Воробьева
Надежда
Владимиро
вна
Подписано
цифровой
подписью:
Воробьева Надежда
Владимировна
Дата: 2025.09.25
08:36:21 +05'00'
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Ленино
«Утверждаю»
Директор МКОУ ООШ д. Ленино
_____________Н.В. Воробьева
Приказ № 177
от «29» августа 2025 г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)
РЕАЛИЗУЮЩЯЯ АООП (ВАРИАНТ 2)
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5 КЛАССА
Трофимюк Сергея
2025 – 2026 учебный год
Д. Ленино 2025
I.
Нормативно-правовое обоснование
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273 от 29.12.12 года;
2. с Федеральным Законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
№304-ФЗ от 31.07.2020 г.;
3. с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Приказ №1599 от 19.12.2014 г.;
4. с Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
5. с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных
образовательных программ»;
6. с письмом МО и МП СО № 12213 от 22.08.2024 г. «О реализации «дорожной
карты» по введению учебного предмета «Труд (технология)»;
7. с АООП для детей с умственной отсталостью МКОУ ООШ д. Ленино (вариант 2);
8. с Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
9. с Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.21 г. №115»;
10. с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих»;
11. с Приказом Минтруда российской Федерации № 544 от 18.10.2013 г. «О
Профессиональном стандарте педагога»;
12. с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
13. с СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 г. № 2;
14. с Положением «О специальной индивидуальной программе развития (СИПР),
для обучающегося с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР, в соответствии с ФГОС, получающих обучение на дому»;
15. с Уставом МКОУ ООШ д. Ленино.
II. Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке
Трофимюк Сергей Иванович .
Имеет статус ребёнок-инвалид, обучается на дому по специальной
индивидуальной программе развития.
Мать: Трофимюк Наталья Владимировна
Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент
составления программы
1. Семья: (состав, место проживания, кто занимается воспитанием)
2.Заключения ПМПК:
Общеобразовательная программа: АООП обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), СИПР, вариант 2.
Занятия
с
учителем-дефектологом,
учителем-логопедом,
педагогомпсихологом. Рекомендуется форма обучения индивидуально на дому.
Медицинское сопровождение врачей-специалистов: Наблюдение врача психиатра,
врача – невролога.
Рекомендуется АООП на основе учебного плана для детей с умеренной, тяжёлой
умственной отсталостью, имеющих расстройства аутистического спектра.
Занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом.
Медицинское сопровождение врачей-специалистов: Наблюдение врача
психиатра, врача – невролога.
Рекомендуется форма обучения индивидуально на дому.
3. Передвигается самостоятельно. Знает все цвета и оттенки. Называет
основные геометрические фигуры. Производит классификацию по словесной
инструкции и по подражанию.
4. Отношение к занятиям положительное, выполняет одноступенчатую
инструкцию. Отвлекается. Предлагаемый учебный материал понимает с трудом.
Необходима постоянная расчленённая инструкция, как руководство и стимуляция к
трудовой и учебной деятельности.
5.В речи присутствует нечёткое звукопроизношение, речь невнятная.
Словарный запас беден, ограничен, фразы односложны. Видны затруднения перед
началом речи.
6. Эмоционально-волевая сфера незрелая, волевые качества недостаточно
сформированы. Сергей легко вступает в контакт со взрослыми, обнимает, радуется
приходу педагога.
7. Сформированность социально значимых знаний, навыков, умений:
Общий запас знаний, умений и навыков недостаточен, формируется
медленными темпами. Работоспособность снижена, быстро утомляется, длительный
период врабатывания в учебную деятельность. Внимание кратковременное,
неустойчивое, длительное сосредоточение. Память механическая. Для запоминания
материала многократно повторяет его без разбора и осмысления, делает ошибки.
Мышление конкретное, ситуативное, привязанное к бытовому окружению. Общая и
мелкая моторика сформирована на низком уровне. Пространственная ориентация
затруднена, не дифференцирует лево - право. Восприятие фрагментарное.
8. Потребности в присмотре и уходе:
Сергей нуждается в частичном постоянном уходе: за телом (мытье рук, лица, тела,
чистку зубов и др.); контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность).
Полный постоянный присмотр за ребёнком осуществляет мама. Присмотр
необходим для обеспечения безопасности ребёнка, сохранности материальных
ценностей. Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка
наблюдаются проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых
норм и правил поведения.
9. Выводы по итогам обследования: приоритетными образовательными
областями
являются учебные предметы, коррекционные курсы и внеурочная
деятельность.
По итогам обследования выбраны следующие приобретённые образовательные
области:
учебные предметы - математические представления, окружающий природный мир,
изобразительная деятельность, окружающий социальный мир, домоводство,
адаптивная физкультура;
коррекционные курсы Альтернативная коммуникация
Двигательное развитие
Предметно-практические действия
Сенсорное развитие;
Внеурочная деятельность - Разговоры о важном.
Индивидуальный учебный план обучения на дому
основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Предметные области
Класс /
Учебные предметы
Количество часов
VI
VII
VIII
V
заочно
но
очно
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
Разговоры о важном
Я-Ты-Он-Она-вместе целая страна
Коррекционный курс:
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические
действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная
коммуникация
заочно
но
Математическое
представление
3. Окружающий мир
Окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий
социальный мир
4. Искусство
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
5. Физическая культура
Адаптивная
физическая культура
6. Технология
Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
В гостях у сказки
очно
заочно
но
очно
Язык
и
речевая
практика
2. Математика
1.
Обязательная часть
Речь и альтернативная
коммуникация
IX
Всег
о
2
1
3
3
3
3
15
1
1
2
2
2
2
10
1
1
2
2
2
2
10
2
3
1
0
0
1
1
5
2
1
5
2
1
5
3
5
3
5
23
12
2
2
1
1
2
3
2
3
2
-
2
-
11
9
1
2
2
2
2
2
11
8
2
24
6
2
24
6
4
24
6
5
24
6
13
119
30
15
6
1
1
29
1
1
1
5
30
30
30
30
149
10
34
34
8
1
1
1
1
10
10
10
10
50
8
2
2
8
2
2
8
2
2
8
2
2
40
10
10
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
10
10
1
1
1. Календарный учебный график
Учебный период Дата
Продолжительность
Начало
Окончание
Количество
Количество
учебных недель учебных дней
I четверть
01.09.2025
24.10.2025
8
40
II четверть
03.11.2025
30.12.2025
8
41
III четверть
12.01.2026
27.03.2026
11
53
IV четверть
06.04.2026
26.05.2026
7
35
34
168
Итого в учебном году
1. Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней
Дата
Каникулярный период
Продолжительность
каникул, праздничных и
выходных дней в
календарных днях
Начало
Окончание
Осенние каникулы
25.10.2025
02.11.2025
9
Зимние каникулы
31.12.2025
11.01.2026
12
Дополнительные
каникулы для
первоклассников
16.02.2026
22.02.2026
7
Весенние каникулы
28.03.2026
05.04.2026
9
Летние каникулы
27.05.2026
31.08.2026
96
Выходные дни
35
Из них праздничных дней
5
Сроки проведения промежуточных аттестаций.
Проведение промежуточной аттестации в 2025-2026 учебном году.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается
промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация проводится по каждому
учебному предмету по итогам учебного года, в соответствии с Положением о формах,
периодичности порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся в МКОУ СО школа с. Ленино. Промежуточная аттестация обязательна для всех
обучащихся 1-9 классов.
Формами промежуточной аттестации являются:
1) годовое оценивание в виде словесной объяснительной оценки за учебный год,
зафиксированной в качественной характеристике обучающегося 5 класса;
2) итоговое собеседование по русскому языку как условие допуска к государственной итоговой
аттестации обучающихся 9 класса;
4) выведение годовых отметок успеваемости обучающихся как среднее арифметическое
четвертных (2-9), выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного года.
Округление результата проводится в соответствии с правилами математического округления.
Сроки промежуточной аттестации: с 20.05. по 24.05.
Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе, определяется расписанием, утверждаемым
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Расписание уроков
Уроки Понедельник
1
8.30-9.10
Разговоры о
важном
2
3
4
9.20-10.00
Альтернатив
ная
коммуникация
10.10-10.50
Окружающий
природный
мир
Вторник
8.30-9.10
Двигательное
развитие +
Дефектолог
Среда
10.10-11.50
ФК
9.15-9.55
Логопед
11.00-11.40
Домоводство
10.00-10.40
Человек
12.00-12.40
В гостях у
сказки
Четверг
Пятница
8.30-9.10
11.00-11.40
Речь и
Окружающий
альтернативна социальный
я
мир
коммуникация
9.20-10.00
12.00-12.40
Дефектолог
Математика
10.45-11.25
Музыка и
движения
10.10-10.50
Сенсорное
развитие
12.50-13.30
Предметнопрактические
действия +
психолог
11.00-11.40
ИЗО
С учебным планом, расписанием занятий, порядком, сроками и формами
промежуточной аттестации ознакомлены_________________ ( ___________________)
Подпись родителей
Расшифровка подписи
Содержание образования в условиях организации и семьи
Программа формирования базовых учебных действий
Цель программы: формирование готовности у ребёнка к овладению содержанием
АООП образования.
Результаты образовательной деятельности:
Подготовка ребенка к обучению:
-входить и выходить из-за стола с разрешения учителя;
-ориентироваться в пространстве учебного помещения;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
-организовывать рабочее место.
Формирование учебного поведения, направленность взгляда (на говорящего
взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
Умение выполнять инструкции педагога:
-понимает словесную и жестовую инструкцию;
Использование по назначению учебных материалов:
-белой и цветной бумаги, тетрадей, альбомов для рисования, пластилина;
-карандашей, красок, ручек, ластиков;
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
-выполняет действие способом рука в руке;
-подражает действиям, выполняемыми педагогом;
Формирование умения выполнять задание в течение определенного периода
времени:
-способна удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания
3-4 мин;
-при организующей, направляющей помощи способна выполнить посильное задание
от начала до конца;
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий и т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.
Программа внеурочной деятельности
Цель программы: социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности.
Задачи:
-развитие творческих способностей обучающегося;
-развитие интересов, склонностей, способностей обучающегося к различным видам
деятельности;
-создание условий для развития индивидуальности ребенка;
-формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, расширение.
Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальных
внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по
интересам, конкурсы, выставки, праздники, и др.
План посещения общешкольных мероприятий
Название
мероприятия
День Знаний
«День защитника
отечества».
«8 марта».
«Масленица».
9 мая День Победы.
Планируемая деятельность ребенка в Участие ребенка в
мероприятии
мероприятии
Прослушивание стихов и песен о дне Жестами
знаний. Рассматривание иллюстрации реагирует на
о празднике.
читаемые
учителем стихи и
песни
Прослушивание музыкального
Повторение
сопровождений.
танцевальных
движений
Просматривание видеороликов.
Повторение
танцевальных
движений
Рассматривание иллюстрации о
Раскрашивание по
празднике.
образцу с
учителем.
Выполнение поделки.
Творческая работа
совместно с
педагогом.
Программа сотрудничества организации и семьи
Цель программы: обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов
образовательной организации и родителей обучающегося.
Вид деятельности
Психологическая поддержка
семьи.
Формы
Тренинги,
психокоррекционные занятия с родителями,
индивидуальные консультации с психологом.
Индивидуальные консультации родителей со
специалистами,
тематические семинары, тематические
буклеты, презентационный материал.
Повышение
осведомленности,
информированности семьи,
просвещение родителей об
особенностях развития и
специфических
образовательных
потребностях ребенка.
Обеспечение участия семьи в Привлечение родителей к разработке СИПР с
разработке и реализации
учётом индивидуальных возможностей
СИПР.
ребенка;
посещение родителями уроков, занятий;
вовлечение в освещаемую деятельность ОУ.
Ответственный
Педагогпсихолог,
учитель,
учительлогопед,
учительдефектолог,
социальный
педагог,
администрация.
Организация регулярного
обмена информацией о ходе
реализации СИПР и ИПРА
ребёнка-инвалида и
результатах ее освоения.
Организация участия
родителей во внеурочных
мероприятиях.
Составление плана мероприятий по
реализации ИПРА ребёнка инвалида;
информирование электронными средствами;
личные встречи, беседы;
анкетирование;
родительские собрания.
Привлечение родителей к планированию
мероприятий; привлечение родителей во
внеклассные мероприятия; конструирование
родителями образовательных и культурномассовых мероприятий с учетом опыта и
профессиональных возможностей;
поощрение активных родителей.
III. Содержание учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности
Пояснительная записка по предмету «Математические представления»
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в
ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для
ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных,
пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и
применение их в повседневной жизни.
Задачи:
-дать элементарные математические представления о форме, величине, количестве;
-познакомить с цифрами, счетом(1-3), решением простых арифметических задач с
опорой на наглядность;
-формирование умений устанавливать взаимно-однозначные соответствия при
выполнении определенных действий (сервировке стола, при раздаче материала и
инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки);
-формирование умений пересчитывать предметы;
- закрепление сведений о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона,
календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных
передач и многое другое.
Планируемые (возможные) результаты
Обучающийся будет знать:
- счёт в пределах 20;
-состав числа 11;
-действия сложения и вычитания в пределах 11;
-геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
Обучающийся будет уметь:
- соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его
цифрой.
- пересчитывать предметы в доступных пределах.
- обозначать арифметические действия знаками.
-использовать математических знаний при решении соответствующих возрасту
житейских задач.
-обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами.
Учебно-методическое обеспечение
1.Основная учебно-методическая литература:
-АООП (вариант 2) МКОУ ООШ д. Ленино
2.Дидактический материал: счетный материал.
3. Технические и электронные средства обучения:. Ноутбук.
4.Интернет-ресурсы:www.prodlenka.org, nsportal.ru, intelekt-um.ru,ped-kopilka.ru,
maam.ru,pedsovet.su.
Пояснительная записка по предмету «Окружающий природный мир»
Общая характеристика предмета
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об
окружающем природном мире.
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
-формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
-формирование временных представлений;
-формирование представлений о растительном и животном мире.
Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета
Обучающийся будет знать:
- объекты и явления неживой природы;
-времена года, характерные признаки времен года
-объекты живой природы;
-представителей животного и растительного мира (растения, животные, их виды,
понятия: полезные - вредные, дикие - домашние и др.);
-дни недели, смена частей суток.
Обучающийся будет уметь:
-выделять объекты неживой природы (вода, воздух, земля и др.);
-определять характерные признаки времен года, погодные изменения, их влиянии на
жизнь человека;
-определять изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья;
-классифицировать животный и растительный мир (растения, животные, их виды,
понятия: полезные - вредные, дикие - домашние и др.);
- заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними;
-соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.);
-различать части суток, дни недели, их соотнесение с временем года.
Учебно-методическое обеспечение
1.Основная учебно-методическая литература:
-АООП (вариант 2) МКОУ ООШ д. Ленино
2. Дидактический материал:
-объекты природы: камни, почва, листья, комнатные растения и др.;
-наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки);
-муляжи овощей, фруктов;
-пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями,
животными;
-изображения сезонных изменений в природе;
-тетрадь с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал;
-ноутбук;
-аудио- и видеоматериалы.
3. Технические и электронные средства обучения: Ноутбук.
4.Интернет-ресурсы:www.prodlenka.org,nsportal.ru,
intelekt-um.ru,ped-kopilka.ru,
maam.ru,pedsovet.su.
Пояснительная записка по предмету «Домоводство»
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ученика ведению домашнего хозяйства является важным
направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по
домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по
дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с
общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно –
бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и
укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель: повышение самостоятельности обучающихся в выполнении
хозяйственно- бытовой деятельности.
Задачи:
-формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
-формирование навыков освоения действий по приготовлению пищи;
-формирование умений осуществлять покупки, выполнять уборку помещения и
территории, ухаживать за вещами.
Планируемые (возможные) результаты
Обучающийся будет знать:
- правила о правильном питании;
- гигиенические и санитарные правила;
Обучающийся будет уметь:
- совершать покупки,
- считать сдачу, пользоваться банковской картой.
Учебно-методическое обеспечение
1.Основная учебно-методическая литература:
-АООП (вариант 2) МКОУ ООШ д. Ленино
2. Дидактический материал:
Тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, утюг,
Изображения (картинки, фото) предметов посуды, кухонной мебели, Кухонной,
столовой и чайной посуды, приборов, кухонных принадлежностей, бытовой
техники. Альбомы с демонстрационным материалом. Кухонная, столовая, чайная
посуда, предметы сервировки, приборы. Презентационный и видео материал по
темам раздела.
3. Технические средства :ноутбук.
4.Интернет ресурсы:nsportal.ru/, /infourok.ru/, www.uchportal.ru/, pedsovet.su/,
www.proshkolu.ru/, www.myshared.ru/, https://obr.nd.ru/, https://uchi.ru/.
Пояснительная записка по предмету «Окружающий социальный мир»
Общая характеристика учебного предмета
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в
социальные отношения.
Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
-формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с
ними);
-знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения);
-формирование представлений об окружающих людях;
-овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей;
-дать представления о правилах поведения согласно социальным ролям в различных
ситуациях;
-воспитание доброжелательного отношения в семье, к взрослым и сверстникам.
Планируемые (возможные) результаты
Обучающаяся будет знать:
- предметы быта;
-продукты питания;
Обучающаяся будет уметь:
-понимать и различать транспорт.
-ориентироваться в профессиях людей.
Учебно-методическое обеспечение
1.Основная учебно-методическая литература:
-АООП (вариант 2) МКОУ ООШ д. Ленино
2. Дидактический материал:
-предметные и сюжетные картинки действий, правил поведения и т. д;
-аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
иллюстрирующие социальную жизнь людей;
-обучающие компьютерные программы и игры, способствующие формированию у
детей доступных социальных представлений;
-компьютер.
3.Технические средства: ноутбук.
4. Интернет ресурсы:http://nsportal.ru/; .http://infourok.ru/;http://www.uchportal.ru/;
http://pedsovet.su/;http://www.proshkolu.ru/;http://www.myshared.ru/; obrazovarium.ru;
uchi.ru.
Пояснительная записка по предмету «Изобразительная деятельность»
Общая характеристика предмета
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с
обучающимися. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной
деятельности у обучающихся воспитывается эмоциональное отношение к миру,
формируются
восприятия,
воображение,
память,
зрительно-двигательная
координация.
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей
действительности художественными средствами.
Задачи:
-развитие интереса к изобразительной деятельности;
-формирование умений пользоваться инструментами;
-обучение доступным приемам работы с различными материалами;
-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
-развитие художественно-творческих способностей.
Планируемые (возможные) результаты:
Обучающаяся будет знать:
- технику безопасности на уроках изобразительной деятельности;
-принадлежности для рисования, лепки и аппликации.
Обучающаяся будет уметь:
- использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности;
- демонстрировать результаты работы;
- использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия
в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Учебно-методическое обеспечение
1.Основная учебно-методическая литература:
-АООП (вариант 2) МКОУ ООШ д. Ленино
2. Дидактический материал:
Рисование: Муляжи: яблоко, огурец, груша, морковь. Образцы узоров из цветов для
коврика прямоугольной формы. Образцы рисунков для косынки треугольной
формы, (готовая форма косынки). Альбомы для рисования. Презентационный
материал по темам раздела.
Лепка: Пластилин. Приспособления для работы с пластичными материалами: стека,
нож,
подложка,
штамп.
Образцы,
картинки
геометрических
фигур.
Демонстрационный материал. Презентационный материал по темам раздела.
Аппликация: Клей, кисточки. Картон, цветная бумага. Подложка прямоугольной
формы. Линейка, простой карандаш. Иллюстрации по темам.
Презентационный материал по темам раздела.
3. Технические стедства: ноутбук
4. Интернет ресурсы :http://nsportal.ru/; .http://infourok.ru/;http://www.uchportal.ru/;
http://pedsovet.su/;http://www.proshkolu.ru/;http://www.myshared.ru/; obrazovarium.ru;
uchi.ru.
Пояснительная записка по предмету «Адаптивная физкультура»
Общая характеристика предмета
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную
отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях
по адаптивной физической культуре.
Цель: повышение двигательной активности детей и обучение использованию
полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
-формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных
навыков;
- формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на
лыжах, играть в спортивные игры;
-формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила
игры;
-формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование;
-укрепление и сохранение здоровья, профилактика болезней и возникновения
вторичных заболеваний.
-компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
-формирование согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног,
туловища, головы);
-коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании,
упражнениях с предметами и др;
- формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных
навыков;
-укрепление и сохранение здоровья обучающихся, профилактика болезней и
возникновения вторичных заболеваний.
Планируемые (возможные) результаты:
Обучающаяся будет знать:
- правила поведения на уроках физкультуры;
-технику безопасности на урока.
Обучающаяся будет уметь:
- сидеть, стоять, передвигаться.
- выполнять последовательность движений;
- проявлять интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности;
- выполнять упражнения на развитие ловкости, силы, быстроты, выносливости;
- радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
- выполнять последовательность движений.
Учебно - методическое обеспечение:
1.Основная учебно-методическая литература:
- АООП (вариант 2) МКОУ ООШ д. Ленино
- Комплект примерных рабочих программ по адаптированной физической культуре
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
одобрен решением федерального учебно – методического объединения по общему
образованию. Москва. Протокол от 29 сентября2022г. № 7/22.
2. Дидактический материал:
- Средний мяч;
- Гимнастические скамейки;
- Флажки;
- Гимнастические маты;
- Презентации по темам уроков;
- Лыжные палочки.
3. Технические средства: ноутбук.
4. Интернет ресурсы.www.prodlenka.org, nsportal.ru, intelekt-um.ru,ped-kopilka.ru,
maam.ru,pedsovet.su.
Пояснительная записка по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»
Общая характеристика коррекционного курса
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первым шагом познания мира является
чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей,
т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с
ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения
развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт,
который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР
наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому
педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия
будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Цель: развитие сенсорных процессов у обучающихся с ТМНР, обогащение
чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на
различные анализаторы.
Задачи:
- развивать зрительное (восприятие формы, величины, цвета предметов),
- слуховое, тактильно-двигательное восприятие, восприятие вкуса, запаха;
- учить выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию
действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
- формировать целостный образ предмета;
- развивать восприятие пространства и ориентировку в нем;
- развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
развивать
внимание,
фиксацию
взгляда,
прослеживание
взглядом
перемещающегося предмета.
Планируемые (возможные) результаты
Обучающийся будет знать:
-движения тела, геометрические фигуры, виды одежды, овощи и фрукты.
Обучающийся будет уметь:
- фиксировать взгляд на звучащей игрушке;
- фиксировать взгляд на движущей игрушке;
- фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- понимать жестовую инструкцию;
- выполнять действие способом рука – в–руке.
Учебно-методическое обеспечение
1.Основнаяучебно-методическая литература:
-АООП (вариант 2) МКОУ ООШ д. Ленино
2.Дидактический материал: фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки, красный
шарик, большие/маленькие мячи, пирамидки, резиновые игрушки, звучащие
игрушки. Природный материал (каштаны, жёлуди, шишки). Резиновые,
пластмассовые, деревянные шарики, кольца пирамидки; пластиковая, стеклянная
бутылки; магнитные шарики. Бигуди (резиновые, пластмассовые); маленькие
плюшевые игрушки. Сенсорные дощечки. Пальчиковая краска, пена для бритья,
вода (холодная, тёплая), клейстер, крупы (манная, греча и др.), Шариковый бассейн.
Апельсин, лимон, банан, киви, груша, яблоко, огурец, помидор, лук, чеснок. Мыло,
шампунь, зубная паста, туалетная вода, пена для бритья. Влажные салфетки.
3. Технические и электронные средства обучения: Ноутбук.
4.Интернет-ресурсы:www.prodlenka.org, nsportal.ru, intelekt-um.ru, ped-kopilka.ru,
maam.ru, pedsovet.su.
Планируемые (возможные) результаты
Обучающийся будет уметь:
- понимать обращенную речь;
- выражать эмоции через движение и мимику;
Дидактический материал
Демонстрационные карточки, видео, презентации, иллюстрации, портреты,
виртуальные экскурсии, плакаты.