Рабочая программа учебный предмета «История» 7-9 классов АООП с УО (вариант 1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованиемУправление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ д. Ленино

Приложение к АООП с УО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История»
для обучающихся 5 – 9 классов

д. Ленино 2023

1. Пояснительная записка
Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным
образовательным программам, носит характер морально-этической и политикоправовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих
областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей
содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно
сохраняет структурную целостность, присущую данным областям исторического цикла.
Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного
потенциала детей с ОВЗ.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации
учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности. Формирование
интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного
цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
Данная программа ставит следующие цели:
 изучение исторического материала;
 овладение знаниями и умениями;
 коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
 формирование личностных качеств гражданина;
 подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач:
образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.




Образовательные задачи:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых
закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.











Воспитательные задачи:
гражданское воспитание учащихся;
патриотическое воспитание;
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
трудовое воспитание;
экологическое воспитание;
правовое воспитание;
формирование мировоззрения учащихся.





Коррекционно – развивающие задачи:
 развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления,
речи, эмоционально – волевой сферы.
Таким образом, основной целью курса является формирование целостного
представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов,
об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной, так и
всемирной истории.

Общая характеристика учебного предмета «История»
Историческое образование на ступени основного общего образования играет
важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся,
приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в
исторически сложившееся многонациональное и поликонфессиональное сообщество.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные
образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся
деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и
историческом пути российского народа важны и для понимания современных
общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном
пространстве.
Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и
социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным
образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы,
сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям
учащихся.
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным
образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность
мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи,
направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий
для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются
неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней,
переработано только их содержание.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников.
Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся
основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на
современном этапе развития.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности
воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское,
эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую
направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников
специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей
направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип
систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.








Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа;
Наглядные - наблюдение, демонстрация;
Практические – упражнения;
Методы изложения новых знаний;
Методы повторения, закрепления знаний;
Методы применения знаний;
Методы контроля.

Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
 Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
 Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);






Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
Комбинированный урок;
Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.
Для контроля ЗУНов учащихся применяются тестовые работы.
При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах
изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие
учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков,
формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в ней в виде
двух курсов - «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного
времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов,
историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах
исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной
характеристике основных исторических эпох - от прослеживания хода наиболее
значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий
и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается
в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с
ведущими процессами мировой истории.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по
региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый
наглядной и яркой информацией, изучение которого способствует правильной
профессиональной ориентации учащихся.
Для реализации данной программы, в одном из разделов курса «История России»
и «Всеобщая история» в 9 классе, предусмотрены уроки, направленные на правильную
профессиональную ориентацию учащихся в современном обществе.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ (365 ч.)
МИР ИСТОРИИ
Введение
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя
биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок,
село), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей
школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край
(область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав,
основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный
состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ.
Руководитель страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера,
сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление). «Лента времени». Краткие исторические

сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).
Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века
и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с
примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение
исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники
зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные
(летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев).
Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека
от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от
современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный
века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование
орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности.
Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних
людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких
животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ
жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком
искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг.
Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни:
тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в
истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные
способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при
получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов.
Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых
земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль
поливного земледелия, в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для
строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство
жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для
изучения истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная
мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы
добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство.
Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов.
Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления
посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение
для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении
глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее
виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее
изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных
условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы,
инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние
природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции
изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в
разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение
разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли,
сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и
океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам.
Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись,
иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и
книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика.
Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий:
заполнение анкет;
рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т. д.;
составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством учителя);
составление родословного дерева (рисунок);
рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц: изображение «ленты времени» одного
столетия, одного тысячелетия; ориентировка на «ленте времени»;
объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и
времени и др.
чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет,
археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным
историческим эпохам;
экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;
просмотр фильмов о культурных памятниках;
викторины на темы: «С чего начинается Родина?», «Моя семья», «Мой род», «Я и
мои друзья», «Страна, в которой я живу», «События прошлого», «Время, в котором мы
живем», «История одного памятника», «История в рассказах очевидцев», «Исторические
памятники нашего города» и др.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Введение в историю
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как
изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные
славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и
верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX – I половине XII века
Образование государства восточных славян ― Древней Руси. Формирование
княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение
Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века)
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель ―
самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного
развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий
Новгород. Культура Руси в XII-XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на
Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая
оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь
и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами.
Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV – XV века)
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван
Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение
Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и его
значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и
быт Руси в XIV – XV вв.
Россия в XVI – XVII веках
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья,
покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время.
Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба

против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина.
Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель.
Русские первопроходцы.
Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под
предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика
России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке
Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I.
Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало
Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская
битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I ―
первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного
управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея.
Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и
техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов ―
покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского
университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской
власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век дворянства».
Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.
Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы,
развитие исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя
политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны.
Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион,
Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне.
Народная память о войне
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в
России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на
Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата.
Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России.
Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки,
техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры
(А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси
и др.).
Россия во второй половине XIX – начале XX века
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян
после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы,
связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы,
открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности,
формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление
революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения.

Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М.
Достоевский,
Л. Н. Толстой,
В. И. Суриков,
П. И. Чайковский,
А. С. Попов,
А. Ф. Можайский и др.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение
основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 19041905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на
общественную и политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ―
начало революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение
революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели
культуры:
А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых
кинофильмов в России.
ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ
Введение
Преемственность всех этапов отечественной истории. Период Новейшей истории
страны (с 1914 г. по настоящее время). Важнейшие события, процессы ХХ — начала XXI
в.
Февральская и Октябрьская революции 1917 г. (3 ч)
Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.: общенациональный
кризис.
Февральское восстание в Петрограде. Отречение Николая II. Падение монархии.
Временное правительство и Советы, их руководители. Демократизация жизни страны.
Тяготы войны и обострение внутриполитического кризиса. Угроза территориального
распада страны.
Цели и лозунги большевиков. В. И. Ленин как политический деятель. Вооружённое
восстание в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. Свержение Временного
правительства и взятие власти большевиками. Советское правительство (Совет народных
комиссаров) и первые преобразования большевиков. Образование РККА. Советская
национальная политика. Образование РСФСР как добровольного союза народов России.
Гражданская война как национальная трагедия. Военная интервенция. Политика
белых правительств А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля.
Переход страны к мирной жизни. Образование СССР.
Революционные события в России глазами соотечественников и мира. Русское
зарубежье.
Влияние революционных событий на общемировые процессы XX в., историю
народов России.
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.)
План «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР. Нападение на
СССР 22 июня 1941 г. Причины отступления Красной Армии в первые месяцы войны.
«Всё для фронта! Все для победы!»: мобилизация сил на отпор врагу и перестройка
экономики на военный лад.
Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв германских
планов молниеносной войны.
Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Значение героического сопротивления
Ленинграда.
Гитлеровский план «Ост». Преступления нацистов и их пособников на территории
СССР. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Холокост. Гитлеровские
лагеря уничтожения (лагеря смерти).
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва.
Битва на Курской дуге.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда. Битва за Днепр.

Массовый героизм советских людей, представителей всех народов СССР, на фронте
и в тылу. Организация борьбы в тылу врага: партизанское движение и подпольщики.
Юные герои фронта и тыла. Патриотическое служение представителей религиозных
конфессий. Вклад деятелей культуры, учёных и конструкторов в общенародную борьбу
с врагом.
Освобождение оккупированной территории СССР. Белорусская наступательная
операция (операция «Багратион») Красной Армии.
СССР и союзники. Ленд-лиз. Высадка союзников в Нормандии и открытие Второго
фронта. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Битва за Берлин.
Безоговорочная капитуляция Германии и окончание Великой Отечественной войны.
Разгром милитаристской Японии. 3 сентября — окончание Второй мировой войны.
Источники Победы советского народа. Выдающиеся полководцы Великой
Отечественной войны. Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции.
Людские и материальные потери СССР. Всемирно-историческое значение Победы СССР
в Великой Отечественной войне
Окончание Второй мировой войны. Осуждение главных военных преступников и их
пособников (Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский процессы).
Попытки искажения истории Второй мировой войны и роли советского народа в
победе над гитлеровской Германией и её союзниками. Конституция РФ о защите
исторической правды.
Города-герои. Дни воинской славы и памятные даты в России. Указы Президента
Российской Федерации об утверждении почётных званий «Города воинской славы»,
«Города трудовой доблести», а также других мерах, направленных на увековечивание
памяти о Великой Победе.
9 мая 1945 г. — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941–1945 гг. Парад на Красной площади и праздничные шествия в честь Дня Победы.
Акции «Георгиевская ленточка» и «Бескозырка», марш «Бессмертный полк» в России и за
рубежом. Ответственность за искажение истории Второй мировой войны.
Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.)
Нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачёв. Межнациональные
конфликты. «Парад суверенитетов». Принятие Декларации о государственном
суверенитете РСФСР.
Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Избрание
Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР.
Объявление
государственной
независимости
союзными
республиками.
Юридическое оформление распада СССР и создание Содружества Независимых
Государств (Беловежское соглашение). Россия как преемник СССР на международной
арене.
Распад СССР и его последствия для России и мира.
Становление Российской Федерации как суверенного государства (1991—1993 гг.).
Референдум по проекту Конституции России. Принятие Конституции Российской
Федерации 1993 г. и её значение.
Сложные 1990-е гг. Трудности и просчёты экономических преобразований в стране.
Совершенствование новой российской государственности. Угроза государственному
единству.
Россия на постсоветском пространстве. СНГ и Союзное государство. Значение
сохранения Россией статуса ядерной державы.
Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.
Возрождение страны с 2000-х гг.
Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления и
укрепления страны. Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина.
Восстановление единого правового пространства страны. Экономическая интеграция на

постсоветском пространстве. Борьба с терроризмом. Укрепление Вооружённых Сил РФ.
Приоритетные национальные проекты.
Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.
Отношения с США и Евросоюзом.
Воссоединение Крыма с Россией. Крым в составе Российского государства в XX.
Крым в 1991—2014 г. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. Декларация о
независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.).
Подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в
Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов.
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о принятии в Российскую
Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные последствия.
Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий капитал»,
«Комфортная среда для жизни», «Экономический рост» — основные направления
национальных проектов 2019—2024 гг. Разработка семейной политики. Пропаганда
спорта и здорового образа жизни. Россия в борьбе с короновирусной пандемией.
Реализация крупных экономических проектов (строительство Крымского моста,
трубопроводов «Сила Сибири», «Северный поток» и др.). Поддержка одарённых детей
в России (образовательный центр «Сириус» и др.).
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России (2020 г.).
Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.)
Значение исторических традиций и культурного наследия для современной России.
Воссоздание Российского исторического общества (РИО) и Российского военноисторического общества (РВИО). Исторические парки «Россия — Моя история». Военнопатриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации
«Патриот». Мемориальный парк Победы на Поклонной горе и Ржевский мемориал
Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без срока давности». Новые
информационные ресурсы о Великой Победе.
Итоговое повторение
История родного края в годы революций и Гражданской войны.
Наши земляки — герои Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).
Наш регион в конце XX — начале XXI вв.
Трудовые достижения родного края.
Система оценивания. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
3.1. Планируемые результаты освоения истории в 5 классе
В результате изучения истории учащиеся должны:
Знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории Древнего
деятелей этого периода;
• выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

мира; выдающихся

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
• изученные виды исторических источников.
Уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей
истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и
памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при
написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и
следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и
мира;
• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в
общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
3.2. Планируемые результаты освоения истории в 6 классе
В результате изучения истории средних веков учащиеся должны:
Называть:
 хронологические рамки Средневековья.
 имена наиболее известных а) правителей; б) общественных и религиозных
деятелей; в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной,
художественной культуры средневековья;
 участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных
движений в средние века.
Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового
мира.
Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и
Востока.
Составлять описание средневековых памятников:
а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений
искусства.
Называть характерные, существенные особенности:




политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;
социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных;
свободных и зависимых);
 представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений,
господствовавших в средневековых обществах.
Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община,
феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия,
политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
В результате изучения истории России учащиеся должны:
Указывать: а) хронологические рамки существования Древнерусского государства;
б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления
Русского государства.
Называть: а) место, обстоятельства, участников событий, указанных в п. 1.; б)
князей, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных
представителей и памятники культуры древней и средневековой Руси.
Называть, показывать на исторической карте:
 территории расселения восточнославянских племен;
 основные древнерусские города;
 крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;
 основные центры собирания русских земель;
 территорию Русского государства в XV —XVI вв.
Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.
Составлять описание памятников древнерусской культуры: а) жилых построек,
храмов; б) предметов труда и быта; в) произведений искусства.
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков;
становления и развития Русского государства, закрепощения крестьян.
Называть характерные, существенные особенности:
 экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси;
 социальные положения разных групп населения;
 развития русских земель под властью Орды;
 политического устройства Древнерусского государства и Московского
государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев.
Называть:
 хронологические рамки Средневековья.
 имена наиболее известных а) правителей; б) общественных и религиозных
деятелей; в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной,
художественной культуры средневековья;
 участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных
движений в средние века.
Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового
мира.
Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и
Востока.
Составлять описание средневековых памятников:
а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений
искусства.
Называть характерные, существенные особенности:
 политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;
 социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных;
свободных и зависимых);



представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений,
господствовавших в средневековых обществах.
Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община,
феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия,
политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
3.3. Планируемые результаты освоения истории в 7 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории учащиеся должны:




















Знать:
даты основных событий;
термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,
результаты и итоги событий XVI - XVIII вв.;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к
XVIII в.;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
сравнивать исторические явления и события;
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
анализировать исторический источник;
самостоятельно давать оценку историческим явлениям;
читать историческую карту;
группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному
признаку;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать
ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и
собственного социального опыта;
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и
аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной
и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь,
участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с
сообщениями, докладами; писать рецензии;
уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку

3.4. Планируемые результаты освоения истории в 8 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории учащиеся должны:
Знать/понимать:
 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и
системность отечественной и всемирной истории;
 периодизацию всемирной и отечественной истории;
 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
 историческую обусловленность современных общественных процессов;
 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Уметь:
 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
 критически
анализировать
источник
исторической
информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его
создания);
 анализировать историческую информацию, представленную в разных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
 различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения;
 устанавливать
причинно-следственные
связи
между
явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и
явлений;
 участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать
собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для
аргументации исторические сведения;
3.5. Планируемые результаты освоения истории в 9 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории учащиеся должны:
Знать/понимать:
 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и
системность отечественной и всемирной истории;
 периодизацию всемирной и отечественной истории;
 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
 историческую обусловленность современных общественных процессов;
 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
 критически
анализировать
источник
исторической
информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его
создания);
 составлять хронологические и синхронистические таблицы;
 анализировать историческую информацию, представленную в разных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
 использовать данные исторической карты для характеристики политического
и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды
истории;
 высказывать суждение о назначении, ценности источника;
 характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
 сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
 различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения;
 устанавливать
причинно-следственные
связи
между
явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и
явлений;
 участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать
собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для
аргументации исторические сведения;



представлять результаты изучения исторического материала в формах
конспекта, реферата, рецензии.
4. Тематическое планирование

5 класс «Мир истории»
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Раздел I. Введение. 24 часа
Тема 1.

Представление о себе, об окружающих людях, о 12 часов
пространстве вокруг нас

Тема 2.

Представление о времени в истории.

6 часов

Раздел II. История древнего мира. 10 часов.
Тема 1.

История появления и развития древнего
человека.

7 часов

Тема 2.

Человек разумный.

3 часа

Раздел III. История вещей и дел человека. 21 час.
Тема 1.

История освоения человеком огня, энергии (от
древности до наших дней)

3 часа.

Тема 2.

История использования человеком воды.

4 часа

Тема 3.

История жилища человека.

2 часа

Тема 4.

История появления мебели.

2 часа

Тема 5.

История питания человека.

3 часа

Тема 6.

История появления посуды.

3 часа

Тема 7.

История появления одежды и обуви.

4 часа

Раздел IV. История человеческого общества. 13 часов.
Тема 1.

Первобытность

4 часа

Тема 2.

Зарождение культуры

3 часа

Тема 3.

Появление первых государств

6 часов

Тематическое планирование История Отечества 6 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Раздел 1. Введение. 6 часов
Тема 1

Что такое история?

2 часа

Тема 2

Наша Родина Россия

4 часа

Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода 14 часов
Тема 1

Территория нашей страны в древности

2 часа

Тема 2

Восточные славяне

8 часов

Тема 3

Отношения восточных славян с соседями

4 часа

Раздел 3. Древнерусское государство 15 часов
Тема 1

Образование Древнерусского государства

2 часа

Тема 2

Первые русские князья и их политика

4 часа

Тема 3

Культура и искусство Древнерусского
государства

5 часов

Тема 4

Расцвет Киевской Руси

4 часа

Раздел 4. Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века) 18 часов
Тема 1

Распад Киевской Руси

2 часа

Тема 2

Особенности развития русских княжеств

4 часа

Тема 3

Русская культура в XII-XIII веках

3 часа

Тема 4

Монгольское нашествие

4 часа

Тема 5

Нашествие с Запада

3 часа

Тема 6

Отношения русских земель с Золотой Ордой

2 часа

Раздел 5. Начало объединения русских земель (XIV – первая треть XV1 века) 12
часов
Тема 1

Земли Северо-Восточной Руси

2 часа

Тема 2

Возвышение Московского княжества

5 часов

Тема 3

Русь Московская

5 часов

Тематическое планирование История Отечества 7 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Раздел 1: Введение 2 часа
Тема 1

Наследие Средневековья

2 часа

Раздел 2. Россия и мир в XVI в 24 часа
Тема 1

Великие географические открытия

4 часа

Тема 2

Россия в первой трети XVI в.

Тема 3

Царь - Иван Грозный

4 часа
16 часов

Раздел 3: Россия на рубеже ХVI – ХVII вв. 13 часов
Тема 1

Наследники Ивана Грозного

Тема 2

Смутное время

Тема 3

Освобождение

2 часа
3 часа
8 часов

Раздел 4. На пороге Нового времени. Россия в XVII в. 24 часа
Тема 1

Россия при первых Романовых

5 часов

Тема 2

Бунташный век

9 часов

Тема 3

Русские первопроходцы XVII в

3 часа

Тема 4

Культура и быт народов России в XVII в.

7 часов

Раздел 5. Итоговое повторение 4 часа
Тематическое планирование История Отечества 8 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Раздел 1. Повторение 5 часов
Тема 1

Россия к XVII веку.

5 часов

Раздел 2 Эпоха Петра Великого 24 часа
Тема 1

Становление Петра I

9 часов

Тема 2

Северная война

5 часов

Тема 3

Реформы Петра Великого

10 часов

Раздел 3. Россия после Петра I 12 часов
Тема 1

Эпоха Дворцовых переворотов

12 часов

Раздел 4 Эпоха Екатерины Великой 16 часов
Тема 1

Начало царствования

3 часа

Тема 2

Внешняя политика Екатерины II

7 часов

Тема 3

Правительница Екатерина

6 часов

Раздел 5 Россия при Павле I. 5 часов
Тема 1

Правление Павла Петровича

2 часа

Тема 2

Павел I и Наполеон Бонапарт

3 часа

Раздел 6 Культура во второй половине 18 века 3 часа
Тема 1

Развитие науки и культуры в конце XVIII в.

6 часа

Тематическое планирование История Отечества 9 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Раздел 1. Россия в первой четверти XIX века 8 часа
Тема 1

Александр I. Начало

2 часа

Тема 2

Отечественная война 1812 г.

6 часов

Раздел 2. Правление Николая I 5 часов
2 час

Тема 1

Начало правления Николая I

Тема 2

Внешняя политика России в середине XIX века 3 часа

Раздел 3. Россия в конце XIX века 5 часов
Тема 1

Царь освободитель

3 часа

Тема 2

Царь миротворец

2 часа

Раздел 4. XX век начинается 34 часа
Тема 1

Последний российский император

4 часа

Тема 2

Великая русская революция

12 часов

Тема 3

1920- е годы в истории России

12 часов

Тема 4

Очаги напряжения в мире

6 часов

Раздел 5. Годы Вов - 33 часа

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема 1

Начальный период войны

9 часов

Тема 2

Коренной перелом в ходе Великой
Отечественной войны

4 часа

Тема 3

Освобождение

5 часов

Тема 4

Восстановление экономики и оттепель

3 часа

Тема 5

Застой

5 часов

Тема 6

Россия – новейшего времени

7 часов

Поурочное планирование
5 класс
Тема урока
История имени.
История фамилии.
Даты жизни. Понятие о биографии.
Дом, в котором ты живешь.
История улицы.
Местность, где мы живем.
Край, в котором мы живем.
Страна, в которой мы живем.
Другие страны мира.
Другие страны мира.
Планета, на которой мы живем.
Контрольная работа
«Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас».
Понятие о времени как о прошлом, настоящем, будущем.
Приборы для отсчета времени.
История календаря.
Понятие об историческом времени.
Части века.
Практическое задание «Мой календарь»
История- наука об изучении развития человеческого общества.
Способы получения знаний о прошлом.
Источники исторических знаний.
Понятие об исторической карте, об историческом пространстве.
Составляющие части исторической науки.
Посещение музея общеобразовательной школы.
Человек- житель планеты Земля.
Внешний вид первобытных людей.
Человек умелый.
Древнейшие люди.
Древний человек приходит на смену древнейшему.
Кочевники. Первые сообщества.

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.
Человек разумный внешний вид, образ жизни и основные занятия.
Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру.
Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.
Способы добычи огня древним человеком. Очаг.
Использование огня в производстве.
Огонь и энергия.
Значение воды в жизни человека.
Вода и земледелие.
История мореходства, открытие новых земель.
Использование человеком воды для получения энергии.
История появления жилища человека.
История совершенствования жилища.
История появления первой мебели.
Современная мебель и профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
Питание как главное условие жизни любого живого организма.
Добывание пищи древним человеком.
История хлеба и хлебопечения.
История появления посуды.
История появления и использование деревянной посуды, ее виды.
Изготовление посуды как искусство.
Представление об одежде и обуви, их функциях. История появления одежды.
История появления обуви.
Народные традиции в изготовлении одежды.
Контрольная работа «История вещей и дел человека».
Первобытные люди. Появление Семьи.
Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель.
Истоки возникновения мировых религий: язычество, буддизм.
Истоки возникновения мировых религий: христианство, ислам.
Понятие о науке.
Возникновение речи и письма.
Культура и искусство.
Условия для возникновения государства.
Виды государств.
История денег и торговли.
Войн. Причины их возникновения.
Подготовка к контрольной работе за год
Контрольная работа «История человеческого общества»
6 класс
Тема урока
Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом.
Моя родословная
Наша родина - Россия.
Государственные символы РФ
Карта нашей страны
История нашей страны древнейшего периода.
Древнейшие поседения на территории нашей страны
Древнейшие государства на территории нашей страны
Что такое восточные славяне.

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Роды и племени восточных славян и старейшины.
Славянская семья.
Славянский посёлок
Хозяйство и основные занятия восточных славян.
Ремесла восточных славян
Обычаи восточных славян.
Верования восточных славян.
Соседи восточных славян. Торговля.
Славянские воины и богатыри.
Оружие и доспехи восточных славян.
Повторение пройденного. Русь в IX – I половине XII века
Киевская Русь.
Образование государства Киевская Русь.
Первые русские князья Олег, Игорь.
Правление Святослава, Княгини Ольги.
Княжеская дружина и укрепление власти князя.
Оборона Руси от врагов
Крещение Руси при князе Владимире.
Православная церковь. Образование монастырей.
Былины источники знаний о Киевской Руси.
Культура и искусство Древней Руси.
Княжеское и боярское подворье
Жизнь и быт простых людей.
Правление Ярослава Мудрого.
Образование и грамотность на Руси
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113г.Рост и укрепление древнерусских
городов
Повторительный урок.
Распад Киевской Руси.
Причина распада киевской Руси.
Киевское княжество. Борьба за власть.
Владимиро-Суздальское княжество. Юрий Долгорукий.
Господин Великий Новгород.
Управление в Новгороде. Боярская республика.
Былина о Садко- богатом госте Новгородском
Русская культура в XII-XIII веках.
Белокаменное строительство на Руси
Монголо-татары. Жизнь и быт.Занятия.
Нашествие монголо-татар на Русь.
Героическая борьба русских людей против монголо- татар.
Русь под монголо-татарским владычеством
Рыцари –крестоносцы и Александр Невский
Невская битва
Ледовое побоище
Александр Невский и Золотая Орда.
Повторение пройденного

55
56
57

Начало объединения русских земель.
Возвышение Москвы при князе Даниле Александровиче.
Московский князь Иван Калита

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси
Московское княжество при Дмитрии Донском
Сергей Радонежский. Национальный подъем на Руси.
Битва на Куликовском поле.
Иван III. Начало «собирания» русских земель
Освобождение от иноземного гнёта.
Иван III Великий - глава единого государства Российского.
Расширение государства Российского при князе Василии.
Культура единого государства
Повторение изученного
Промежуточная аттестация

7 класс
№
Тема урока
1
Введение. Наследие средних веков России
2
Повторение изученного в 6 классе
3
Великие географические открытия
4
Великие географические открытия
5
Значение Великих географических открытий
6
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
7
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
8
Формирование единых государств в Европе и России
9
Российское государство в первой трети XVI в.
10
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
11
Первый русский царь Иван IV Грозный
12
Опричнина
13
Жизнь первого царя
14
Наш край в середине XVI в.
15
Ермак. Присоединение Сибири
16
Ливонская война
17
Народы России во второй половине XVI в.
18
Народы России во второй половине XVI в.
19
Итоги царствования Ивана IV
20
Россия в конце XVI в.
21
Церковь и государство в XVI в.
22
Культура народов России в XVI в.
23
Москва-столица России. Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
24
Великий иконописец Андрей Рублёв.
25
Первопечатник Иван Федоров
26
Повседневная жизнь народов России в XVI в.
27
Урок обобщения «Россия в XVI в.»
28
Правление Бориса Годунова
29
Смута в Российском Государстве: причины, начало
30
Самозванцы
31
Восстание Ивана Болотникова
32
Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами
33
Освобождение страны от иноземных захватчиков
34
Подвиг нижегородцев. К. Минин. Д. Пожарский.
35
Памятники в стране в честь Смутного времени
36
Окончание Смутного времени.

Подвиг Ивана Сусанина
Наш край в период Смутного времени
Смута в картинах художников
Урок обобщения «Россия в Смутное время»
Экономическое развитие России в XVII в.
Россия при первых Романовых: Михаил Романов
Алексей Тишайший
Семья Алексея Романова
Крепостное право на Руси
Восстание Степана Разина.
Медный и Соляной бунты
Отношения со странами Европы
Отношения со странами Востока
Вхождение Украины в состав России
Переяславская Рада
Русская православная церковь в XVII в.
Реформа патриарха Никона и раскол
История в картине «Боярыня Морозова»
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Как открывали наш край
Культура народов России в XVII в.
Культура народов России в XVII в.
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
Семья в Русском государстве в 16-17 веках
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в
XVII в.
Русское казачество
Контроль по теме «Россия в XVII в.»
Повторение изученного
Промежуточная аттестация
Интересные факты из истории 17 века в мировой истории
Перелистывая страницы

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

8 класс
№

Тема урока
1
2

Введение. Наше Отечество – Россия

3

Российское общество к XVII веку.
Отношения России с другими странами.

4
5
6
7
8
9
10

Россия к XVII веку.

Внеклассное чтение. По страницам истории XV-XVII в.
Детство и юность Петра I.
Как обучали Петра I.
Семейные раздоры, борьба за власть.
Итоги правления Софьи.
Воцарение Петра I.

11

Строительство флота. Азовские походы.

12

Великое посольство (1697-1698 гг).

13

Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву.
Северная война (1700-1721гг). Причины. Поражение под Нарвой.

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Первые победы над шведами.
Основание Петербурга. (1703 г.)
Разгром шведов под Полтавой.
Завершение Северной войны.
Промышленность и сельское хозяйство.
Заслуги Петра Великого перед Россией.
Изменения в управлении государством.
Табель о рангах.
Образование и культура при Петре I.
Перемены в быту
Личность Петра I.
Семья Петра Великого.
Петр Первый в произведениях живописи и литературы
Памятники Петру
Повторительно-обобщающий урок: «Российское государство в конце XVII – начале
XVIII вв.»
Эпоха дворцовых переворотов
Екатерина I. Внук Петра Великого.
Петр II. – внук Петра 1
Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV.(1730-1741). Как правила Россией Анна
Иоанновна.
Царствование Елизаветы Петровны. (1741-1761).
Окружение Елизаветы. Возвращение к порядкам Петра I.
Войны России в период правления Елизаветы Петровны..
Военное дело России в Семилетней войне
Воцарение Петра III
Культура в эпоху дворцовых переворотов
Ученый энциклопедист Ломоносов М.В.
Урок-игра «Эпоха дворцовых переворотов»
София Августа Фредерика
Начало царствования Екатерины II.
Близкое окружение и помощники Екатерины II.
Война России с Турцией(1768-1774) .
Присоединение Крыма. Русско-турецкая война(1787-1791)
Великие полководцы екатерининской эпохи
Наука побеждать А.В Суворова
Основание черноморского флота
Великие флотоводцы екатерининской эпохи
Освоение Новороссии. А.Г. Потемкин
Как управляла Россией Екатерина II.

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Салтычиха
Пугачевский бунт.
Развитие образование при Екатерине II.
Конец правления Екатерины Великой.
Повторительно-обобщающий урок: «Российская империя при Екатерине Великой».
Отношение России со странами Европы в конце XVIII- начале XIX века. Наполеон
Бонапарт (1769-1821).
Великий князь Павел Петрович (1754-1801).
Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона.
Переход Суворова через Альпы.
Итоги правления Павла I.
Наука и литература
Живопись
Архитектура.
Повторение изученного
Промежуточная аттестация
Перелистывая страницы

9 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема
Император Александр I (1801-1825). Реформы Александра I.
Аракчеевщина.
Вторжение армии Наполеона в Россию.
Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. Битва за Смоленск.
Отечественная война 1812г.
Бородинское сражение.
Наполеон в Москве. Александр I и Наполеон. Окончание войны.
Поход русской армии в Европу в 1813-1814г. Россия после войны с Наполеоном.
Император Николай I (1825-1855). Восстание декабристов.
Реформы Николая I.
Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами при Николае I.
Крымская война. Оборона Севастополя.
Повторительно-обобщающий урок: «Российская империя после в первой половине XIX
века»
Царь освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права. Военные
реформы Александра II.
Международные отношения России при Александре II. Русско-турецкая война 1877-1878
годов.
Революционные организации в России в конце XIX (19) века.
Царь Александр III Миротворец (1881-1894).
Укрепление самодержавия Александром III. Российское государство в период правления
Александра III.
Последний российский император – Николай II (1894-1917).
Обострение международных отношений. Война с Японией.
Революционные выступления 1905-1907 годов.

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Россия перед Первой мировой войной (1908-1914). Участие России в Первой мировой
войне.
Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.
Повторительно-обобщающий урок: «Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века.»
Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений
Великая российская революция: этапы, лидеры, характеристика
Хронология революционных событий 1917 г.
Первые мероприятия большевиков в политической, экономической и социальной сферах
Причины, этапы и основные события Гражданской войны
Политика «военного коммунизма»
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне
Идеология и культура Советской России периода Гражданской войны
Повседневная жизнь и быт в годы Гражданской войны
Наш край в 1914—1922 гг.
Переход к новой экономической политике
Итоги и последствия НЭПа
Образование СССР
Внутриполитическая борьба 1920-е гг.
Индустриализация в СССР
Коллективизация и ее последствия
Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции построения
социализма в одной стране
Утверждение культа личности Сталина
Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг.
Наука в 1930-е гг.
Повседневность 1930-х гг.
Наш край в 1920—1930-е гг.
Нарастающая агрессия фашизма в Европе и милитаризма в Японии
Внешняя политика СССР в условиях напряжённости в мире
Основные события внешней политики СССР 1940–1941 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны
Развитие науки и культуры в условиях нарастающей агрессии
Духовная жизнь общества.
Международная политика СССР (1930 – 1940)
Начальный период Великой Отечественной войны
Битва за Москву.
Блокада Ленинграда.
Нацистский оккупационный режим
«Все для фронта, все для победы!»
Партизанское движение и подпольная борьба с врагом
Коренной перелом в ходе войны: боевые действия весной и в начале лета 1942 года.
Начало битвы за Кавказ.
Сталинградская битва. Курская битва.
Контрнаступление Красной Армии. Битва за Днепр.
Антигитлеровская коалиция. Тегеранская конференция 1943 г.
Обстановка на фронтах к началу 1944 года.

65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

Освободительная миссия Красной Армии в Европе.
Помощь населению освобожденных стран.
Открытие второго фронта в Европе.
Взятие Берлина и капитуляция Германии
Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки.
Вступление СССР в войну с Японией. Освобождение Маньчжурии и Кореи.
Развитие экономики и социальной сферы в послевоенные годы
Идеология и наука 1950-е гг
Культура и спорт 1950-е. гг
Введение. История России. 1960 – 2022
СССР в первой половине 1960-х гг. Политика Л. И. Брежнева
Научно-техническое развитие СССР второй половины 1960-х-середины 1980-х гг.
Культура СССР второй половины 1960-х-середины 1980-х гг.
Внешняя политика СССР середины 1960-х – первой половины 1980-х гг.
М. С. Горбачев и его окружение: курс на реформы.
Б. Н. Ельцин. Начало радикальных экономических преобразований
Российская многопартийность и строительство гражданского общества
Политические и экономические приоритеты России в XXI веке
Основные направления внутренней и внешней политики в период президентства В. В.
Путина 2000-2020 гг. Принципы и направления развития РФ
Повседневная жизнь России XXI в. Новый облик российского общества.
Внешняя политика России в конце XX — начале XXI в.
Центробежные и партнерские тенденции в СНГ
Итоговое обобщение по теме «История России к. XX – нач. XXI вв.»


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».