Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Ленино
Приложение к АООП с УО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа
коррекционного курса
«Ритмика»
1-4 классы
для учащихся с УО (интеллектуальными нарушениями)
г. Тавда 2023
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основании с учетом требований к результатам освоения ФАООП начального общего образования для детей с умственной
отсталостью, на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений по ритмике.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкальноритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные направления работы по ритмике:
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
- упражнения с детскими музыкальными инструментами;
- игры под музыку;
- танцевальные упражнения.
Цель: развитие двигательной активности в процессе восприятия музыки.
Задачи: учить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением; способствовать
физическому развитию ребенка: формировать осанку, силу мышц, их гибкость и эластичность, выразительность и пластику движений и жестов в
танцах, играх, хороводах и упражнениях; прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности; вовлекать музыкально-ритмической
деятельностью в разных ее видах (ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика); дать основы специальных знаний из области
сценического движения (пластический тренинг, музыкально -ритмические рисунки, импровизации); научить различным формам движения:
выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений; развивать мышечную память, творческое
воображение, мышление; воспитывать самооценку, взаимоконтроль и самоконтроль.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Учащиеся должны уметь:
- правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
- различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
- отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
- различать основные характерные движения некоторых народных танцев
Личностные результаты:
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к
образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного
отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и
танцевальной способности.
Предметные результаты:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в
коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
выполнять игровые и плясовые движения.
Содержание учебного предмета.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под
музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями,
перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется
развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами,
лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее
характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения,
разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся
вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
- упражнения на ориентировку в пространстве
- ритмико-гимнастические упражнения
- игры под музыку
- танцевальные упражнения
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми
должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока
учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на
снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых
музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы
дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем,
учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например, «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп),
«кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо
говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить
инсценирование песен, таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее
содержание. В дальнейшем предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок».
По окончании курса «Ритмика» дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».
Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных
движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение
хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с
предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся
с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, пере- менчивый
шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев
разных национальностей.
Место коррекционного курса «Ритмика» в Учебном плане: Коррекционный курс «Ритмика» включен в часть учебного плана «Коррекционно –
развивающая область».
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема урока
Что такое «Ритмика»? Основные понятия.
Разминка. Поклон. Музыкальный этюд «Пружинка».
Постановка корпуса. Основные правила.
Позиции рук. Позиции ног. Основные правила.
Позиции рук. Позиции ног. Основные правила.
Общеразвивающие упражнения.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Движения на развитие координации. Бег и подскоки.
Разминка. Музыкальный этюд «Листья».
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Движения по линии танца.
Движения по линии танца.
Игры под музыку. Комбинация «Гуси».
Комбинация «Слоник».
Индивидуальные задания.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Разминка. Музыкальный этюд «Цыплята».
Позиции в паре. Основные правила. Танец “Диско”. Элементы танца.
Позиции в паре. Основные правила. Танец “Диско”. Элементы танца.
Позиции в паре. Основные правила. Танец “Диско”. Элементы танца.
Упражнения для улучшения гибкости.
Упражнения для улучшения гибкости.
Комбинация «Ладошки».
Комбинация «Ладошки».
Тренировочный танец «Стирка».
Тренировочный танец «Стирка».
Ритмико-гимнастические упражнения.
Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.
Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.
Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.
Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.
Общеразвивающие упражнения.
Репетиция танца.
Урок-смотр знаний.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
№
урока
1/34
2/35
3/36
4/37
5/38
6/39
7/40
8/41
9/42
10/43
11/44
12/45
13/46
14/47
15/48
16/49
17/50
18/51
19/52
20/53
21/54
22/55
23/56
24/57
25/58
26/59
27/60
класс
Тема урока
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании
танцев.
Разминка. Музыкальный этюд «Бабочки».
Общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения.
Танец «Полька».
Танец «Полька».
Танец «Полька».
Танец «Полька».
Танец «Полька».
Тренировочный танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук.
Тренировочный танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук.
Разминка. Музыкальный этюд «Птицы».
Движения по линии танца.
Движения по линии танца.
Танец «Вару – Вару».
Танец «Вару – Вару».
Танец «Вару – Вару».
Танец «Вару – Вару».
Танец «Вару – Вару».
Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.
Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.
Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.
Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.
Разминка. Музыкальный этюд «Мячик».
Общеразвивающие упражнения.
Танец «Диско».
Танец «Диско».
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28/61
29/62
30/63
31/64
32/65
33/66
34/67
Танец «Диско».
Танец «Диско».
Танец «Диско».
Разминка. Музыкальный этюд «Пружинка».
Движения по линии танца.
Индивидуальное творчество «Я – герой любимой сказки».
Урок-смотр знаний
3
№
урока
1/68
1
1
1
1
1
1
1
класс
Кол-во часов
2/69
3/70
4/71
5/72
6/73
Тема урока
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании
танцев.
Разминка. Музыкальный этюд «Котята».
Общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения.
Ритмико-гимнастические упражнения
Танец «Вару-Вару».
7/74
Танец «Вару-Вару».
1
8/75
Танец «Вару-Вару».
1
9/76
Танец «Вару-Вару».
1
10/77
Разминка. Музыкальный этюд «Пружинка».
1
11/78
12/79
13/80
14/81
15/82
16/83
17/84
Разминка. Музыкальный этюд «Пружинка».
Упражнения на развитие координации движений.
Упражнения на развитие координации движений.
Упражнения на развитие координации движений.
Танец «Сударушка».
Танец «Сударушка».
Танец «Сударушка».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18/85
19/86
20/87
21/88
22/89
23/90
24/91
25/92
26/93
Танец «Сударушка».
Танец «Сударушка».
Разминка. Музыкальный этюд «Фонарики».
Общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения на координацию движений.
Упражнения на координацию движений.
Танец «Самба».
Танец «Самба».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27/94
Танец «Самба».
1
28/95
Танец «Самба».
1
29/96
Танец «Самба».
1
30/97
Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).
1
31/98
Разминка. Музыкальный этюд «Хлопушки».
1
32/99
Общеразвивающие упражнения.
1
33/100
Индивидуальное творчество.
1
34/101
Урок-смотр знаний
1
4
№ уроков
1/102
2/103
3/104
4/105
5/106
6/107
7/108
8/109
9/110
10/111
11/112
12/113
13/114
14/115
15/116
16/117
17/118
18/119
19/120
20/121
21/122
22/123
23/124
24/125
25/126
26/127
27/128
28/129
29/130
30/131
класс.
Тема урока
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивание танцев
Перестроение из колонны в колонну. Круговые движения головы, наклоны вперёд, назад, в стороны
Разнообразные сочетания движений рук, ног, туловища, кистей
Прыжки на двух ногах
Упражнения на координацию
Исполнение элементов плясок и танцев
Построение, перестроение из колонны в круг и наоборот
Выполнение движений под музыку
Перестроение из колонны в 2 шеренги
Разучивание танца с «листочками»
Упражнения на различение элементов народных танцев
Упражнения для рук
Хлопки под музыку
Шаг кадрили. Разучивание
Упражнения с мячом
Ходьба по залу «Марш»
Повороты туловища
Круговые движения туловища
Упражнения на имитацию распустившегося цветка
Игры с пением «Буги-вуги», «Санки»
Танцевальные упражнения «Пружинящий бег», «Галоп», «Подскоки».
Разучивание народного танца «Кадриль»
Сохранение правильной осанки
Круговые движения туловища с вытянутыми руками
Танцевальные упражнения
Упражнения с предметами
Упражнения на выработку осанки
Хлопки и притопы в несложных ритмических рисунках
Инсценирование детской песни
Новые варианты разученных игр, элементов танцевальных движений
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31/132
32/133
33/134
34/135
Сочетания движений рук и ног
Игры с речевым сопровождением
Исполнения разученных танцевальных композиций
Игры под музыку
1
1
1
1