Учебный план основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

УТВЕЖДЕН
приказом директора
от 30.08.2024г №182

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Д.ЛЕНИНО
2024-2025 учебный год
для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5-9 классы

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от 30.08.2024г № 1

2024











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
5-9 классов
Нормативная правовая основа учебного плана:
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Свердловской области от 15ю07.2013 г. №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026;
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”;
СанПиН 2.4.3648-20 «санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением от 28.09.2020г №28;
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные
постановлением от 28.01.2021г №2;
Устав МКОУ ООШ д. Ленино;
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;
№ Обязательные
п/п учебные области
1
Язык и речевая
практика

2

Математика

3

Естествознание

4

Человек

Основные задачи реализации содержания
Русский язык Формирование первоначальных навыков чтения
и письма при овладении грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения
и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение) Осознание значения Чтения
для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга
и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие
техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию
и
возрасту
литературных
текстов.
Формирование
коммуникативных навыков при чтении литературных
произведений. Речевая практика Расширение представлений об
окружающей действительности. Обогащение лексической и
грамматикосинтаксической сторон речи. Развитие навыков
связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и
их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление
со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета.
Математика Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задач и другими).
Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских
задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры в различных видах
практической
деятельности).
Развитие
способности
использовать некоторые математические знания в жизни.
Формирование начальных представлений о компьютерной
грамотности.
Информатика Представление о персональном компьютере как
техническом средстве, его основных устройствах и их
назначении;
выполнение
элементарных
действий
с
компьютером и другими средствами ИКТ, используя
безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений
(минизарядка); пользование компьютером для решения
доступных учебных задач с простыми информационными
объектами (текстами, рисунками и др.)
Природоведение Формирование элементарных знаний о живой
и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними.
Применение полученных знаний в повседневной жизни.
Развитие
активности,
любознательности
и
разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и
неживой природы. Биология Формирование элементарных
научных представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма
Основы
социальной
жизни
Развитие
навыков
самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и

5

Искусство

6

Физическая
культура

7

Технология

возможности более широкой жизненной ориентации,
обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение
морально-этических норм поведения, навыков общения с
людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи
и семейных отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и
укреплении его соматического, физического и психического
здоровья, формировании правильного уклада семейных
отношений.
Мир истории Формирование первоначальных временных
исторических представлений. Установление простейших
взаимосвязей между историческим временем и изменениями,
происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни
отдельного человека и общества.
История Отечества Формирование представлений о наиболее
значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о
традициях, трудовых и героических делах народов,
проживающих на территории нашей Родины, о примерах
служения своему Отечеству в борьбе за свободу и
независимость. Обогащение практики понимания другого
человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального
сопереживания, морального выбора в различных жизненных
ситуациях.
Обществоведение
Формирование
первоначальных
представлений о правах и обязанностях гражданина; основных
законах нашей страны
Музыка Формирование и развитие элементарных умений и
навыков,
способствующих
адекватному
восприятию
музыкальных произведений и их исполнению. Развитие
интереса
к
музыкальному
искусству;
формирование
простейших эстетических ориентиров.
Изобразительное искусство. Формирование умений и навыков
изобразительной деятельности, их применение для решения
практических задач. Развитие художественного вкуса: умения
отличать "красивое" от "некрасивого"; понимание красоты как
ценности; воспитание необходимости в художественном
творчестве
Физическая культура Формирование установки на сохранение
и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту,
формирование необходимости в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных
качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование
умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение
основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с
возрастными
и
психофизическими
особенностями
обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и
психомоторного развития; развитие и совершенствование
волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств
личности.
Профильный труд Формирование трудовых умений,
необходимых в разных жизненных сферах. Формирование

умения адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации,
социального и трудового взаимодействия. Приобретение
навыков самостоятельной работы и работы в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и
взаимопомощи. Реализация АООП в части трудового обучения
осуществляется
исходя
из
региональных
условий,
ориентированных на необходимость в рабочих кадрах, и с
учетом индивидуальных особенностей психофизического
развития, здоровья, возможностей, а также интересов
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их
родителей (законных представителей) на основе выбора
профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося
к индивидуальной трудовой деятельности. Совершенствование
трудовых
умений по выбранному профилю труда
осуществляется в трудовой практике, определение ее
содержания и организация осуществляется самостоятельно
образовательной организацией с учетом региональных условий
и необходимости в рабочих кадрах, а также в соответствии с
требованиями санитарных нормам и правил
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
-формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает: увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для
факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) Всего на
коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Время, отведенное на
реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки
Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-дефектологом, логопедом,
психологом на специальных занятиях индивидуально и по подгруппам. Их
продолжительность 15-20мин. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6
занятий в неделю. Коррекционные занятия могут проводиться как в первую, так во вторую
половину дня.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации.

Согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, промежуточная аттестация,
которая проводится по каждому учебному предмету по итогам учебного года.
Формами промежуточной аттестации является оценивание обучающихся по итогам
учебного года.
Годовая промежуточная аттестация - оценка качества усвоения обучающихся всего
объёма содержания учебного предмета за учебный год
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся 5-9 классов. Освоение
образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается
промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация – оценка качества
усвоения обучающимися всего объема содержания ученого предмета за учебный год на
основании четвертной аттестации, представляет собой среднее арифметическое оценок за
четверти. Округление результата проводится в соответствии с правилами математического
округления.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету по итогам
учебного года, в соответствии с Положением о порядке проведения промежуточной
аттестации обучающихся и осуществление текущего контроля их успеваемости в МКОУ
ООШ д. Ленино.
Сроки промежуточной аттестации (выставления годовых отметок):
 5-9 класс - с 20.05. по 24.05.2024 г.;

Учебный план основного общего образования обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(легкая умственная отсталость) (недельный)
Предметные области

Класс
Учебные предметы

Количество часов
V

Всего

VI

VII

VIII

IX

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

4

4

4

4

4

20

Чтение (Литературное
чтение)

4

4

4

4

4

20

2. Математика

Математика

4

4

3

3

3

17

Информатика

-

-

1

1

1

3

Природоведение

2

2

-

-

-

4

Биология

-

-

2

2

2

6

География

-

2

2

2

2

8

Основы социальной
жизни

2

2

2

2

2

10

Мир истории

-

2

-

-

-

2

История Отечества

-

-

2

2

2

6

Музыка

1

-

-

-

-

1

Рисование
(изобразительное
искусство)

2

-

-

-

-

2

6. Физическая
культура

Адаптивная
физическая культура

2

2

2

2

2

10

7. Технология

Профильный труд

6

6

7

7

7

33

Итого

27

28

28

28

28

139

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:

2

2

1

1

1

7

1

1

2

3. Естествознание

4. Человек и
общество

5. Искусство

Профессиональное самоопределение
Культура безопасности жизнедеятельности

1

1

Финансовая грамотность

1

1

Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

29

30

30

30

30

149

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

6

30

1

3
2

логопедические занятия

3

3

3

3

3

15

ритмика

1

1

1

1

1

5

развитие психомоторики и сенсорных
процессов

2

2

2

2

2

10

Учебный план основного общего образования обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(легкая умственная отсталость) (годовой)
Предметные области

Класс
Учебные предметы

Количество часов
V

Всего

VI

VII

VIII

IX

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

136

136

136

136

136

680

Чтение (Литературное
чтение)

136

136

136

136

136

680

2. Математика

Математика

136

136

102

102

102

578

-

-

34

34

34

102

68

68

-

-

-

136

Биология

-

-

68

68

68

204

География

-

68

68

68

68

272

68

68

68

68

68

340

Мир истории

-

68

-

-

-

68

История Отечества

-

-

68

68

68

204

Музыка

34

-

-

-

-

34

Рисование
(изобразительное
искусство)

68

-

-

-

-

68

6. Физическая
культура

Адаптивная
физическая культура

68

68

68

68

68

340

7. Технология

Профильный труд

204

204

238

238

238

1122

918

952

986

986

986

4828

Информатика
3. Естествознание

4. Человек и
общество

5. Искусство

Итого

Природоведение

Основы социальной
жизни

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
68

68

34

34

34

238

Профессиональное самоопределение

34

Культура безопасности жизнедеятельности

34

34

Финансовая грамотность

34

34

34

34

68
102
68

Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

29

30

30

30

30

149

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

204

204

204

204

204

1020

логопедические занятия

102

102

102

102

102

510

ритмика

34

34

34

34

34

170

развитие психомоторики и сенсорных
процессов

68

68

68

68

68

340


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».