Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» в предметной области Окружающий мир АООП с ТМНР (вариант 2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованиемУправление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ д. Ленино

Приложение к АООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Домоводство»
предметной области «Окружающий мир»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями
развития (Вариант 2).
3 класс

д. Ленино 2023
1

Пояснительная записка
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства
является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по
домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и
правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает
зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственнобытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и
электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и
электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с
интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с
учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого
развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии,
требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Общая характеристика учебного предмета
с учетом особенностей его освоения обучающимися
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства
является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по
домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и
правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает
зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой
деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для
формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы
в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за
вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений
и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет,
чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной
деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а
также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания
демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что
ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя
разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета,
способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной
деятельности, общетрудовых навыков.
2

Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных
видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для
них заданиях и упражнениях.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Домоводство» включен в предметную область «Окружающий мир»
обязательной части учебного плана. Реализация рабочей программы предмета «Домоводство»
рассчитана на 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю).
Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Домоводство»
Личностные результаты
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению
социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты
 производит сухую и влажную уборку помещений;
 убирает бытовой мусор, подметает территорию;
 ухаживает за полом;
 пользуется лопатой, веником, совком;
 осуществляет уход за комнатными растениями;
 сгребает траву и листья, ухаживает за уборочным инвентарём;
 производит уборку мебели, чистку зеркал;
 соблюдает последовательность действий при ручной стирке;
 сортирует бельё перед стиркой;
 отмеривает необходимое количество моющего средства для стирки;
 закладывает и вынимает бельё из стиральной машины;
 соблюдает последовательность действий при глажении белья;
 выбирает продукты, инвентарь, необходимые для приготовления салата;
 обрабатывает и осуществляет нарезку овощей;
 соблюдает технику безопасности при работе с электроприборами;
 знает о назначении холодильника и правил ухода за ним;
 соблюдает последовательность действий при мытье посуды, кухонных приборов;
 соблюдает правила поведения в общественных местах.
Содержание учебного предмета
Обращение с кухонным инвентарём.
3

Кухня. Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. Моющие средства для кухни.
Кухонные приборы. Ложки и вилки. Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок.
Кухонная мебель. Назначение кухонной мебели. Стол и стулья. Мытье кухонного стола.
Электробытовые приборы на кухне. Газовая и электрическая плита. Техника безопасности при
работе с плитой. Правила ухода за плитой. Холодильник. Назначение холодильника. Правила
ухода за холодильником
Покупки.
Я иду в магазин. Виды магазинов. Продуктовый магазин. Отделы магазина. Выбор
продуктов. Срок годности продуктов. Молочные продукты. Хлебобулочные изделия.
Взвешивание товаров. Оплата покупки. Места хранения покупок.
Уход за вещами.
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание
необходимого количества моющего средства. Машинная стирка. Различение составных частей
стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из
машины. Установка программы и температурного режима. Глажение утюгом. Различение
составных частей утюга. Соблюдение последовательности действий при глажении белья.
Глажение кухонной салфетки.
Приготовление пищи.
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого
для приготовления салата. Обработка овощей. Резание овощей ножом. Сервировка стола.
Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола. Раскладывание столовых приборов
и посуды при сервировке стола. Сервировка стола для чая. Виды чая. Способы заваривания чая.
Холодные напитки. Морс. Виды морсов. Способы приготовления морсов. Правила хранения
холодных напитков.
Уборка помещений и территории.
Уход за комнатными растениями. Протирка пыли с цветов. Пересадка цветов. Опрыскивание
цветов. Значение комнатных цветов для человека. Уборка территории. Уборка бытового
мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности
мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Инвентарь для уборки
снега. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Мытье стекла. Мытье зеркала.
Дежурство по столовой. Уборка класса. Последовательность уборки. Инвентарь для уборки
класса.
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Для реализации рабочей программы «Домоводство» используется материально-техническое
оснащение, включающее:
 учебный кабинет, мультимедийное оборудование;
 карточки Домана, коммуникативные альбомы, планшеты;
 предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;
пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения;
 видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы;
 изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели,
продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
 альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми
темами учебной программы;
 изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения
белья и др.
 кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки,
ножи, вилки, кружки и др.), таймер;
 предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.);
 стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска;
4

 бытовая техника (чайник электрический, утюг, фен, пылесос, электрическая плита,
электрическая духовка, миксер, микроволновая печь);
 уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.
 цифровые образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
Тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

1

Что изучает
домоводство. Вводная
беседа
Моя квартира

2

Кол-во
часов
1

1

3

Один дома. Правила
безопасности

1

4

Расположение и
назначение комнат

1

5

Кухня

1

6

Правила безопасности
на кухне

1

7

Чистота-залог здоровья.
Правила уборки на
кухне
Моющие средства для
кухни

1

9

Кухонные приборы:
ложки и вилки

1

10

Правила мытья
кухонных приборов

1

11

Практическая работа.
Мытье ложек и вилок

1

12

Кухонная мебель

1

8

1

Основные виды деятельности
Развитие
словесно-логического
мышления,
долговременной памяти. Слушают, отвечают на
вопросы
Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе
упражнений в запоминании и узнавании. Слушают,
смотрят на картинки, отвечают на вопросы
Коррекция мышление на основе упражнений в анализе
и синтезе. Составляют памятку по безопасности в доме,
отвечают на вопросы
Коррекция устной речи через обогащение словаря, его
расширение и уточнение. Узнавание комнат по
назначению, по картинкам
Коррекция устной речи через обогащение словаря, его
расширение и уточнение. Пользоваться средствами для
мытья кухни
Коррекция
мыслительной
деятельности
через
установление последовательности событий. Изучают
правила по пожарной безопасности на кухне
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать,
конкретизировать, делать элементарные выводы.
Рассматривают картинки и отвечают на вопросы
Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать
навыки самообслуживания. Называют средства для
мытья и чистки
Коррекция устной речи через обогащение словаря, его
расширение и уточнение. Знакомятся с разными
видами ложек и вилок, их назначением
Расширение круга общих представлений об
окружающем мире. Составляют последовательность
мытья кухонных приборов
Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать
навыки самообслуживания. Развитие практических
навыков мытья посуды
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать,
конкретизировать, делать элементарные выводы.
5

13

Назначение кухонной
мебели

1

14

Стол и стулья

1

15

Практическая работа.
Мытье кухонного стола

1

16

Экскурсия в кабинет
технологии

1

17

Электробытовые
приборы на кухне

1

18

Газовая и
электрическая плита

1

19

Техника безопасности
при работе с плитой
Правила ухода за
плитой

1

21

Холодильник

1

22

Назначение
холодильника

1

23

Правила ухода за
холодильником

1

24

Викторина
«Моя кухня»

1

25

Мы идём в магазин

1

26

Виды магазинов

1

27

Продуктовый магазин

1

28

Отделы магазина

1

29

Выбор продуктов

1

30

Сроки годности
продуктов

1

20

1

Рисуют, раскрашивают рисунки, называют предметы
мебели
Коррекция устной речи через обогащение словаря, его
расширение и уточнение. Соотносят слова и предметы,
находят их на картинках, правильно называют их
Коррекция мышления на основе упражнений в
установлении логических связей. Рассказывают о
назначении стола и стульев, узнают среди другой
мебели
Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать
навыки самообслуживания. Обучение практическим
навыкам ухода за столом и стульями
Развивать навыки наблюдения, коррекция внимания.
Знакомятся с обустройством кабинета, назначением
мебели и электроприборов
Коррекция мышления на основе упражнений в
установлении логических связей. Узнают и различают
приборы на кухне по назначению
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать,
конкретизировать. Узнают и различают бытовые
приборы по назначению
Коррекция зрительного восприятия, умения обобщать.
Просмотр презентации. Ответы на вопросы
Коррекция мышление на основе упражнений в
сравнении. Составляют последовательность мытья
кухонных приборов
Коррекция мышление на основе упражнений в
сравнении. Узнают среди других приборов, называют
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в
повторении и воспроизведении. Узнают, рассказывают
о его назначении
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в
повторении и воспроизведении. Составляют правила
мытья, отвечают на вопросы
Коррекция мышления на основе упражнений в
установлении логических связей. Отработка умения
вести диалог
Коррекция зрительного восприятия на основе
упражнений в узнавании, различении. Составление
предложений на основе анализа
Коррекция мышление на основе упражнений в
сравнении. Составление рассказа по картинкам
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в
повторении
и
воспроизведении.
Перечисляют
предметы с последующим обобщением. Соотносят
слова и предметы, находят их на картинках, правильно
называют их
Коррекция зрительного восприятия на основе
упражнений в узнавании, различении. Составление
рассказа на основе анализа
Воспитывать внимательность, наблюдательность.
Прививать навыки самообслуживания. Составление
рассказа по картинкам
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать,
конкретизировать, делать элементарные выводы.
6

31

Виды продуктов

1

32

Взвешивание товаров

1

33

Оплата покупки

1

34

Итоговый урок.
Повторение
пройденного материала
Всего

1

Учить определять срок годности, найти его на этикетке
товара
Коррекция устной речи через обогащение словаря, его
расширение и уточнение. Различение молочных
товаров, их виды и названия
Коррекция зрительного восприятия на основе
упражнений в узнавании. Узнавание товаров из муки,
из названия, полезные свойства
Прививать навыки самообслуживания, воспитывать
самостоятельность.
Учить
взвешивать
товар,
определять и набирать код товара
Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать
навыки самообслуживания. Учить
оплачивать
покупки, считать сдачу

34 ч.

7


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».