
11. Осенний лес. По М. Корабельникову.
12. Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому. Прочитай!
13. Хозяин в доме. Д. Летнёва.
14. Зачем дети ходят в школу? По В. Голявкину. Прочитай!
15. Серый вечер. По А. Тумбасову.
16. Проверь себя!
17. Одна буква. По А. Шибаеву
18. Слоги. А. Усачёв. Прочитай!
19. Дразнилка. По С. Иванову.
20. Черепаха. К. Чуковский.
21. Шумный Ба-Бах.Дж. Ривз.
22. Прочитай! Загадки
23. Доскажи словечко. Кто квакает, кто крякает, а кто каркает.
24. Проверь себя!
В гостях у сказки. 13 часов
25. Лиса и волк. (Русская народная сказка)
26. Гуси и лиса (Русская народная сказка)
27. Лиса и козёл. (Русская народная сказка)
28. Мышка вышла гулять. По Л. Толстому.
29. Прочитай! Волк и баран. (Литовская сказка)
30. Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С. Прокофьевой.
31. Рак и Ворона. (Литовская сказка).
32. Заяц и черепаха. (Казахская сказка).
33. Благодарный медведь. (Мордовская сказка). Прочитай!
34. Как белка и заяц друг друга не узнали. (Якутская сказка).
35. Волк и ягнёнок. (Армянская сказка).
36. Умей обождать! (Русская народная сказка). Проверь себя!
37. Умная собака. (Индийская сказка). Прочитай!
Животные рядом с нами. 12 часов.
38. Я домой пришла. По Э. Шиму.
39. Лошадка. (Русская народная присказка).
40. Кролики. По Е. Чарушину.
41. Баран. Е.Лифшиц. Прочитай!
42. Храбрый утёнок. По Б.Житкову.
43. Всё умеют сами. По Э. Шиму.
44. Котёнок.М.Бородицкая. Прочитай!
45. Три котёнка. По В. Сутееву.
46. Петушок с семьёй. По К. Ушинскому.
47. Упрямые козлята.
48. Пёс. В. Лифшиц.
49. Проверь себя!
Ой, ты, зимушка – зима! 16 часов.
50. Первый снег. Я. Аким.
51. Большой снег. По Э. Киселёвой.
52. Снежный колобок. По Н. Калининой.
53. Снеговик- новосёл. По С. Вангели.
54. Воробышкин домик. По Е. Шведеру.
55. Зимние картинки. Г. Галина.
56. Миша и Шура. Е Самойлова.
57. Купили снег. Ш. Галиев.
58. Буратиний нос. По Г. Юдину.
59. Живи, ёлочка! И. Токмакова. Про ёлки.По В. Сутееву.
60. Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину.
61. Ромашки в январе. По М. Пляцковскому.
62. Мороз и заяц. (Русская народная сказка).
63. Вьюга. (Литовская народная песенка).
64. На лесной полянке. По Г. Скребицкому.
65. Проверь себя!
Что такое хорошо и что такое плохо. 22 часа.
66. Коля заболел. По А. Митту.
67. Подружки рассорились. Д. Летнёва.
68. Вязальщик. По В. Голявкину.
69. Самокат. Г. Ладонщиков.
70. Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э. Киселёвой.
71. Торопливый ножик. По Е. Пермяку.
72. Вьюга.По В. Сухомлинскому.
73. Трус. По И. Бутману.
74. Как я под партой сидел. По В. Голявкину.
75. Петя мечтает. Б. Заходер.
76. Мёд в кармане. По В. Витка.
77. Канавка. По В. Донниковой.
78. Канавка. По В. Донниковой.
79. Назло Солнцу. (Узбекская сказка).
80. Назло Солнцу. (Узбекская сказка).
81. Мостки. А.Барто.
82. Песенка обо всём. По М. Дружининой.
83. Песенка обо всём. По М. Дружининой.
84. Лемеле хозяйничает. Л. Квмтко.
85. Лемеле хозяйничает. Л. Квмтко.
86. Неряха. По И.Туричину.
87. Проверь себя!
Весна идёт! 25 часов.
88. Март. Я.Аким.
89. Невидимка. По Ю.Ковалю.
90. Невидимка. По Ю.Ковалю.
91. Праздник мам. В. Берестов.
92. Подарок к празднику. (По рассказу В. Драгунского «Рыцари»).
93. Снег и заяц. (Бурятская сказка).
94. Помощники весны. Г.Ладонщиков.
95. Лягушонок. По М. Пришвину.
96. Лягушонок. По М. Пришвину.
97. Весна. Г Ладонщиков.
98. Барсук. (По рассказу Е. Чарушина «Барсук и медведь»)
99. Весенняя песенка. С. Маршак.
100. На краю леса. По И. Соколову-Микитову.
101. Подходящая вещь. По В.Голявкину.
102. Деньки стоят погожие… М.Пляцковский.
103. Ручей и камень. По С. Козлову.
104. Как птицы лису проучили. (Русская народная сказка).
105. Как птицы лису проучили. (Русская народная сказка).
106. Вкусный урок. По Т. Шарыгиной.
107. Вкусный урок. По Т. Шарыгиной.
108. Почему скворец весёлый? С. Косенко.
109. Храбрый птенец. Э. Шим.
110. Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову.
111. Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову.
112. Проверь себя!
Чудесное рядом. 16 часов.
113. Лосёнок.По Г.Цыферову.
114. Игра. О. Дриз.
115. Удивление первое. Г. Цыферов.
116. Удивление первое. Г. Цыферов.
117. Осьминожек. По Г.Снегирёву.
118. Друзья. По С. Козлову.
119. Необыкновенная весна. По С. Козлову.
120. Необыкновенная весна. По С. Козлову.
121. Не помимаю. Э. Мошковская.
122. Кот Иваныч. По Г.Скребицкому.
123. Золотой луг. По М.Пришвину.
124. Неродной сын. (По Рассказу А. Биаки«Кошкин выкормыш»).
125. Подарок. Ю. Кушак.
126. Всё здесь. Я. Тайц.
127. Небесный слон. По В. Бианки.
128. Проверь себя!
Лето красное. 8 часов.
129. Светляки. По И. Соколову-Микитову.
130. Петушок и солнышко. По Г. Цыферову.
131. Прошлым летом. И. Гамазкова.
132. Поход. С. Махотин.
133. Раки. По Е. Пермяку.
134. В гости к лету. В. Викторов.
135. Отчего так много света? И. Мазнин.
136. Проверь себя!
3 класс
№
Тема урока
урока
Здравствуй, школа!
(9 часов)
1
Стихотворение. М. Садовский «Сентябрь».
2
По В. Воскобойникову «Веселая улица».
3
В. Берестов «Первое сентября».
4
По В. Драгунскому «Завтра в школу».
5
По Э. Шиму «Пятерки».
6
Смешинка. В. Берестов «Котенок хочет в школу».
7
В. Бирюков «Кто лучшим будет».
8
По В. Хомченко «Обида».
9
А. Аксенова «Наша учительница». Проверь себя!
Осень наступила.
(14 часов)
10
Урок – наблюдение. О. Высотская «Осень».
11
По Ю. Ковалю «Последний лист».
12
А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…».
13
По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе».
14
В. Степанов «Воробей».
15
По А. Баркову «Лето на веревочке».
16
Е. Благинина «Улетают, улетели…».
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Смешинка. По Э. Шиму «Ворона и синица». По Л. Воронковой «За кормом
для птиц».
Г. Ладонщиков «В октябре».
По Н. Сладкову «Страшный невидимка».
А. Плещеев «Осень наступила».
По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре».
Урок – загадка. Н. Майданик «Доскажи словечко» (Осенние загадки)
Проверь себя!
Учимся трудиться. (14 часов)
Ю. Тувим «Все для всех».
По Д. Габе «Работа».
В. Орлов «Мои помощники».
По А. Потаповой «Бабушка и внучка».
Б. Заходер «Повара».
По М. Дружининой «Сюрприз».
О. Высотская «Маргаритка».
По В. Хомченко «Пуговица».
Г. Ладонщиков «Портниха».
В. Осеева «Пуговица».
По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол».
По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело».
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».
Урок – рассуждение «Профессии». Проверь себя!
Ребятам о зверятах.
(14 часов)
По Е. Чарушину «Лисята».
По Н. Сладкову «Лисица и еж» Е. Тараховская «Заяц».
По М. Пришвину «Еж». Смешинка.
По А. Баркову «Материнская забота».
По Г. Снегирёву «Белёк».
В. Приходько «Пин и Гвин».
По Б. Житкову «Галка».
По В. Гаранжину «Куринный воспитанник».
По М. Тарловскому «Добрый волк».
По Н. Носову «Живая шляпа».
По Н. Павловой «Котята».
В. Берестов «Кошкин щенок».
По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль».
Проверь себя!
Чудесный мир сказок. (10 часов)
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Русская народная сказка «Храбрый баран».
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Украинская народная сказка «Овечка и волк».
Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы».
57
58
59
60
61
62
Таджикская народная сказка «Тигр и лиса».
Урок – инсценировка. Французская народная сказка «Лиса и куропатка».
Абхазская народная сказка «Куцый хвост».
Удмуртская народная сказка «Глупый котенок».
Проверь себя!
Зимушка – зима. (21 час)
Урок – наблюдение. Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!».
63
По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз».
64
М. Садовский «Декабрь».
65
По Л. Воронковой «Как елку наряжали». Смешинка.
66
С. Попов «В новогоднюю ночь». Смешинка.
67
По А. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе помощников».
68
По А. Потаповой «Такой вот герой».
69
ЧАСТЬ II. С. Есенин «Зима».
70
С. Суворова «Подарок».
71
Урок – беседа. По В. Голявкину «У Ники новые лыжи».
72
В. Шевчук «С прогулки».
73
По М. Быковой «Неудачная находка».
74
И. Суриков «Детство».
75
По Е. Чарушину «Что за зверь?».
76
По Э. Шиму «Не стучать – все спят».
77
В. Степанов «Зайка».
78
По Н. Сладкову «Еловая каша».
79
З. Александрова «Снежок».
80
По Е. Баруздину «Коллективная печка».
81
Урок – конкурс. В. Аникин «Доскажи словечко» (Зимние загадки).
82
Проверь себя!
Так нельзя, а так можно.
(10 часов)
83
По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица».
84
По В. Хомченко «Птица-синица».
85
Г. Ладонщиков «Дельный совет». Смешинка.
86
По Л. Толстому «Косточка».
87
По С. Георгиеву «Праздничный стол». В. Берестов «За игрой».
88
С. Баруздин «Бревно».
89
А. Седугин «Как Артемка котенка спас».
90
Урок – диспут. По В. Осеевой «Подвиг». Смешинка.
91
По В. Бирюкову «Лесные доктора».
92
Проверь себя!
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
Весна в окно стучится.
(16 часов)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
По В. Бирюкову «Весенняя песня».
Украинская народная песня «Веснянка».
По Э. Шиму «Сосулька». Русская народная песня «Выгляни, солнышко».
С. Вербова «Мамин портрет».
П. Синявский «Разноцветный подарок». А. Седугин «Тихо-тихо».
Р. Сеф «Лицом к весне».
С. Вербова «Ледоход».
По Р. Фархади «Сон медвежонка».
Г. Ладонщиков «Медведь проснулся». Смешинка.
По В. Бианки «Заяц на дереве».
С. Погореловский «Наши гости».
По Г. Скребицкому «Скворушка». И. Белоусов «Весенняя гостья».
По К. Ушинскому «Пчелки на разведках».
Урок – наблюдение. По А. Баркову «Тюльпаны».
Доскажи словечко. (Весенние загадки). Проверь себя!
Веселые истории.
(6 часов)
Р. Фархади «Перепутаница».
По Г. Остеру «Эхо».
В. Шибаев «Кто кем становится». А. Усачев «Волшебный барабан».
М. Пляцковский «Шишки».
По Ю. Степанову «Портрет».
М. Бородицкая «Булочная песенка». Проверь себя!
Родина любимая. (8 часов)
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». По К. Ушинскому «Наше
Отечество».
По Т. Кудрявцевой «Флаг России».
Урок – путешествие. М. Ильин «Главный город страны».
В. Степанов «Песня».
А. Усачев «день Победы».
По С. Баруздину «Страшный клад».
По С. Алексееву «Тульские пряники».
Проверь себя!
Здравствуй, лето! (9 часов)
А. Усачев «Что такое лето?».
По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?».
М. Дружинина «Земляника». Смешинка.
По В. Хомченко «Куда исчез гриб?».
По В. Бианки «Еж-спаситель».
Р. Фархади «Жарко».
По Э. Шиму «Верное время». Смешинка.
Е. Савельев «Доскажи словечко». (Летние загадки).
Проверь себя!
Повторение (5 часов)
132
133
134
135
136
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение
4 класс
№
Тема предмета
Школьная жизнь – 12 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
По Н. Носову. Рассказ «Снова в школу»
Э. Мошковская. Рассказ «Жилбыл Учитель»
М. Пляцковский. Стихотворение «Чему учат в школе» (в сокращении)
По Ю. Ермолаеву. Рассказ «Поздравление»
По Е. Шварцу. Рассказ «Как Маруся дежурила»
По Е. Ильиной. Рассказ «Шум и Шумок»
В. Орлов. Стихотворение «Почему сороконожки опоздали на урок»
По Л. Каминскому. Рассказ «Три желания Вити»
В. Берестов. Стихотворение «Читалочка»
По М. Бартеневу. Рассказ «Зарубите на носу»
Загадки про школьные принадлежности
Обобщающий урок по разделу «Школьная жизнь». Внеклассное чтение. Стихи и
рассказы о школе.
Время листьям опадать... -17 часов
Н. Антонова. Стихотворение «Жёлтой краской ктото…»
По Н. Абрамцевой. Сказка «Осенняя сказка»
Е. Благинина. Стихотворение «Подарки осени»
По Л. Воронковой. Рассказ «Лесные подарки»
А. Твардовский. Стихотворение «Лес осенью»
По В. Путилиной. Рассказ «В осеннем лесу»
Н. Некрасов. Стихотворение «Славная осень»
По Ю.Шиму. Сказка «Отчего Осень грустна»
К. Бальмонт. Стихотворение
«Осень»
По Ю. Ковалю. Рассказ «Три сойки»
По Н. Сладкову. Сказка «Холодная зимовка»
А. Плещеев. Стихотворение «Скучная картина!» (отрывок)
По О. Иваненко. Сказка «Сказка про маленького жучка»
По К. Ушинскому. Сказка «Пчёлы и мухи»
По Г. Граубину. Рассказ «Время листьям опадать…»
Осенние загадки
Обобщающий урок по разделу «Время листьям опадать».
Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов про осень
Делу – время, потехе – час – 7 часов
Русская потешка «Пекла кошка пирожки…»
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
Чешская потешка «Сенокос»
По Л. Пантелееву. Рассказ «Карусели»
По Н. Носову. Рассказ «Прятки»
Считалки
По М. Булатову. Рассказ «Жмурки»
Обобщающий урок по разделу «Делу- время, потехе – час». Внеклассное чтение.
Пословицы и поговорки о труде
В мире животных – 13 часов
По К. Ушинскому. Рассказ «Бодливая корова»
По В. Бирюкову. Сказка «Упрямый котёнок»
По В. Гаранжину. Рассказ «Пушок»
По Е. Чарушину. Рассказ «Томка»
По Б. Житкову. Рассказ «Охотник и собаки»
По Л. Матвеевой. Рассказ «Чук заболел»
Г. Снегирёв. Рассказ «Хитрый бурундук»
По А. Баркову. Рассказ «Барсучья кладовая»
По А. Дорохову. Рассказ «Гостья»
Г. Корольков. Рассказ «Игрушки лисят»
По Ю. Дмитриеву. Рассказ «Лиса»
Загадки про животных
Обобщающий урок по разделу «В мире животных». Рассказы Е. Чарушина про
животных
Жизнь дана на добрые дела – 8 часов
Г. Ладонщиков. Стихотворение «Миша-мастер»
По Е. Пермяку. Рассказ «Пичугин мост»
В. Хомченко. Рассказ «Михаськин сад»
По С. Баруздину. Рассказ «Когда люди радуются»
По Ю. Ермолаеву. Рассказ «Про каникулы и полезные дела»
Е. Благинина. Стихотворение «Котёнок»
В. Голявкин. Рассказ «Птичка»
Обобщающий урок по разделу «Жизнь дана на добрые дела». Рассказы и стихи про
добрые дела
Зима наступила – 23 часа
По Л. Воронковой. Рассказ «Снег идёт»
А. Слащёв. Сказка «Снегурочка». Часть 1
А. Слащёв. Сказка «Снегурочка». Часть 2
И. Суриков. Стихотворение «Зима» (отрывок)
С. Маршак. Стихотворение «Декабрь» (отрывок)
По В. Сутееву. Сказка «Ёлка». Часть 1
По В. Сутееву. Сказка «Ёлка». Часть 2
По Л. Клавдиной. Рассказ «Вечер под рождество»
Р.Тимершин. Стихотворение «Где лежало «спасибо»?
По Н. Носову. Рассказ «На горке». Часть 1
По Н. Носову. Рассказ «На горке». Часть 2
Русская народная сказка «Лисичкасестричка и волк». Часть 1
Русская народная сказка «Лисичкасестричка и волк». Часть 2
А. Бродский. Сказка «Как Солнце с Морозом поссорились»
72
73
74
75
76
77
78
79
80
П. Головкин. Рассказ «Зимняя сказка»
Г.Скребицкий. Рассказ «Митины друзья». Часть 1
Г.Скребицкий. Рассказ «Митины друзья». Часть 2
В. Бирюков. Стихотворение «Снежная шапка»
По А. Тумбасову. Рассказ «В шубах и шапках»
Н. Некрасов. Стихотворение «Не ветер бушует над бором...»
По В. Бианки. Рассказ «Находчивый медведь»
По А. Спирину. Рассказ «Зимние приметы»
Зимние загадки. Обобщающий урок по разделу «Зима наступила». Внеклассное
чтение. Стихи про зимнюю природу
Весёлые истории – 8 часов
По Н. Носову. Сказка «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». Часть 1
По Н. Носову. Сказка «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». Часть 2
Г. Остер. Сказка «Одни неприятности»
М. Пляцковский. Сказка «Однажды утром»
В. Бирюков. Сказка «Почему комары кусаются?»
С. Маршак. «Вот какой рассеянный!» (отрывок). Внеклассное чтение.
Стихи для детей С. Маршака
87
По О. Кургузову. Рассказ «Две лишние коробки»
88
Г Чичинадзе. Стихотворение «Отвечайте, правда ли?». Обобщающий
урок по разделу
Полюбуйся, весна наступает… - 14 часов
89 В. Алфёров. Стихотворение «Март»
90 По М. Фроловой. Рассказ «Восьмое марта». Часть 1
91 По М. Фроловой. Рассказ «Восьмое марта». Часть 2
92
Е. Благинина. Стихотворение «Бабушказабота»
93
По А.Соколовскому. Рассказ «Бабушкина вешалка»
94
По В. Бианки. Рассказ «Последняя льдина»
95 А. Плещеев. Стихотворение «Весна»
96 По А. Баркову. Рассказ «Скворцы прилетели»
97 По Э. Шиму. Сказка «Всему свой срок»
98
И. Никитин. Стихотворение «Полюбуйся, весна наступает...»
99
По Ю. Ковалю. Рассказ «Весенний вечер»
100 По Ю. Дмитриеву. Рассказ «Опасная красавица»
101 Весенние загадки
81
82
83
84
85
86
102
103
104
105
106
107
108
109
110
Обобщающий урок по разделу «Полюбуйся, весна наступает…». Внеклассное
чтение. Стихи русских поэтов о весне
В мире волшебной сказки – 10 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка». Часть 1
Русская народная сказка «Хаврошечка». Часть 2
Русская народная сказка «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».
Часть 1
Русская народная сказка «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».
Часть 2
А. Пушкин. Стихотворение «У лукоморья дуб зелёный...»
По Ш. Перро. Сказка «Подарки феи». Часть 1
По Ш. Перро. Сказка «Подарки феи». Часть 2
Братья Гримм. Сказка «Горшочек каши»
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
По В. Порудоминскому. Рассказ «Наши сказки»
Обобщающий урок по разделу «В мире волшебной сказки». Внеклассное чтение.
Русские народные сказки
Родная земля – 13 часов
М. Ильин. Рассказ «Царьколокол»
С. Васильева. Рассказ «Город на Неве»
Д. Павлычко. Стихотворение «Где всего прекрасней на земле?»
С. Вербова. Рассказ «Сочинение на тему»
С. Вербова. Рассказ «Сочинение на тему»
По Л. Кассилю. Рассказ «Какое это слово?»
По Л. Кассилю. Рассказ «Какое это слово?»
По Б. Никольскому. Рассказ «Главное Дело»
По Б. Никольскому. Рассказ «Главное Дело»
А. Усачёв. Стихотворение «Защита»
По Л. Кассилю. Рассказ «Никто не знает, но помнят все»
Т. Белозёров. Стихотворение «День Победы»
Обобщающий урок по разделу «Родная земля». Внеклассное чтение.
Лето пришло – 11 часов
С. Козлов. Сказка «Ливень»
Г. Граубин. Стихотворение «Тучка»
Н. Павлова. Сказка «Хитрый одуванчик». Часть 1
Н. Павлова. Сказка «Хитрый одуванчик». Часть 2
Е. Благинина. Стихотворение «Одуванчик»
По А. Дорохову. Рассказ «Встреча со змеёй»
А. Бродский. Стихотворение «Летний снег»
В. Голявкин. Рассказ «После зимы будет лето»
О. Тарнопольская Стихотворение «Хозяюшка»
По А.Спирину. Рассказ «Летние приметы»
Обобщающий урок по разделу «Лето пришло». Внеклассное чтение. Стихи
русских поэтов о лете