МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованиемУправление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ д. Ленино
Рабочая программа
учебного предмета «Музыка»
Уровень образования: Начальное общее образование ФГОС НОО ОВЗ
д. Ленино 2023 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян,
гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического
работника);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен
с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений
(веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических
оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто,
скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной
речи.
2. Содержание учебного предмета
Восприятие музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых
произведений;
б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия);
д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном
произведении;
е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан,
скрипка).
Хоровое пение:
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка
народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный
материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и
явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая
опора на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения
брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха,
удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной
смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими
оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания;
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные
звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни;
развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;
развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа над
чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических
упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем
беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки
высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх);
развитие умения определять сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого,
грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных
песен с простейшими элементами динамических оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание
пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся;
развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных
песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1, до1
- до2.
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной
грамоты входит:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая - piano);
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная
линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторовклассиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник;
металлофон; ложки);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
обучение игре на фортепиано.
3. Тематическое планирование,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Тема урока
Музыка вокруг нас.
Ударно – шумовые инструменты. Бубен.
Ударно – шумовые инструменты. Маракасы. Погремушка.
Ударные инструменты. Барабан.
Ударные инструменты. Деревянные ложки. Треугольник.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Природа в музыке. Осень.
Повторение по теме «Природа в музыке. Осень».
Изучение новой песни.
Знакомство с музыкальными жанрами. Песня.
Музыкальные жанры. Колыбельная.
Изучение новой песни.
Музыкальные жанры. Разновидности танца. Вальс.
Разновидности танца. Полька.
Музыкальные жанры. Марш.
Повторение по теме «Музыкальные жанры».
Природа в музыке. Зима
Изучение новой песни.
В гостях у детской песни.
Средства музыкальной выразительности: динамика, темп.
Музыка – язык чувств. Изучение новой песни.
Настроения в музыке.
Природа в музыке. Весна.
Повторение по теме «Природа в музыке. Весна».
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Изучение новой песни.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Музыкальные инструменты. Баян.
Музыкальные инструменты. Скрипка.
Музыкальные инструменты. Гитара.
Музыкальные инструменты. Труба.
Повторение по теме «Музыкальные инструменты».
Изучение новой песни.
Природа в музыке. Лето.
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема
Звучащий мир вокруг нас.
Звучащий мир вокруг нас.
Музыкальные жанры. Песня.
Музыкальные жанры. Песня.
Музыкальные жанры. Песня.
Природа в музыке. Осень.
Природа в музыке. Осень.
Повторение по теме «Природа в музыке. Осень».
Части песни.
Части песни.
Музыкальные жанры. Колыбельная.
Музыкальные жанры. Колыбельная.
Музыкальные жанры. Колыбельная.
Музыкальные жанры. Колыбельная.
Музыкальные жанры. Танец.
Музыкальные жанры. Танец.
Музыкальные жанры. Танец.
Музыкальные жанры. Марш.
Музыкальные жанры. Марш.
Повторение по теме «Музыкальные жанры».
Изучение новой песни.
Изучение новой песни.
Изучение новой песни.
Изучение новой песни.
Музыкальные портреты людей.
Музыкальные портреты людей.
Повторение по теме «Музыкальные портреты людей».
Настроения и чувства в музыке.
Настроения и чувства в музыке.
Повторение по теме «Настроения и чувства в музыке».
Природа в музыке. Весна.
Природа в музыке. Весна.
Природа в музыке. Лето.
Повторение.
3 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
Музыка – это искусство.
Музыка – это искусство.
Основные элементы музыкального языка. Мелодия.
Основные элементы музыкального языка. Мелодия.
Основные элементы музыкального языка. Ритм.
Основные элементы музыкального языка. Ритм.
Музыкальные краски
и образы осени.
Музыкальные краски
и образы осени.
Основные элементы музыкального языка. Темп.
Основные элементы музыкального языка. Темп.
Повторение по теме «Основные элементы музыкального языка».
Основные элементы музыкального языка. Динамика.
Основные элементы музыкального языка. Динамика.
Настроение и чувства в музыке.
Музыкальные краски и образы зимы.
Музыкальные краски и образы зимы.
Повторение по теме «Музыкальные краски и образы зимы».
Изучение новой песни.
Музыкальные жанры музыки. Песня
Музыкальные жанры музыки. Танец
Элементы музыкальной грамоты. Нотная запись.
Повторение по теме «Элементы музыкальной грамоты».
Сказка в музыке.П. Чайковский.«Нянина сказка», «Баба –Яга».
Сказка в музыке.П. Чайковский.«Нянина сказка», «Баба –Яга».
Сказка в музыке. Э. Григ.«В пещере горного короля».
Сказка в музыке. Э. Григ.«В пещере горного короля».
Сказка в музыке. Э. Григ «Шествие гномов».
Сказка в музыке. Э. Григ «Шествие гномов».
Музыкальные краски и образы весны.
Музыкальные краски и образы весны.
Сказка в музыке. Д. Уотт. «Три поросенка».
Музыкальные краски и образы лета.
Повторение по теме «Музыкальные краски и образы лета».
Повторение
4 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
Тема
Музыка – это искусство.
Музыка – это искусство.
Основные элементы музыкального языка. Мелодия.
Основные элементы музыкального языка. Мелодия.
Основные элементы музыкального языка. Ритм.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Основные элементы музыкального языка. Ритм.
Основные элементы музыкального языка. Темп.
Основные элементы музыкального языка. Темп.
Основные элементы музыкального языка. Динамика.
Основные элементы музыкального языка. Динамика.
Повторение по теме «Основные элементы музыкального языка».
Музыкальные краски
и образы осени.
Музыкальные краски
и образы осени.
Повторение по теме «Музыкальные краски и образы осени».
Изучение новой песни.
Изучение новой песни.
Изучение новой песни.
Изучение новой песни.
Элементы музыкальной грамоты.
Элементы музыкальной грамоты. Нотная запись.
Повторение по теме «Элементы музыкальной грамоты».
Сказка в музыке. П. Чайковский. «Нянина сказка», «Баба –Яга».
Сказка в музыке. П. Чайковский. «Нянина сказка», «Баба –Яга».
Сказка в музыке. Э. Григ. «В пещере горного короля».
Сказка в музыке. Э. Григ. «В пещере горного короля».
Сказка в музыке. Э. Григ «Шествие гномов».
Сказка в музыке. Э. Григ «Шествие гномов».
Сказка в музыке. Д. Уотт. «Три поросенка».
Сказка в музыке. Д. Уотт. «Три поросенка».
Повторение по теме «Сказка в музыке».
Музыкальные краски и образы зимы.
Музыкальные краски и образы зимы.
Повторение по теме «Музыкальные краски и образы зимы».
Повторение