МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованиемУправление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ д. Ленино
Приложение к АООП с УО (вариант 2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (Вариант 2).
3 класс
1
д. Ленино 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая
практика» составлена в соответствии с учебным планом МКОУ ООШ д. Ленино на 2023-2024 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34
учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или
глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата,
расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут
выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19
декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями
развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической
литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения,
изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в
условиях школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку
предметы, карточки, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из
основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве
стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом
является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой
социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной
мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой
компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система
формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
2
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в
более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду
сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» представлен следующими разделами:
«Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При
составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка,
подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается
альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест,
мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные
устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по
развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены
на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной
(звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс
3 класс
Количество часов в неделю
2 часа
Итого в год
68 часов
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
3
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают
достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной
деятельности:
проявлять познавательный интерес;
проявлять и выражать свои эмоции;
обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
участвовать в совместной, коллективной деятельности;
проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
самостоятельная деятельность ученика;
умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается, что учащиеся будут знать:
вербальные и невербальные средства коммуникации;
пиктограммы по темам, предусмотренным программой;
буквы, предусмотренные по годам обучения (А, У,М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н);
членов своих семей и уметь находить их на фотографиях.
4
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;
различать изученные буквы (А,У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н);
находить заданную букву (в слогах и словах);
составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н) по наложению, по образцу, по следам
звуко- буквенного анализа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (68 ч)
1. Коммуникация (6 ч)
установление зрительного контакта с собеседником;
реагирование на собственное имя;
приветствие собеседника, привлечение его внимания с помощью касания, жеста, звука;
узнавание (различение) имен одноклассников, учителей.
2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации ( 7ч):
формирование обобщений по темам «Игрушки», «Продукты», «Посуда»;
упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе;
упражнения с пиктограммами «Это – я».
3. Чтение и письмо (55 ч):
знакомство с графическими терминами (прямая линия, вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия);
рисование прямых, кривых, наклонных линий, круга, овала;
звуки и буквы А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н;
письмо букв А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н;
составление, чтение, письмо слогов и слов из изученных букв.
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
1 четверть
№
урока
1.
2.
3.
4.
Дата
Тема урока
Установление зрительного
контакта с собеседником,
реагирование на собственное
имя.
Приветствие собеседника,
привлечение его внимания с
помощью касания, жеста, звука.
Цель урока
Формировать слуховое
восприятие. Учить
реагировать на свое имя.
Учить приветствовать
собеседника, привлекать
его внимание с помощью
жеста, касания, звука.
Упражнять в различении
имен одноклассников,
соотносить одноклассника
по имени, показывать себя
и одноклассников на
фотографиях.
и Формирование
графических навыков.
5.
6.
Узнавание (различение) имен
одноклассников, учителей.
7.
Письмо
вертикальных
горизонтальных линий.
8.
9.
Буква А. Письмо печатной буквы
А. Повторение.
Формирование
зрительных эталонов
букв.
Виды деятельности
Оборудование
Беседа, объяснение, Сюжетные
показ задания.
картинки, предметные
картинки, игры,
презентация.
Беседа, объяснение,
Сюжетные
показ задания.
картинки, предметные
картинки, игры
Беседа, игры в кругу,
работа с
фотографиями
учащихся.
Фотографии учеников.
Беседа, объяснение,
показ задания.
Выполнение задания у
доски и в тетрадях.
Прописывание буквы,
закрашивание
изображения буквы.
Выкладывание буквы
с помощью веревочки,
палочек, пластилина.
Рабочие тетради.
Букварь. Шнурки, листы
А4 с прописями, ручки,
тетради.
6
10.
11.
Буква У. Письмо печатной
буквы У. «Печатание»
изученных букв и слов.
Повторение.
12.
13.
Буква М. Письмо печатной
буквы М. «Печатание»
изученных букв и слов.
Повторение.
14.
Составление, чтение (показ)
слогов и слов из букв А, У, М.
15.
Проверочная работа за 1
четверть.
16.
Рисование прямых линий в
разных направлениях.
Формирование
зрительных эталонов
букв.
Прописывание буквы,
закрашивание
изображения буквы.
Выкладывание буквы
с помощью веревочки,
палочек, пластилина.
Формирование
Прописывание буквы,
зрительных эталонов
закрашивание
букв.
изображения буквы.
Выкладывание буквы
с помощью веревочки,
палочек, пластилина.
Упражнение в
Работа с разрезной
составлении из букв
азбукой. Работа с
азбуки слогов и слов с
альбомом по чтению.
буквами А,У, М.
Составление по
Соотнесение слова с
образцу слогов и слов.
картинкой.
Соотнесение слова и
его изображения на
картинке.
Проверка уровня усвоения Выполнение заданий
учебного материала.
контрольной работы
различного уровня
сложности. Оказание
помощи по
необходимости.
Тренировать умение
Работа у доски
рисовать горизонтальные
«Соедини точки».
и вертикальные линии.
Рисование орнамента
Учить рисовать прямые
из прямых
линии в разных
горизонтальных и
направлениях.
вертикальных линий
Формировать умение
по пунктирной линии.
ориентироваться на листе.
Букварь. Шнурки, листы
А4 с прописями, ручки,
тетради.
Букварь. Шнурки, листы
А4 с прописями, ручки,
тетради.
Букварь. Альбом по
чтению. Разрезная азбука
(буквы А, У, М).
Картинки по теме.
Бланки контрольных
работ.
Листы бумаги с
пунктирным
изображением, ручки,
карандаши образцы,
рабочие тетради.
7
Итого: 16 часов
2 четверть
№
урока
Дата
Тема урока
1.
2.
Составление альбома
«Игрушки».
3.
Рисование круга.
4.
Рисование овала.
5.
6.
Составление альбома
«Продукты».
7.
8.
Буква О. Письмо печатной
буквы О. «Печатание» слогов и
слов. Повторение.
Цель урока
Формировать понимание
(узнавание) слов,
обозначающих игрушки.
Формирование обобщения
«игрушки».
Рисование круга. Учить
соотносить предметы по
цвету. Учить закрашивать
круглую поверхность
круговыми движениями.
Рисование овала. Учить
соотносить предметы по
цвету. Учить закрашивать
овальную поверхность
круговыми движениями.
Уточнение знаний,
называние и нахождение на
картинке продуктов
питания. Формирование
обобщения «продукты».
Формирование зрительных
эталонов букв.
Виды деятельности
Оборудование
Беседа, объяснение,
показ, задания.
Сюжетные
картинки, предметные
картинки, игры
Показ различных
круглых предметов.
Обведение заданных
фигур по образцу.
Листы бумаги с
пунктирным
изображением, ручки,
карандаши, пластилин,
образцы.
Листы бумаги с
пунктирным
изображением, ручки,
карандаши, пластилин,
образцы.
Набор
картинок
«Продукты
питания».
Сюжетные
картинки, предметные
картинки, игры.
Букварь. Шнурки, листы
А4 с прописями, ручки,
тетради.
Показ различных
овальных предметов.
Обведение заданных
фигур по образцу.
Беседа, объяснение,
показ задания.
Прописывание
буквы,
закрашивание
изображения буквы.
Выкладывание
буквы с помощью
веревочки, палочек,
пластилина.
8
9.
10.
Буква С. Письмо печатной
буквы С. «Печатание» слогов и
слов. Повторение.
Формирование зрительных
эталонов букв.
11.
12.
Буква Х. Письмо печатной
буквы Х. «Печатание» слогов и
слов. Повторение.
Формирование зрительных
эталонов букв.
13.
Звук и буква Ш.
Знакомство с артикуляцией
звука «ш» и графическим
образом буквы «Ш».
14.
Письмо буквы Ш по обводке.
Формировать навык письма
по обводке буквы Ш.
15.
Контрольная работа за 2
четверть.
Проверка уровня усвоения
учебного материала.
Прописывание
буквы,
закрашивание
изображения буквы.
Выкладывание
буквы с помощью
веревочки, палочек,
пластилина.
Прописывание
буквы,
закрашивание
изображения буквы.
Выкладывание
буквы с помощью
веревочки, палочек,
пластилина.
Показ и называние
буквы. Письмо по
обводке.
Работа у доски –
соединение точек,
обводка. Работа с
трафаретами букв.
Закрашивание
буквы Ш.
Прописывание
буквы Ш,
выполнение
бордюров,
штриховок.
Выполнение заданий
контрольной работы
Букварь. Шнурки, листы
А4 с прописями, ручки,
тетради.
Букварь. Шнурки, листы
А4 с прописями, ручки,
тетради.
Букварь. Азбука,
демонстрационные
таблицы по теме,
раздаточные карточки.
Букварь. Листы А4 с
прописями,
карандаши, ручки,
тетради, трафареты,
веревочка.
Бланки контрольных
работ.
9
Упражнения с фотографией:
показ частей тела на фотографии
и на себе. Упражнения с
пиктограммами «Это – я».
16.
Формировать
представления о частях
собственного тела, их
назначении, расположении,
о собственных
возможностях и умениях.
различного уровня
сложности. Оказание
помощи по
необходимости.
Беседа, объяснение,
Сюжетные
показ задания.
картинки, предметные
картинки, игры
Итого: 16 часов
3 четверть
№
урока
Дата
Тема урока
Цель урока
1.
Слоги АШ, ОШ, УШ.
Составление, чтение, письмо.
Формирование умения
составления, чтения и
письма слов с изученными
буквами. Упражнение в
соотнесении слова и
изображения на картинке.
2.
Слоги ША, ШО, ШУ.
Составление, чтение, письмо.
Формирование умения
составления, чтения и
письма слов с изученными
буквами. Упражнение в
Виды деятельности
- выполнение
бордюра в тетради
- нахождение
заданной буквы в
ряду прочих
- составление слов
(по наложению, по
образцу)
- письмо слов (по
обводке, по точкам)
- соотнесение слова
и изображения
- выполнение
бордюра в тетради
- нахождение
заданной буквы в
ряду прочих
Оборудование
Букварь. Листы А4 с
прописями, карандаши,
ручки, палочки, картинки
из альбома по чтению.
Букварь. Листы А4 с
прописями, карандаши,
ручки, палочки, картинки
из альбома по чтению.
10
соотнесении слова и
изображения на картинке.
- составление слов
(по наложению, по
образцу)
- письмо слов (по
обводке, по точкам)
- соотнесение слова
и изображения
Составление слов на
доске, магнитной
азбуке, в тетрадях,
запись, соотнесение
картинки и слова, ее
обозначающего.
Работа в рабочих
тетрадях.
Показ и называние
буквы. Письмо по
обводке.
3.
4.
Составление, чтение, письмо
слов из изученных букв.
Учить составлять, читать и
писать слова с буквами А,
У, М, С, О, Х, Ш. Учить
соотносить слово и
картинку.
5.
Звук и буква Л.
Знакомство с артикуляцией
звука «л» и графическим
образом буквы «Л».
6.
Письмо буквы Л по обводке.
Формировать навык письма
по обводке буквы Л.
Работа у доски –
соединение точек,
обводка. Работа с
трафаретами букв.
Закрашивание
буквы Л.
Прописывание
буквы Л,
выполнение
бордюров,
штриховок.
Формирование умения
составления, чтения и
письма слов с изученными
буквами. Упражнение в
- выполнение
бордюра в тетради
- нахождение
заданной буквы в
ряду прочих
7.
Слоги АЛ, ОЛ, УЛ. Составление,
чтение, письмо.
Магнитная азбука, наборы
букв, рабочие тетради.
Букварь. Азбука,
демонстрационные
таблицы по теме,
раздаточные карточки.
Букварь. Листы А4 с
прописями,
карандаши, ручки,
тетради, трафареты,
веревочка.
Букварь. Листы А4 с
прописями, карандаши,
ручки, палочки, картинки
из альбома по чтению.
11
соотнесении слова и
изображения на картинке.
8.
9.
Слоги ЛА, ЛО, ЛУ. Составление,
чтение, письмо.
Формирование умения
составления, чтения и
письма слов с изученными
буквами. Упражнение в
соотнесении слова и
изображения на картинке.
10.
11.
12.
Составление, чтение, письмо
слов из изученных букв.
Учить составлять, читать и
писать слова с буквами А,
У, М, С, О, Х, Ш, Л. Учить
соотносить слово и
картинку.
13.
14.
Составление альбома «Посуда».
15.
Звук и буква Ы.
Уточнение знаний,
называние и нахождение на
картинке продуктов
питания. Формирование
обобщения «посуда».
Знакомство с артикуляцией
звука «ы» и графическим
образом буквы «Ы».
- составление слов
(по наложению, по
образцу)
- письмо слов (по
обводке, по точкам)
- соотнесение слова
и изображения
- выполнение
бордюра в тетради
- нахождение
заданной буквы в
ряду прочих
- составление слов
(по наложению, по
образцу)
- письмо слов (по
обводке, по точкам)
- соотнесение слова
и изображения
Составление слов на
доске, магнитной
азбуке, в тетрадях,
запись, соотнесение
картинки и слова, ее
обозначающего.
Работа в рабочих
тетрадях.
Беседа, объяснение,
показ задания.
Показ и называние
буквы. Письмо по
обводке.
Букварь. Листы А4 с
прописями, карандаши,
ручки, палочки, картинки
из альбома по чтению.
Магнитная азбука, наборы
букв, рабочие тетради.
Набор
картинок
«Продукты
питания».
Сюжетные
картинки, предметные
картинки, игры.
Букварь. Азбука,
демонстрационные
12
таблицы по теме,
раздаточные карточки.
16.
Письмо буквы Ы по обводке.
Формировать навык письма
по обводке буквы Ы.
Работа у доски –
соединение точек,
обводка. Работа с
трафаретами букв.
Закрашивание
буквы Ы.
Прописывание
буквы Ы,
выполнение
бордюров,
штриховок.
Составление слогов
по зрительному
образцу (путем
наложения),
прописывание
слогов по обводке
(самостоятельно).
Чтение (показ)
слогов.
Выполнение заданий
контрольной работы
различного уровня
сложности. Оказание
помощи по
необходимости.
Беседа, объяснение,
показ задания.
17.
18.
Слоги МЫ, СЫ, ЛЫ.
Обучение составлению
слогов по образцу. Чтение
слогов.
19.
Контрольная работа за 3
четверть.
Проверка уровня усвоения
учебного материала.
20.
Узнавание своего имени на
карточке.
Формировать навыки
глобального чтения. Учить
узнавать на карточке свое
имя.
Букварь. Листы А4 с
прописями,
карандаши, ручки,
тетради, трафареты,
веревочка.
Букварь. Буквы азбуки,
листы А4 с прописями,
карандаши, ручки,
тетради, трафареты,
палочки.
Бланки контрольных
работ.
Фотографии учащихся,
карточки с именами.
Итого: 20 часов
13
4 четверть
№
урока
Дата
Тема урока
Цель урока
Виды деятельности
Оборудование
Составление слов на
доске, магнитной
азбуке, в тетрадях,
запись, соотнесение
картинки и слова, ее
обозначающего.
Работа в рабочих
тетрадях.
Показ и называние
буквы. Письмо по
обводке.
Магнитная азбука, наборы
букв, рабочие тетради.
1.
2.
3.
Составление, чтение и письмо
слогов и слов из изученных
букв.
Учить составлять, читать и
писать слова с буквами А,
У, М, С, О, Х, Ш, Л, Ы.
Учить соотносить слово и
картинку.
4.
Звук и буква Н.
Знакомство с артикуляцией
звука «н» и графическим
образом буквы «Н».
5.
Письмо буквы Н по обводке.
Формировать навык письма
по обводке буквы Н.
Работа у доски –
соединение точек,
обводка. Работа с
трафаретами букв.
Закрашивание
буквы Н.
Прописывание
буквы Н,
выполнение
бордюров,
штриховок.
Обучение составлению
слогов по образцу. Чтение
слогов.
Составление слогов
по зрительному
образцу (путем
наложения),
прописывание
слогов по обводке
(самостоятельно).
6.
Слоги АН, ОН, УН, ЫН.
Букварь. Азбука,
демонстрационные
таблицы по теме,
раздаточные карточки.
Букварь. Листы А4 с
прописями,
карандаши, ручки,
тетради, трафареты,
веревочка.
Букварь. Буквы азбуки,
листы А4 с прописями,
карандаши, ручки,
тетради, трафареты,
палочки.
14
7.
Слоги НА, НО, НУ, НЫ.
Обучение составлению
слогов по образцу. Чтение
слогов.
8.
9.
10.
Составление, чтение и письмо
слогов и слов из изученных
букв.
Учить составлять, читать и
писать слова с буквами А,
У, М, С, О, Х, Ш, Л, Ы, Н.
Учить соотносить слово и
картинку.
11.
Повторение в конце года.
Подготовка к контрольной
работе.
Закрепить полученные
знания, подготовить
учащихся к выполнению
контрольной работы за год.
12.
Годовая контрольная работа.
Проверка уровня усвоения
учебного материала.
13.
14.
15.
16.
Повторение изученного за год.
Составление, чтение и письмо
слов из изученных букв.
Развитие памяти,
внимания. Формирование
графо-моторных навыков.
Чтение (показ)
слогов.
Составление слогов
по зрительному
образцу (путем
наложения),
прописывание
слогов по обводке
(самостоятельно).
Чтение (показ)
слогов.
Составление слов на
доске, магнитной
азбуке, в тетрадях,
запись, соотнесение
картинки и слова, ее
обозначающего.
Работа в рабочих
тетрадях.
Беседа, объяснение,
задания.
Выполнение заданий
контрольной работы
различного уровня
сложности. Оказание
помощи по
необходимости.
Работа с букварем,
письмо в прописях
букв, слогов и слов.
Выполнение заданий
с раздаточным и
Букварь. Буквы азбуки,
листы А4 с прописями,
карандаши, ручки,
тетради, трафареты,
палочки.
Магнитная азбука, наборы
букв, рабочие тетради.
Сюжетные
картинки, предметные
картинки, игры.
Бланки контрольных
работ.
Букварь, альбом для
чтения, прописи. Наборы
демонстрационного и
раздаточного материала
15
демонстрационным
материалом.
по изученным
лексическим темам.
Итого: 16 часов
Всего: 68 часов
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);
Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
Букварик (Лещинская Т.Л.);
печатные буквы;
касса печатных букв для демонстрации;
разрезные картинки;
разрезные карточки с буквами;
буквы (серия «Мини игры»);
буквы (серия «Умные карточки»);
пазлы «Алфавит»;
лото «Буквы»;
рuzzle «Любимые сказки», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба»;
речевая гимнастика;
пальчиковая гимнастика»;
предметные картинки;
Книжки-малышки;
сюжетные картинки;
фотографии;
игрушки животных;
кукла;
16
аудиозаписи с детскими песенками и потешками;
картинки с изображением действий;
иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
презентации;
видео- и аудиозаписи;
индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;
индивидуальные коммуникативные книги;
индивидуальные коммуникативные полоски;
дидактические игры по темам;
визуальное расписание учебного дня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).
2. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития»
(авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
3. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.
4. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б.
Баряевой, 2011..
5. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и
интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Теревинф,
2014.
6. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2010.
7. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы /
под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
8. Горохова И.В. Речевая гимнастика для малышей. – СПб.: Питер, 2010.
9. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси
Расмуссен. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
10. Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. –
М.: Теревинф, 2009
11. Макатон. Основной словарь. Символы.// Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014.
17
12. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.:
ВЛАДОС, 2010.
13. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного
возраста. – КАРО, 2007. – 92 с
14. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011.
15. Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. – Спб.: Владос, 2010. – 279 с.
16. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.:
"Образование", 1996г.
18