Рабочая программа учебного предмета «Математическое представление» АООП с ТМНР (вариант 2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованиемУправление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ д. Ленино

Приложение к АООП с УО (вариант 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математическое представление»
адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями
развития (Вариант 2).
3 класс

д. Ленино 2023

1.ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математические представления»
составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивнометодическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от
19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- АООП (II вариант) образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью , ТМНР.
В процессе обучения предмету «Математические представления» детей с
тяжелой и умеренной умственной отсталостью, обучающихся по II варианту
учебного плана, используются следующие методы и приемы:
- совместные действия детей и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя;
- действия по образу, по словесной инструкции;
- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для
закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
- элементарные счетные действия с множествами предметов, тактильного и
зрительного восприятия;
- воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью
пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного
тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по
словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в
окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными
изображениями;
- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в
природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с
целью формирования временных представлений;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения,
свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе
математической деятельности.
Формирование математических представлений ведется в игровой
форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных
игровых упражнений.
Динамика овладения математическими знаниями и умениями у таких
детей крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что
расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его
сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течение всех

лет обучения постоянно повторяется в различных предметно практических и
игровых ситуациях.
2.Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей
его освоения учащимися
Обучение предмету «Математические представления» детей с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обучающихся по II варианту
учебного плана, направлено на общее развитие учащихся и коррекцию их
познавательных возможностей.
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в
содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются
математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими
требует выполнения системы сложных умственных действий. В
повседневной жизни, в быту и в играх ребенок рано начинает встречаться с
такими ситуациями, которые требуют применения элементарного, но все же
математического, решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол
для кукол, разделить конфеты поровну). Ему необходимо понимать, что
значит много, мало, больше, меньше, поровну; уметь определять количество
предметов в множестве.
В процессе систематического обучения уже имеющиеся знания,
умения, навыки совершенствуются, приобретая новое качество.
Под математическим развитием мы понимаем количественные и
качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие
под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие
овладение математическим содержанием, умением использовать его в
различных ситуациях.
Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое
содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих
трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического
развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорноперцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение
практических действий по перемещению, наложению и приложению
предметов, объемных и плоскостных моделей.
Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся
в процессе овладения ими пространственной ориентировкой. Они
испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой
комнаты, выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх,
определении направлений движения, нахождении частей собственного тела,
ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (в двухмерном
пространстве).
Как показывают исследования, у детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью, обучающихся по II варианту учебного плана,
практически не наблюдается ориентировочный этап при решении различных
математических заданий. Стереотипные действия с одними предметами
механически переносятся на действия с другими. Учащиеся испытывают

значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании
собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и
выражений значительно осложняют формирование математических
представлений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным.
Недоразвитие всех психических функций у данной категории
детей приводит к тому, что без специально разработанной системы работы
они не могут обучаться даже элементарным основам математики.
Процесс формирования элементарных математических представлений
неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи –
социально-бытовой адаптацией для этой категории детей. В связи с этим
обучение математике должно носить ярко выраженную практическую
направленность.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Математические представления» в
соответствии с АООП (2 вариант) и Учебным планом СКО школы-интерната
рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю)
Цель программы:
Формирование элементарных математических представлений и умений и
применение их в повседневной жизни.
Задачи программы:
-формировать элементарные математические представления на комплексной
основе с использованием разных видов деятельности: игровой, элементарно
трудовой, конструктивной, изобразительной
- развивать интерес к учебным занятиям;
воспитывать
у
учащихся
целеустремленность,
трудолюбие,
самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность;
- оказывать помощь в адаптации в социуме.
Коррекционные задачи:
- уточнение уровня сформированности элементарных математических
представлений у учащихся;
- определение потенциальных возможностей развития элементарных
математических представлений у учащихся;
- формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам
по развитию элементарных математических представлений;
- развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
- формирование умения адекватно использовать простые игрушки в
соответствии с их функциональным назначением (совместно с взрослым, по
подражанию действиям взрослого);
- развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и
с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных
средств);

- формирование и закрепление у детей социально – бытовых навыков,
связанных с использованием элементарных математических представлений.
Общая характеристика предмета:
Учебный предмет «Математические представления» включен в
образовательную область «Математика».
Курс направлен на социализацию обучающегося, на коррекцию и развитие
математических способностей, на формирование эмоционального отношения
к учебной и игровой деятельности. Умение различать и сравнивать предметы
по форме, величине, удаленности. Умение ориентироваться в схеме тела, в
пространстве, на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать
множества. Обучающийся с большим трудом овладевает элементарными
математическими представлениями без специально организованного
обучения. Создание практических ситуаций, в которых она непроизвольно
будет осваивать доступные для неё элементы математики, является важным
приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические
представления для решения жизненных задач.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по предмету «Математические
представления» в 3 классе( II вариант) включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося.
Возможные личностные результаты:
-Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»
-Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности
-Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
-Формирование уважительного отношения к окружающим
-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире
-Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери,
пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей
-Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций
-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям

Предметные результаты освоения программы включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной
области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с
умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются
как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты
Учащаяся должна знать:
• Количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 10;
• Образование и запись чисел от 1 до 10 из двух слагаемых;
• Названия и знаки арифметических действий сложения, вычитания, равенства
(- , + , =);
• Названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
• Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
• Название чертежного инструмента – линейка.
Учащаяся должна уметь:
• Сравнивать предметы по величине, размеру;
• Оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях « на глаз»;
• Увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности;
• Устанавливать и называть порядок следования предметов;
• Узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры;
• Писать цифры от 1 до 10;
• Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
• Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех
предметов без пересчитывания;
• Производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах
10 (по образцу);
• Проводить линию по линейке;
• Пользоваться трафаретом с геометрическими фигурами;
• Решать простые задачи (в одно действие) на нахождение суммы, остатка (с
помощью учителя);

Учебно-тематический план

№
1
2
3
4

Наименование раздела
Представление о величине
Количественные представления
Пространственные представления
Временные представления

Количество
часов
7
6
9
3

5

43
68

Количественные представления
Всего
Календарно-тематический план

№
№
п/п урок
а
в
теме

Тема урока

Представление о величине
1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

1

9

2

10

3

11
12

4
5

13

6

Повторение пройденного
материала
Повторение пройденного
материала
Понятия: шире, уже, одинаковые.
Число и цифра 1.
Понятия: выше, ниже, равные
ростом.
Письмо цифры 1.
Понятия: глубже, мельче.
Число и цифра 2.
Понятия: толще, тоньше,
одинаковы
Письмо цифры 2.
Сравнение предметов по массе
(тяжелей, легче, такой же)
Количественные представления
Понятие много, один. Сравнение
чисел 1-2.
Сравнение групп предметов
(много, немного, мало)
Число и цифра 3.
Упражнения на выделение
количества (много, мало, пусто,
один)
Письмо цифры 3.
Изменение количества предметов.
Составление картинки из
нескольких частей. Сравнение
чисел в пределах 3.
Различение круглых
геометрических тел. Рисование

Дата проведения Примечание
по
по
плану
факту

14

1

15

2

16

3

17

4

18

5

19

6

20

7

21

8

22

9

23

1

24

2

25

3

26
27

1
2

геометрической фигуры - круг.
Соотнесение круга с шаром
Пространственные
представления
Положение предметов в
пространстве (далеко, близко),
вверху, внизу.
Число и цифра 4.
Понятия справа слева. Письмо
цифры 4
Пространственные понятия:
рядом, около, там, здесь. Число и
цифра 5
Положение предметов в
пространстве (на, в,
внутри).Сравнение чисел в
пределах 5.
Положение предметов в
пространстве (за, перед, над под).
Сравнение чисел в пределах 5.
Положение предметов в
пространстве (напротив, между, в
центре, дальше, ближе, рядом).
Сравнение чисел в пределах 5.
Отношение порядка следования
(крайний, первый,
последний). Решение примеров в
пределах 5.
Порядок следования: перед,
после, за, следом,
следующий. Решение примеров в
пределах 5.
Знакомство с геометрической
фигурой – квадрат. Рисование
квадрата по трафарету, по
клетке. Решение примеров в
пределах 5.
Временные представления
Утро, день, вечер, ночь. Решение
задач на нахождение суммы.
Сегодня, завтра, вчера, на
следующий день. Решение задач
на нахождение суммы
Геометрическая фигура –
четырехугольник. Рисование
треугольника. Решение задач на
нахождение суммы
Количественные представления
Число и цифра 6.
Монеты: 5копейка, 1рубль

Число и цифра 7. Образование
числа 7
Монеты: 2 рубля, 5 рублей
Выкладывание цифр 6,7 из
палочек, лепка из пластилина,
зарисовка на доске, на бумаге
Письмо цифр 6 по трафарету и по
точкам
Простые арифметические задачи
на сложение. Письмо цифры 7
Простые арифметические задачи
на вычитание.
Решение задач на сложение и
вычитание.
Точка. Прямая.
Сложение и вычитание в
пределах 7. Закрепление.
Рисование круга, Рисование
квадрата, треугольника с
помощью учителя.
Образование числа 8.
Числовой ряд 1-8. Сравнение
чисел
Состав числа 8.
Решение примеров на сложение и
вычитание в пределе 8
Решение задач на нахождение
суммы
Упражнения в самостоятельном
письме цифр на доске, в тетради
Знаки действий. Запись примеров
на сложение и вычитание.
Задачи на нахождение суммы.
Число, цифра 9.
Образование числа 9.
Счёт до 9 и обратно.
Сравнение, запись и решение
примеров в пределе 9.

28

3

29
30

4
5

31

6

32

7

33

8

34

9

35
36

10
11

37

12

38
39

13
14

40
41

15
16

42

17

43

18

44

19

45
46
47
48
49

20
21
22
23
24

50
51

25
26

Состав числа 9.
Прямоугольник. Состав числа 9.

52

27

Сравнение чисел в пределах 9.

53
54

28
29

55

30

Счёт до 9 и обратно.
Числовой ряд 1-9. Сравнение
чисел.
Квадрат.

56

31

57

32

58
59
60
61

33
34
35
36

62
63

37
38

64
65

39
40

66

41

67
68

42
43

Состав числа 9. Решение
примеров
Решение примеров и задач
впределах9.
Отрезок.
Число и цифра10.
Счёт до 10 и обратно.
Сравнение, запись и решение
примеров в пределе 10
Состав числа 10
Решение примеров и задач
впределах 10.
Число и цифра 0. Действия с 0
Решение простых задач на
нахождение суммы
Решение простых задач на
нахождение остатка.
Решение примеров и задач
Решение примеров и задач

Перечень учебно – методического обеспечения

Учебнометодическое
обеспечение
Программы

Математические представления
(предмет, курс)
_____3 класс_____
(класс)
Название, автор, издательство, год издания

Программы обучения учащихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью / Под ред.
Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - Санкт-Петербург,
2011.
Учебная литература Алышева Т.В. Математика 2 класс: учебник. – М.:
Просвещение, 2017.
Дополнительная
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и
литература
подростков с тяжелыми и множественными
нарушениями развития. М.: Владос, 2007

Оборудование

Особенности интеграции детей с тяжелыми
нарушениями развития / Т.М.Головкина. Переяславль, 2007.
Таблицы,
плакаты,
ТСО,
мультимедийное
оборудование, предметные и сюжетные картинки,
пазлы, мозаики, карточки с изображениями цифр,
денежных знаков, монет, макеты циферблата часов,
весы


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».