МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованиемУправление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ д. Ленино
Рабочая программа
учебного предмета «Речевая практика»
Уровень образования: Начальное общее образование ФГОС НОО ОВЗ
д.Ленино 2023 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагогического работника
по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения педагогического работника;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
ответы на вопросы педагогического работника по содержанию прослушанных и (или)
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений,
ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы
педагогического работника;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи педагогического
работника и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
2. Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных действиях.
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и
выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического
работника и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи
в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки). Условные знаки в
общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения:
Базовые формулы речевого общения: обращение, привлечение внимания. "Ты" и
"Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые
обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные
обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений
(дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в
поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся", "Меня
зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы: "Это...", "Познакомься пожалуйста, это...".
Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад
познакомиться!".
Приветствие и прощание: употребление различных формул приветствия и прощания
в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы: "Здравствуй",
"Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг
или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи".
Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые
(фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от условий
образовательной организации). Недопустимость дублирования этикетных формул,
использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как
живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании: "Приходи(те) еще",
"Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с праздником..."
и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе...", "Желаю Вам...", "Я
хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить
тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как хорошо ты...",
"Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите, пожалуйста...", "Попросите
пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста,"...",
"Можно..., пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне...", "Можноя...".
Мотивировка отказа. Формула: "Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста".
Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение просьбы:
"Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада"
как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо
за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)", "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю".
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел".
Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент: одобрение как реакция на поздравления, подарки:
"Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в образовательной
организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том
числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.
Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных форм
знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации "Давайте
познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по
теме ситуации.
3. Тематическое планирование,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№п п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема урока
Давайте познакомимся – 4 часа
Давайте познакомимся
Где мы учимся Школа
Урок музыки Урок физкультуры
Школа Кто нас лечит и кормит
Знакомство во дворе - 3 часа
Школа Школьный двор
Знакомство во дворе
Знакомство во дворе
Дорога домой – 3 часа
Дорога домой Какие бывают дома
Дорога домой Читаем сказку «Гуси-лебеди»
Играем в сказку «Гуси-лебеди»
«Теремок» - 2 часа
Кто в теремочке живёт? (по сказке «Теремок»)
Мы играем в «Теремок»
Знакомство в гостях – 5 часов
Моя семья
Приглашаем гостей
Мы в гостях
Сказка «Репка»
Сказка «Репка»
Покупка школьных принадлежностей - 3 часа
Школьные принадлежности
Покупка школьных принадлежностей
Покупка школьных принадлежностей
В магазине игрушек – 3 часа
«Игрушки»
«Магазин игрушек»
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
Играем вместе
Готовимся к празднику – 3 часа
Готовимся к празднику Письмо Деду Морозу
Готовимся к празднику
Готовимся к празднику Составление диалогов
Новогодние чудеса – 4 часа
Новогодние чудеса
Новогодние чудеса Составление новогодних поздравлений
Новогодние чудеса
Новогодние чудеса
Зимняя прогулка – 4 часа
Зимняя одежда
Зимняя одежда «Кукла одевается на прогулку»
Зимние забавы
Зимняя прогулка Закрепление
«Надо, надо умываться…» - 3 часа
«Мойдодыр»
Я умываюсь
Режим дня
Помощники – 13 часов
Я - помощник
Я – помощник Составление диалогов «Делаем уборку вместе»
Я – помощник Составление диалогов «Делаем уборку вместе»
Я помогаю маме убирать в доме
Я помогаю маме убирать в доме
Я помогаю маме убирать на кухне
Посуда
Посуда
Я одеваюсь и обуваюсь
Содержу одежду в чистоте
Содержу одежду в чистоте Закрепление
Я ухаживаю за обувью
Опрятному человеку нужны помощники
Весенние праздники – 3 часа
У нас праздник
Поздравляем папу и дедушку
Поздравляем маму и бабушку
«Заячья избушка» - 3 часа
Сказка «Заячья избушка»
Сказка «Заячья избушка»
Сказка «Заячья избушка»
Спокойной ночи! – 4 часа
Спокойной ночи!
Спокойной ночи! Составление диалогов
Спокойной ночи! Закрепление
Спокойной ночи! Закрепление
День Победы! - 3 часа
«Спасибо за мир!»
«Спасибо за мир!»
«Спасибо за мир!»
Доброе утро! – 3 часа
64
65
66
Доброе утро!
Доброе утро! Составление диалогов
Доброе утро! Закрепление
2 класс
№п п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
Тема урока
Добро пожаловать! - 9 часов
Добро пожаловать!
Добро пожаловать!
У нас новая ученица
У нас новая ученица
Кто нас лечит и кормит
Правила для школьника
Правила для школьника
«Ура! Перемена!»
«Ура! Перемена!»
Истории о лете – 4 часа
Истории о лете
Истории о лете
Я расскажу вам, где отдыхал
Я расскажу вам, где отдыхал
Играем в сказку - 7 часов
Сказка «Три медведя»
Инсценировка сказки «Три медведя»
Сказка «Три поросенка»
Инсценировка сказки «Три поросенка»
Сказка «Маша и медведь»
Инсценировка сказки «Маша и медведь»
Инсценировка сказки «Маша и медведь»
Расскажи мне о школе – 4 часа
Играем во дворе
Не надо больше ссориться
Дружат в нашем классе девочки и мальчики
Наш товарищ заболел
В воскресенье все дома
Расскажи о себе
Я звоню себе домой
Я звоню в экстренные службы
Готовим новогодний праздник – 4 часа
Готовимся к Новому году
Новогодние чудеса
Новогодние поздравления
Практическое занятие
С днем рождения! – 7 часов
Приглашаем гостей!
Мы в гостях на дне рождения
Мы в гостях на дне рождения
Поздравляем с Днем рождения!
Накрываем праздничный стол
День рождения! Знакомимся с гостями
День рождения! Провожаем гостей
40
41
42
43
44
45
46
47
48
47
48
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Дежурство - 6 часов
Дежурство в классе
Дежурство в столовой
Дежурим с другом (подругой)
Обязанности дежурного
Дежурство в столовой
Практическое занятие
У меня есть щенок! – 6 часов
У меня есть щенок!
В зоомагазине
Описание домашнего питомца
В зоомагазине
Описание домашнего питомца
Расскажи о своем домашнем питомце!
«Красная Шапочка» - 5 часов
Сказка «Красная Шапочка»
Сказка «Красная Шапочка»
Сказка «Красная Шапочка»
Инсценировка сказки «Красная Шапочка»
Инсценировка сказки «Красная Шапочка»
Я записался в кружок! -12 часов
Я иду в кружок. Кто со мной?
Я записался в кружок!
Я записался в кружок!
Я люблю играть в футбол
Я люблю рисовать
Я люблю танцевать
Я люблю театр
Поклонимся памяти Героев
Поклонимся памяти Героев
Скоро лето!
Практическое занятие
Итоговый урок
3 класс
№п п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема урока
Снова в школу! – 3 часа
Это моя школа Речевое общение со старшими и с друзьями
Это моя школа Правила речевого общения
Это моя школа Правила речевого общения
Мы собрались поиграть. Мои друзья – 3 часа
Мы собрались поиграть
Мы собрались поиграть
Мы собрались поиграть Общение с друзьями
В библиотеке – 3 часа
В библиотеке
В библиотеке
В библиотеке
Сказки про Машу – 3 часа
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
Сказки про Машу
Сказки про Машу
Сказки про Машу
Отправляюсь в магазин – 3 часа
Отправляюсь в магазин
Отправляюсь в магазин
Отправляюсь в магазин
Телефонный разговор - 3часа
Телефонный разговор
Телефонный разговор
Телефонный разговор Правила речевого общения
Я - зритель – 3 часа
Я - зритель. Речевое общение с малознакомыми людьми
Я - зритель. Правила речевого общения
Я - зритель
Какая сегодня погода? Погода и мы
Погода и мы
Погода и мы
Снегурочка – 3 часа
Сказка «Снегурочка»
Сказка «Снегурочка»
Сказка «Снегурочка»
Весёлый праздник – 3 часа
Весёлый праздник
Весёлый праздник
Весёлый праздник
Мир природы – 3 часа
Мы друзья или враги природы
Мы друзья или враги природы
Мы друзья или враги природы
Играем в сказку – 3 часа
Сказка «Морозко»
Сказка «Морозко»
Сказка «Морозко»
Это я! – 3 часа
Кто я?
Кто я?
Кто я?
Играем в сказку – 3 часа
Сказка «Гуси-лебеди»
Сказка «Гуси-лебеди»
Сказка «Гуси-лебеди»
Поздравления (место уроков по данной теме в последовательности
уроков определяется учителем по календарю, исходя из необходимости
приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта) – 4 часа
Поздравляем защитников Отечества
Поздравляем защитников Отечества
Поздравляем с 8 марта!
Поздравляем с 8 марта!
Мои друзья – 4 часа
47
48
49
50
Вместе нам не скучно
Вместе нам не скучно
Вместе нам не скучно
Вместе нам не скучно
51
52
53
Я – пешеход
Я – пешеход
Я – пешеход
54
55
56
Вместе после уроков
Вместе после уроков
Вместе после уроков
Я за порогом дома – 3 часа
Мои друзья – 3 часа
Я за порогом дома – 3 часа
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
На приёме у врача
На приёме у врача
На приёме у врача
Играем в сказку – 3 часа
Сказка «Волк и семеро козлят»
Сказка «Волк и семеро козлят»
Сказка «Волк и семеро козлят»
Поздравляем с Днём Победы!
(Место уроков по данной теме в последовательности уроков
определяется учителем по календарю, исходя из необходимости
приблизить их к календарной дате 9 мая) – 1 час
Подготовка к составлению описания внешности человека
Я дома – 3часа
Мой дом Моя семья
Мой дом Моя семья
Мой дом Моя семья
Учимся понимать животных – 2 часа
В зоопарке у зверей
В зоопарке у зверей
4 класс
№п п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема урока
Делимся новостями – 4 часа
Мы снова в школе. Делимся новостями
Мы снова в школе
Как я провёл лето
Урок-игра «Угадай мой рисунок»
Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа
Я выбираю книгу
Мы в библиотеке
Моя любимая книга
Моя любимая книга
«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа
«Подскажите, пожалуйста…»
«Подскажите, пожалуйста…»
11
12
«Подскажите, пожалуйста…»
«Подскажите, пожалуйста…»
Я за порогом дома – 3 часа
13
Я - пассажир
14
Я - пассажир
15
Я - пассажир
В гости к сказке -7 часов
16
17
18
19
20
21
22
Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок»
Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок»
Театрализованное представление сказки
Театрализованное представление сказки
Моя любимая сказка
Моя любимая сказка
Моя любимая сказка
У телевизора – 4 часа
23
У телевизора. Планируем телевизионный досуг
24
У телевизора. Планируем телевизионный досуг
25
Мои любимые передачи
26
Мои любимые передачи
В гости к сказке – 3 часа
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Игра «Лисичка-сестричка»
Игра «Лисичка-сестричка»
Игра «Лисичка-сестричка»
Новогодние истории – 4 часа
Новогодние истории
Новогодние истории
Новогодние истории
Новогодние истории
Знаки-помощники - 4 часа
Знаки-помощники
Знаки-помощники
Я – пассажир
Я – пассажир
В гостях у леса – 4 часа
В гостях у леса
В гостях у леса
В гостях у леса
В гостях у леса
Задушевный разговор 4 часа
Задушевный разговор
Задушевный разговор
Учимся общаться
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Учимся общаться
Приглашение – 4 часа
Я получил приглашение
Я получил приглашение
Я получил приглашение
Инсценировка стихотворения А. Усачёва «Приглашение улитке»
Поздравляю! – 6 часов
Поздравления
Поздравления
Поздравления
Поздравления
Мы на Дне рождения
Мы на Дне рождения
Жду письма! – 4 часа
Жду письма!
Жду письма!
Пишу письмо
Пишу письмо
«Извините меня…» - 4 часа
«Извините меня…»
«Извините меня…»
«Извините меня…»
«Извините меня…»
Поздравительная открытка 2 часа
Поздравительная открытка к 9 мая
Поздравительная открытка к 9 мая
«Во саду ли в огороде» - 3 часа
66
67
68
«Во саду ли в огороде»
«Во саду ли в огороде»
Итоговое занятие