Учебный план НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) МКОУ ООШ д. Ленино на 2025-2026 учебный год

Воробьева
Надежда
Владимировна

Подписано цифровой
подписью: Воробьева
Надежда
Владимировна
Дата: 2025.08.29
08:24:43 +05'00'

Утверждено
приказом директора МКОУ ООШ д.Ленино
«25» июня 2025 г. № 161

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными
нарушениями)
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
д. ЛЕНИНО
2025-2026 учебный год

2025г

Пояснительная записка
к учебному плану МКОУ ООШ д. Ленино
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

1-4 классов
Нормативной правовой основой учебного плана 1-4 классов являются:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
− Закон Свердловской области от 15ю07.2013 г. №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
− Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№1598 (далее - ФГОС НОО ОВЗ);
− Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
− Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026;
− Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
− СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
(таблица 6.6.)
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
− Устав МКОУ ООШ д.Ленино.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной
нагрузки, установленную
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в
течение дня составляет:
для обучающихся 1-го класса – не должен превышать 4 уроков;
для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков;
Расписание уроков составлено отдельно для обязательных и факультативных
занятий. Факультативные занятия по возможности планируются на дни с наименьшим
количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним
уроком устроен перерыв продолжительностью не менее 30 минут.
Общий объем нагрузки в течение дня не превышает:
- для обучающихся 1-го класса – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет

урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры
Режим работы по пятидневной учебной неделе определяется в соответствии с
СанПиНом 1.2.3685-21.
При составлении учебного плана индивидуальные, групповые, факультативные
занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки
обучающихся согласно СанПиН 1.2.3685-21.
Для использования при реализации образовательных программ выбраны: учебники
из числа входящих в федеральный перечень
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253); учебные пособия,
выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих
выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального
общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от
14.12.2009 № 729).
Объем максимальной нагрузки обучающихся состоит из суммы часов
образовательной области. В максимальную нагрузку не входят часы
занятий,
включенные в коррекционно-адаптационную область (Письмо МО РФ 06.09.2002г. № 0351-127 ин./13-03). Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеклассное время.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
- используется ступенчатый режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе
– мае – по 4 урока по 40 минут к а ж д ы й с рекомендованными 1-ой и более
динамическими паузами;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся.
Предметы, входящие в основную нагрузку
Учебный план включает 9 обязательных учебных предметов, в процессе усвоения
которых обучающиеся достигают уровня элементарной грамотности,
овладевают навыками общения, учебного и профессионального труда, культуры
поведения.
Русский язык
как учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения
во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому
языку и литературному чтению – научить школьников правильно и осмысленно читать
доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма,
повысить уровень общего и речевого развития обучающихся, научить последовательно
и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на
уроках русского языка и чтения позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре,
истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных
литературных жанров.
Математика
представлена элементарной математикой и в ее структуре
– геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую
направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению

домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Математика
вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно
продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического
мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин:
трудового обучения, истории, географии, естествознания, физкультуры, социальнобытовой ориентировки и др.
Предмет Окружающий мир реализуется с 1 по 4 класс. Естественнонаучное
образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе
психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира.
Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой
природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами
природы, ее явлениями.
Обучение изобразительному искусству, музыке предполагает овладение
школьниками элементарными основами этих видов деятельности – навыками рисования,
слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется
всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное,
эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная
направленность
уроков обязательное условие учебного процесса.
Предмет Физическая культура направлена на коррекцию психофизического
развития обучающихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы
спортивной подготовки.
На уроках физической культуры укрепляется
здоровье
школьников,
закаливаетсяорганизм, формируется правильная осанка, совершенствуются двигательные
качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.), воспитываются гигиенические
навыки, физическая работоспособность, осуществляется просвещение по теоретическому
курсу Физическая культура и спорт.
Трудовое обучение в I – IV классах дает возможность обучающимся овладеть
элементарными приемами труда, формирует у них общие трудовые умения и навыки,
самостоятельность, положительную мотивацию в трудовой деятельности. Это – период
подготовки к овладению навыками работы в трудовых мастерских.
Трудовое обучение имеет общетехнический характер, проводится на базе учебных
мастерских, рассматривается как пропедевтический период для формирования
некоторыхновых
организационных умений
и навыков поведения,
характерных для профессиональной мастерской ведется
наблюдение, целью
которого является определение индивидуальных профессиональных возможностей
обучающихся в овладении тем или иным видом профессионального труда.
Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в
обеспечении обучающимися того уровня знаний, умений и навыков, которые необходимы
для успешной социальной адаптации.
Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность,
принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения,
необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны
помочь выпускникам стать полезными членами общества.
Таким образом, учебные предметы образовательных областей, включенные в
региональный базисный учебный план, обеспечивают учащимся потенциально
возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная
цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в
современное общество. Обязательные предметы по выбору школы и факультативы
усиливают региональный и школьный компоненты программы. Они нацелены, прежде

всего на углубление отдельных дисциплин или их разделов.
Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС обучающихся с
интеллектуальными нарушениями включает коррекционно-развивающую область и
другие направления внеурочной деятельности (до 10 часов). Коррекционно-развивающая
область
представлена
коррекционными
занятиями,
которая
определяется
психофизическими особенностями развития детей и ритмикой.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-дефектологом,
логопедом, психологом на специальных занятиях индивидуально и по подгруппам. Их
продолжительность 15-20мин. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6
занятий в неделю. Коррекционные занятия могут проводиться как в первую, так во
вторую половину дня.
Промежуточная аттестация
Аттестация учащихся является оценкой качества усвоения ими содержания
конкретного учебного предмета в рамках освоения основных образовательных программ
общего образования.
Видами аттестации являются: текущая аттестация и промежуточная аттестация.
Структура текущей и промежуточной аттестации определяется Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся в МКОУ ООШ д.Ленино в сроки, установленные календарным учебным
графиком школы.
Целями проведения текущей и промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
учащегося в осуществлении образовательной деятельности,
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы
Учебный год делится на четверти , являющимся периодом , по итогам которых
выставляются отметки за текущее освоение предметных образовательных программ.
Промежуточная аттестация в школе проводится для всех учащихся 2- 4 классов.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету как оценка
качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный
год на основании текущей (четвертной) аттестации. Годовая отметка по предметам
выставляется как округленное по законам математики до целого числа среднее
арифметическое четвертных отметок, полученных учащимся по данному предмету.
Сроки промежуточной аттестации:
1 класс (12.05. -17.05.2026)
2-4 класс (выставление годовых отметок): - с 23.05. по 25.05.2026 г.;

Учебный план начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) недельный
Предметные области

Класс

Количество часов

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

3

3

3

3

12

Чтение

3

4

4

4

15

Речевая практика

2

2

2

2

8

2. Математика

Математика

3

4

4

4

15

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

1

1

1

5

4. Искусство

Музыка

2

1

1

1

5

Рисование (изобразительное
искусство)

1

1

1

1

4

5. Физическая
культура

Адаптивная физическая
культура

3

3

3

3

12

6. Технология

Труд (технология)

2

1

1

1

5

21

20

20

20

81

-

3

3

3

9

Финансовая грамотность

1

1

1

3

Спортивные игры

1

1

1

3

Основы каллиграфии

1

1

1

3

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

24

логопедические занятия

3

3

3

3

12

ритмика

1

1

1

1

4

развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

8

Внеурочная деятельность:

3

3

3

3

12

Разговоры о важном

1

1

1

1

4

ЮИД

1

1

1

1

4

Орлята России

1

2

2

2

7

Учебный план начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) годовой
Предметные области Класс

Количество часов

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

99

102

102

102

405

Чтение

99

136

136

136

507

Речевая практика

66

68

68

68

270

2. Математика

Математика

99

136

136

136

507

3. Естествознание

Мир природы и человека

66

34

34

34

168

4. Искусство

Музыка

66

34

34

34

168

Рисование (изобразительное
искусство)

33

34

34

34

135

5. Физическая
культура

Адаптивная физическая
культура

99

102

102

102

405

6. Технология

Труд (технология)

66

34

34

34

168

693

680

680

680

2733

-

102

102

102

306

Финансовая грамотность

34

34

34

102

Спортивные игры

34

34

34

102

Ритмика

34

34

34

102

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

198

204

204

204

810

логопедические занятия

66

102

102

102

372

ритмика

33

34

34

34

135

развитие психомоторики и сенсорных процессов

66

68

68

68

270

Внеурочная деятельность:

99

102

102

102

405

Разговоры о важном

33

34

34

34

135

ЮИД

33

34

34

34

135

Орлята России

33

34

34

34

135


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».