МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области образования
Муниципальный орган управления образованием- Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ д. Ленино
Приложение к АООП с УО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмета «Чтение» (Литературное чтение)
5-9 классов
Ленино год 2023
1. Пояснительная записка
1.1 Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под ред.
В.В.Воронковой.
СанПиН 2.4.2 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном
учреждении» (с изменениями № 2 от 25.12.2013 г, № 81 от 24.11.2015г);
Учебный план МКОУ ООШ д. Ленино;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочей программы по предметам (курсам), утвержденное приказом МКОУ
ООШ д. Ленино от 31.08. 2022г. №127
1.2 Общая характеристика учебного предмета «Чтение»
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и
понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Рабочая программа составлена в соответствии
с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем. Рабочая программа по чтению и развитию речи
разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII
вида: 5-9 кл, под ред. В.В.Воронковой. На уроках чтения в старших классах продолжается формирование у школьников техники чтения:
правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших
классов в достаточной степени владеют указанными навыками.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания
художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения
развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений
развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации,
добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание
позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и
правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид
речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с
авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту,
участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно,
от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа
по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно- эстетического и гражданского воспитания школьников на основе
произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в
обществе.
В старших классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 9
класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов,
рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для
межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Начиная с 9 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа
обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 9 класса предлагается примерный
список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков
литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые
литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка,
былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности
сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).
Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как Процесс
обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие
познавательной деятельности, речи, эмоционально- волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности
на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют
указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и
понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая
вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный
даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических
произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для
передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется
большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику,
адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы,
обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению
проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
1.3 Место предмета в учебном плане
В учебном плане МКОУ ООШ д. Ленино предусмотрено обязательное изучение предмета «Чтение и развитие речи» на этапе основного
общего образования:
5 класс – 136 часов (4 часов в неделю)
6 класс – 136 часов (4 часов в неделю)
7 класс – 136 часов (4 часа в неделю)
8 класс – 136 часов
(4 часа в неделю)
9 класс – 136 часов
(4 часа в неделю)
2. Требования к уровню подготовки выпускников
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на
установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные
виды работ по развитию устной и письменной речи: составление планов; краткие и подробные пересказы текста; устные сочиненияхарактеристики героев; развитие художественной фантазии у детей; придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы
(добро и зло, жестокость
и
сострадание, великодушие, прекрасное в
природе
и человеческой
жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.). Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие,
понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут
стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей
направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении,
принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Известно, что развитие
техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения
целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной
работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению
семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы
обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Ожидаемые результаты.
Овладевать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из
произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
3.Содержание программы
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны;
о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и
выразительностью чтения: темп и интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям). Чтение «про себя» с
выполнением заданий. Выделение с помощью учителя главной мысли произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов
и выражений, характеризующих героев, событий, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным
словарём. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя
плана в форме повествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста.
Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных
заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение (проводится раз в месяц).
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение
статей из детских газет, журналов. Беседа о прочитанном, чтение и пересказ интересных
отрывков, коллективное составление кратких
отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению.
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской литературы. Краткие сведения
об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, м. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И.
Тютчева, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К.
М. Симонова, В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамова, С. В. Михалкова, Л. Н. Ошанина.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из
газеты, журнала.
4. Тематическое планирование
5 класс (136ч.)
№ урока
1
2-4
5-8
9-10
Тема урока
Вводный урок. Знакомство с учебником. Устное
народное творчество.
Малые жанры устного народного творчества..
Сказка как жанр устного народного творчества. Русские
народные сказки: «Никита Кожемяка», «Морозко», «Два
мороза»
Сказки других народов. «Золотые руки»,
«Три дочери».
11-13
Литературная сказка. А. С. Пушкин.
«Сказка о мёртвой царевне».
1418
Д. Мамин – Сибиряк. «Серая шейка».
19
Обобщающий урок. Внеклассное чтение по теме.
20
Проверка техники чтения.
21
Г. Скребицкий. «Июнь».
Содержание
Обогащение словаря, развитие мышления, подбор синонимов,
ответы на вопросы
Развитие мышления через соотнесение главной мысли сказки с
пословицами. Чтение по ролям.
Развитие мышления ч/з выделение главной мысли,
соотнесение с пословицами. Развитие монологической речи, краткий
пересказ
Развитие читательской самостоятельности. Нахождение в тексте
непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Развитие выразительного чтения, работа с выразительными
средствами. Характеристика героев. Работа над беглостью и
выразительностью чтения: темп и интонация (паузы, логическое
ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Обогащение словаря, развитие мышления, подбор синонимов,
ответы на вопросы. Озаглавливание частей текста и составление с
помощью учителя плана в форме повествовательных и
вопросительных предложений.
Развитие мышления через соотнесение главной мысли сказки с
пословицами. Чтение по ролям. Самостоятельное чтение несложных
рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ
на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу,
выразительному чтению.
Развитие мышления ч/з выделение главной мысли,
соотнесение с пословицами. Развитие монологической речи, краткий
пересказ. Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с
соблюдением норм литературного произношения.
Обогащение словаря, развитие мышления, подбор синонимов,
22
И. Суриков. «Ярко солнце светит…».
2326
27
А. Платонов. «Июльская жара».
28
29
3031
Ю. Гордиенко.«Вот и клонится лето…».
Обобщающий урок по теме.
Г. Скребицкий. «Сентябрь». «Добро пожаловать».
32
33
И. Соколов – Микитов. «Золотая осень».
К. Бальмонт. «Осень».
34
35
36
37 39
В. Астафьев. «Осенние грусти».
И. Бунин. «Первый снег».
Внеклассное чтение по теме. Подведение итогов
четверти.
Ю. Яковлев. «Рыцарь Вася»,
«Колючка».
40
Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».
41
В. Медведев. «Фосфорический мальчик».
42-44
Л. Воронкова. «Дорогой подарок».
А. Прокофьев. «Берёзка».
ответы на вопросы
Развитие выразительного чтения, работа с выразительными
средствами. Характеристика героев
Развитие памяти, развитие речи,
обогащение словаря. Составление плана статьи
Развитие логического мышления, отработка выразительности,
развитие понятийного чтения,
обогащение словаря
Развитие памяти, образной памяти, обогащение словаря
Развитие памяти, воображения при анализе стихотворения
Развитие логического мышления, памяти ч/з работу с текстом
(деление текста, выделение главной мысли, составление плана
пересказа, пересказ).
Развивать речевую активность, восприятие. Заучивание наизусть.
Развитие речи ч/з построение полных ответов.
Развивать речевую активность, восприятие. Заучивание наизусть.
Развитие выразительности ч/з чтение по ролям. Заучивание наизусть
Развитие воображения ч/з устное рисование
Развитие речи, выразительности ч/з чтение по ролям.
Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли абзаца,
озаглавливание абзацев. Чтение «про себя» с выполнением
заданий. Выделение с помощью учителя главной мысли
произведения, выявление отношения к поступкам действующих
лиц.
Развитие речевой активности, обогащение словаря. Заучивание
наизусть
Развитие мышления ч/з выборочное чтение, объяснение названия
стихотворения, выразительное чтение
Воспитание любви к родному краю, расширение кругозора.
45
Я. Аким. «Твой друг».
46
Обобщающий урок по теме.
47-50
51
52
И. А. Крылов. Басни. «Ворона и Лисица», «Щука и Кот»,
«Квартет».
Н. Хмелик. «Будущий олимпиец».
О. Бондарчук. «Слепой домик».
53-56
В. Осеева. «Бабка».
57-58
А. Платонов. «Сухой хлеб».
59
60
61-62
63
64
В. Распутин. «Люся».
В. Брюсов. «Труд».
Р. Рождественский. «Огромное небо».
Ф. Тютчев. «Зима».
Г. Скребицкий. «Декабрь».
65-66
«Всяк по-своему».
67
68
К. Бальмонт. «К зиме».
С. Есенин. «Поёт зима …».
69
А. С. Пушкин. «Зимняя дорога».
70
Обобщающий урок по теме.
Развитие памяти, развитие речи,
обогащение словаря. Составление плана статьи
Развитие логического мышления, отработка выразительности,
развитие понятийного чтения, обогащение словаря
Развитие памяти, образной памяти, обогащение словаря
Развитие памяти, воображения при анализе стихотворения
Развитие логического мышления, памяти ч/з работу с текстом
(деление текста, выделение главной мысли, составление плана
пересказа, пересказ).
Развивать речевую активность, восприятие. Заучивание наизусть
отрывка
Развитие речи ч/з построение полных ответов.
Развитие выразительности ч/з чтение по ролям. Заучивание наизусть
Развитие воображения ч/з устное рисование
Развитие речи, выразительности ч/з чтение.
Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли абзаца.
Развитие речевой активности, обогащение словаря. Заучивание
наизусть. Передача содержания иллюстраций к произведению по
вопросам учителя.
Развитие мышления ч/з выборочное чтение, объяснение названия
стихотворения, выразительное чтение
Воспитание любви к родному краю, расширение кругозора.
Развитие памяти, развитие речи,
обогащение словаря. Составление плана статьи
Развитие логического мышления, отработка выразительности,
развитие понятийного чтения,
обогащение словаря
Развитие памяти, образной памяти, обогащение словаря
73-75
А. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…»,
«Весенние ручьи».
Г. Скребицкий. «От первых проталин до первой
грозы», «Весна-Красна», «Грачи прилетели» ,
«Заветный кораблик», «В весеннем лесу».
76-78
А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…».
79
А. Блок. «Ворона».
80
81
82
83
Е. Серова. «Подснежник».
И. Соколов – Микитов. «Весна».
И. Бунин. «Крупный дождь…».
С. Есенин. «Черёмуха».
84
Я. Аким. «Весна, весною, о весне…».
85-86
Н. Гарин – Михайловский. «Тёма и Жучка».
87-89
90-91
А. Толстой. «Желтухин».
К. Паустовский. «Кот – ворюга»
92-94
Б. Житков. «Про обезьянку».
95
96-97
98
Э. Асадов. «Дачники».
Ф. Абрамов. «Из рассказов Олёны Даниловны».
Внеклассное чтение на библейские темы.
71-72
Развитие памяти, воображения при анализе стихотворения
Развитие логического мышления, памяти ч/з работу с текстом
(деление текста, выделение главной мысли, составление плана
пересказа, пересказ).
Развивать речевую активность, восприятие. Заучивание наизусть
отрывка. . Выбор слов и выражений, характеризующих героев,
событий, картины природы.
Развитие речи ч/з построение полных ответов.
Развитие выразительности ч/з чтение по ролям. Заучивание наизусть
Развитие воображения ч/з устное рисование
Развитие речи, выразительности ч/з чтение по ролям.
Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли абзаца,
озаглавливание абзацев.
Развитие речевой активности, обогащение словаря. Заучивание
наизусть
Развитие мышления ч/з выборочное чтение, объяснение названия
стихотворения, выразительное чтение
Воспитание любви к родному краю, расширение кругозора.
Развитие памяти, развитие речи,
обогащение словаря. Составление плана статьи
Развитие логического мышления, отработка выразительности,
развитие понятийного чтения,
обогащение словаря
Развитие памяти, образной памяти, обогащение словаря
Развитие памяти, воображения при анализе стихотворения
Развитие логического мышления, памяти ч/з работу с текстом
(деление текста, выделение главной мысли, составление плана
пересказа, пересказ).
Развивать речевую активность, восприятие. Заучивание наизусть
отрывка
Развитие речи ч/з построение полных ответов.
99
С. Михалков. «Будь человеком».
100
Экскурсия в сельскую библиотеку.
101
102103
104106
107108
Обобщающий урок по теме.
Внеклассное чтение по теме. Подведение итогов
четверти.
О. Тихомиров. «На поле Куликовом».
Развитие выразительности ч/з чтение по ролям. Заучивание наизусть
Развитие воображения ч/з устное рисование
С. Алексеев. «Рассказы о войне 1812 года».
109
Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». (отрывок)
110113
А. Куприн. «Белый пудель».
114115
116
Л. Жариков. «Снега, поднимитесь метелью».
Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли абзаца,
озаглавливание абзацев. Пересказ по плану. Использование при
пересказе слов и оборотов речи из текста.
Развитие речевой активности, обогащение словаря. Заучивание
наизусть
Развитие мышления ч/з выборочное чтение, объяснение названия
стихотворения, выразительное чтение
Воспитание любви к родному краю, расширение кругозора.
117
Обобщающий урок по теме.
118
Внеклассное чтение. Стихи о ВО войне. Подготовка к
конкурсу чтецов.
В. Гюго. «Гаврош».
119120
121125
Ю. Коринец. «У могилы неизвестного солдата».
М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Развитие речи, выразительности ч/з чтение по ролям.
Развитие памяти, развитие речи,
обогащение словаря. Составление плана статьи
Развитие логического мышления, отработка выразительности,
развитие понятийного чтения,
обогащение словаря
Развитие памяти, образной памяти, обогащение словаря
Развитие памяти, воображения при анализе стихотворения
Развитие логического мышления, памяти ч/з работу с текстом
(деление текста, выделение главной мысли, составление плана
пересказа, пересказ).
Развивать речевую активность, восприятие. Заучивание наизусть
отрывка
Развитие речи ч/з построение полных ответов.
126
Внеклассное чтение по зарубежной литературе.
127
Проверка техники чтения.
128131
132134
135136
С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими
гусями».
Г. Х. Андерсен. «Русалочка»
Развитие выразительности ч/з чтение по ролям. Заучивание наизусть
Подведение итогов года. Урок-презентация книг для
чтения летом.
Развитие речи, выразительности ч/з чтение по ролям.
Развитие воображения ч/з устное рисование
6 класс (136ч.)
№ урока
1
Тема урока
По В. Пескову «Отечество».
2
М.Ножкин «Россия».
3-4
М.Пришвин «Моя Родина».
5
В.Бианки «Сентябрь».
6
И.Бунин «Лес, точно терем расписной...»
7
Ю.Качаев «Грабитель».
8-9
Б.Житков «Белый домик».
10-13
А.Белорусец «Звонкие ключи».
Содержание
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух
в соответствии с нормами литературного произношения; чтение
«про себя».
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух
в соответствии с нормами литературного произношения; чтение
«про себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух
в соответствии с нормами литературного произношения; чтение
«про себя».
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
14-17
К.Паустовский «Заячьи лапы».
18
Внеклассное чтение. М. Пришвин «Кладовая солнца»,
«Лесной хозяин».
19
И.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».
20-21
Е.Носов «Хитрюга».
22
Обобщающий урок «Беречь и охранять мир природы».
23
В.Бианки «Октябрь».
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
24
Сочинение «Осень в родном крае».
25
Внеклассное чтение.
В.Бианки « Дробинка», « Птичья песенка», «Голубые
лягушки».
26
С.Михалков «Будь человеком.»
27
Б.Заходер «Петя мечтает».
28
По Д.Биссету «Слон и муравей». (Сказка.)
29-30
По Д.Биссету «Кузнечик Денди» (Сказка.)
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ. Обсуждение прочитанных произведений,
коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ
содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных
действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Деление текста на части.
Систематическое чтение детской художественной литературы,
детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и вы-
борочный пересказ.
31
Внеклассное чтение. Сказки Д. Биссета.
(В книге «Забытый день рождения»).
32
Урок техники чтения.
33
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».
34-35
Дж.Родари «Пуговкин домик».
36
Внеклассное чтение.
Дж.Родари «Путешествие голубой стрелы».
37
Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из
былины).
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Систематическое чтение детской художественной литературы,
детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Систематическое чтение детской художественной литературы,
детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и вы-
борочный пересказ.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
38
Ф.Глинка «Москва». (В сокращении.)
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
39
В.Бианки «Ноябрь».
40
По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря».
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
По С.Алексееву «На берегу Невы».
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Рассказы о русском подвиге.
По С. Алексееву.
а)
Медаль.
б)
Гришенька.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
41
42-43
44-47
Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой.
а)
Серебряный лебедь.
б)
Боевое крещение.
в)
День рождения Наполеона.
г)
В дни спокойные.
48
Внеклассное чтение.
ЛА.Кассиль « Улица младшего
сына».
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
49-50
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
Е. Пермяк «Тайна цены».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Перевод с польского Д.Гальпериной «Здравствуйте!». ( В
сокращении).
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
51-52
53
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
54
В. Бианки « Декабрь».
55
Е. Благинина « Новогодние загадки».
56
А.Никитин « Встреча зимы».
(В сокращении).
.
57
А. Дорохов «Тёплый снег».
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
58
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
59
Д. Хармс «Пушкин»
60
В. Бианки «Январь».
Х.-К.Андерсен «Ель». (Сказка).
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
63
Внеклассное чтение.
А.Толстой « Золотой ключик или приключения
Буратино».
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
64
Проверка техники чтения.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
65-66
А.П. Чехов «Ванька».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
67
И.Никитин «Весело сияет месяц над селом...»
68
И. Суриков «Белый снег пушистый...»
69-70
М. Зощенко «Лёля и Минька».
71-72
Ю. Рытхэу « Пурга».
73-74
Ю. Дмитриев « Таинственный ночной гость».
75
Внеклассное чтение.
В. Бианки. «Сумасшедшая птица», «Морской чертёнок».
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Систематическое чтение детской художественной литературы,
детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
76
В.Бианки «Февраль».
77-79
С. Маршак «Двенадцать месяцев». (Отрывки)
80-87
По Х-К. Андерсену «Снежная королева».
88
Обобщающий урок по теме «Зима».
89
С. Смирнов « Первые приметы».
90
В.Бианки « Март».
91
По В. Пескову « Весна идет».
Систематическое чтение детской художественной литературы,
детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Систематическое чтение детской художественной литературы,
детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
92
М. Пришвин. «Жаркий час».
93-95
Г. Скребицкий «Весенняя песня». (Сказка)
96
Внеклассное чтение. Г. Скребицкий «Длинноносые
рыболовы», «Замечательный сторож».
97
В. Жуковский « Жаворонок».
98
А. Толстой « Детство Никиты». (Отрывок)
99
А. Твардовский «Как после мартовских метелей...»
100
А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой...»
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
101
В.Бианки « Апрель».
102-104
К. Паустовский « Стальное колечко».
105
Урок техники чтения.
106-107
По В.Астафьеву «Злодейка».
108-109
По Е. Барониной «Рассказы про зверей».
110-111
В. Драгунский «Кот в сапогах».
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Систематическое чтение детской художественной литературы,
детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и вы-
борочный пересказ.
112
Д. Хармс « «Заяц и ёж».
113
Внеклассное чтение.С. Маршак. «Быль- небылица»,
«Мистер - Твистер» .
114
И. Крылов « Зеркало и Обезьяна».(Басня).
115-120
По Р. Киплингу « Рикки-Тикки-Тави».
121
Просмотр мультфильма «Рикки – Тики – Тави».
122
В. Набоков. «Дождь пролетел и сгорел на лету...»
123
В.Бианки « Май».
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов
самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Систематическое чтение детской художественной литературы,
детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
124
М. Дудин «Наши песни спеты на войне...»
125-126
В. Медведев. « Звездолет «Брунька».
127
По К. Паустовскому « Корзина с еловыми шишками».
128
Внеклассное чтение.
К.Г.Паустовский «Золотой ясень», « Кот-ворюга»,
«Прощание с летом».
129-130
По А. де Сент-Экзюпери « Маленький принц».
131-132
В. Астафьев «Зорькина песня».
133
Рассказ по наблюдениям на тему «Раннее утро».
134
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел...»
135
Проверка техники чтения.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные
места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Систематическое чтение детской художественной литературы,
детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
136
Обобщающий урок. Задание на лето.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Систематическое чтение детской художественной литературы,
детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного
по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
7 класс (102ч.)
№ урока
1
2
Тема урока
Вводный урок. Устное народное творчество
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
3
Русская народная сказка «Журавль и цапля».
4
Русская народная сказка «Умный мужик».
5
Внеклассное чтение. Русская народная сказка
«Волшебное кольцо»
Былина «Три поездки Ильи Муромца».
6
8
Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По
улице
мостовой».
Пословицы, загадки.
9
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.
10-13
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»
14
15
16
А.С.Пушкин. «Зимний вечер».
A.C. Пушкин «У Лукоморья».
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
17
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
7
Содержание
Статья. Жанр. Развитие речевой активности при анализе статьи
Обогащение словаря, развитие мышления, подбор синонимов,
ответы на вопросы
Развитие мышления через соотнесение главной мысли сказки с
пословицами. Чтение по ролям.
Развитие мышления ч/з выделение главной мысли,
соотнесение с пословицами: «Богатством ума не купишь». Развитие
монологической речи, краткий пересказ
Развитие читательской самостоятельности.
Развитие выразительного чтения, работа с выразительными
средствами. Характеристика героев
Развитие мышления ч/з сравнение и соотнесение иллюстрации с
содержанием.
Развитие памяти ч/з заучивание пословиц, загадок.
Развитие памяти, развитие речи,
обогащение словаря. Составление плана статьи
Развитие логического мышления, отработка выразительности,
развитие понятийного чтения,
обогащение словаря
Развитие памяти, образной памяти, обогащение словаря
Развитие памяти, образной памяти, обогащение словаря
Развитие логического мышления, памяти ч/з работу с текстом
(деление текста, выделение главной мысли, составление плана
пересказа, пересказ).
Развивать речевую активность, восприятие. Заучивание наизусть
отрывка
18
И.А. Крылов. Жизнь и творчество.
Развитие речи ч/з построение полных ответов.
19
20
21
22
И.А. Крылов «Кукушка и Петух».
И.А. Крылов «Волк и Журавль»
И.А. Крылов «Слон и Моська»
Н.А. Некрасов. Статья.
23
Н.А. Некрасов «Несжатая полоса».
24
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».
Развитие выразительности ч/з чтение по ролям. Заучивание наизусть
Развитие воображения ч/з устное рисование
Развитие речи, выразительности ч/з чтение по ролям.
Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли абзаца,
озаглавливание абзацев.
Развитие речевой активности, обогащение словаря. Заучивание
наизусть
Развитие мышления ч/з выборочное чтение, объяснение названия
стихотворения, выразительное чтение
25
Внеклассное чтение. Н.П. Голубева «Там, где была
тайга».
26
Л.Н. Толстой. Статья.
27
28
29
30
31-32
33-34
35
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
1 часть. Жилин попал в плен.
2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену.
3 часть. Доверие татар к Жилину.
4, 5 части. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный
побег.
6 часть. Помощь Дины Жилину.
Внеклассное чтение. ХКК
Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев»
Воспитание любви к родному краю, расширение кругозора.
Развитие речи, мышления ч/з ответы на вопросы, выделение главной
мысли, выборочный пересказ
Развитие речи ч/з подбор синонимов, развитие
ч
выразительного чтения ч/з чтение по ролям.
Развитие памяти ч/з выборочный пересказ.
Развитие речи ч/з подбор синонимов, развитие
ч
выразительного чтения ч/з чтение по ролям.
Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли, абзацев,
ответы на вопросы, пересказ.
Развитие мышления ч/з озаглавливание, сравнение, анализ
поступков героев.
Развитие мышления ч/з сравнение описаний, характеристика
действующих лиц.
Развитие читательской самостоятельности, развитие кругозора,
знакомство с подвигами земляков.
36
37-38
39
А.П. Чехов. Статья.
А.П. Чехов «Хамелеон».
В.Г. Короленко. Статья.
Развитие выразительности ч/з инсценирование.
Развитие мышления ч/з выборочное чтение, сравнение, анализ
поступков действующих лиц, чтение по ролям.
Расширение кругозора, воспитание эмпатии, развитие мышления
ч/з анализ поступков.
40
В.Г. Короленко «Дети подземелья».
41
42-43
44
1 часть. «Я и мой отец».
2 часть. «Я приобретаю новое знакомство».
3 часть. «Знакомство продолжается».
45
4 часть. «Осенью».
46-47
48
5 часть. «Кукла».
Внеклассное чтение. А.Е. Тихонова «Кустарник,
живущий под чужим именем» с. 119-120.
49
50-54
М. Горький. Статья.
М. Горький «Детство».
55-58
М. Горький «В людях».
59
60
Внеклассное чтение. В. Арсеньев «Лесное
предание».
М.В. Исаковский «Детство».
Воспитание эмпатии, развитие мышления ч/з анализ ситуации,
поступков.
Развитие речи, мышления ч/з составление характеристик героев.
Развитие речи ч/з ответы на вопросы, развитие мышления ч/з
выделение главной мысли абзацев, выборочное чтение.
Пересказ по плану. Развитие мышления ч/з анализ,
сравнительные описания двух девочек.
Развитие мышления ч/з нахождение сходства в описании природы и
состояния Маруси.
Расширение кругозора ч/з знакомство с растительным миром
родного края. Развитие воображения ч/з рисование.
Развитие речи, памяти ч/з беседу по вопросам, выборочный
пересказ.
Развитие речевой активности ч/з составление характеристик по
плану, развитие выразительности ч/з чтение по ролям.
Развитие мышления ч/з анализ поступков героев, нахождение
сравнений, определений для характеристики. Работа с
выразительными средствами.
Развитие кругозора, развитие читательской самостоятельности.
Составление отзыва о прочитанном.
Развитие воображения ч/з устное рисование, развитие
61
62
63-65
66
67-69
М.В. Исаковский «Ветер»
M.B. Исаковский «Весна».
К.Г. Паустовский «Последний черт».
Внеклассное чтение.
К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома».
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
70
К.М. Симонов «Сын артиллериста».
71 - 73
74 - 76
В.П.Катаев «Сын полка».
76-78
79-81
82
83-86
87-90
91
В.П. Катаев «Флаг».
Внеклассное чтение по рассказам М.М. Зощенко.
Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи
кукушки».
Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке».
Ю.И. Коваль «Капитан
Клюквин».
Ю.И. Коваль «Картофельная собака».
Внеклассное чтение.
выразительности ч/з чтение по ролям.
Развитие речи, работа с выразительными средствами, развитие
памяти ч/з заучивание наизусть.
Развитие выразительного чтения по ролям, развитие воображения
ч/з устное рисование.
Развитие мышления ч/з выбор высказывания, развитие
выразительности ч/з работу с описанием жаркого лета.
Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления ч/з
выделение главной мысли, составление плана.
Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия,
развитие мышления ч/з работу с поговорками.
Развитие мышления, выделение главной мысли. Работа над
выразительными средствами
Составление плана, пересказ по плану
Развитие речевой активности ч/з ответы на вопросы, развитие
мышления ч/з выделение главной мысли.
Развитие читательской самостоятельности, обогащение словаря,
развитие речевой активности. Отзыв о рассказе
Развитие мышления ч/з выделение главной мысли,
совершенствование навыков выразительного чтения. Работа с
выразительными средствами.
Совершенствование техники чтения, отработка темпа, плавности
выразительного чтения. Заучивание наизусть
Развитие речевой активности ч/з беседу по вопросам, развитие
мышления ч/з деление текста на части, озаглавливание,
составление характеристик, работа с выразительными средствами.
Развитие точности восприятия, юмора, развитие речи ч/з
описание по плану.
Развитие читательской самостоятельности. Воспитание
Ю. Таранов «Неслух».
92-94
Ю.Я. Яковлев «Багульник».
95-97
Ф.П. Погодин «Время говорит - пора».
98-99
А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».
100
101
102
К.Я. Ваншенкин «Мальчишки».
К.Я. Ваншенкин «Снежки».
Внеклассное чтение. В. Сысоев «В новой семье»
положительных качеств.
Развитие речи ч/з составление характеристик героев, анализ
поступков.
Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, анализ поступков
героев, развитие речевой активности ч/з ответы на вопросы, беседу,
пересказ.
Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, анализ
поступков, объяснение смысла пословиц. Деление текста на части,
составление плана, пересказ.
Развитие речевой активности ч/з беседу по вопросам,
совершенствование техники чтения (соблюдение интонаций).
Определение общего настроения стихотворения, выбор
подходящих прилагательных
Развитие читательской самостоятельности,
привитие интересов к чтению.
8 класс (102ч.)
№ урока
1
Тема урока
Вводный урок. Устное народное творчество
2-4
Сказка – один из видов устного народного творчества
(Русская народная сказка «Волшебное кольцо»
Пословицы и поговорки
5
6
7
8-9
10
Баллады
В.А.Жуковский «Перчатка»
И.З.Суриков Баллада «Нашла коса на камень»
Былина – один из жанров устного народного творчества
12-13
Былина «Садко» (Отрывок)
Внеклассное чтение
Русская народная сказка «Семилетка»
А.С.Пушкин. Страницы жизни и творчества.
14-15
Публичное испытание. М.Я.Басина
16-17
Записки о Пушкине (Отрывок). И.И.Пущин
18-19
20
А.С.Пушкин «Памятник» (Отрывок). «Во глубине
сибирских руд»
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
21
22
А.С.Пушкин «Пущину», «Няне»
А.С.Пушкин «Я вас любил»
23
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
11
Содержание
Развитие речевой активности через беседу по вопросам.
Развитие памяти через пересказ по плану
Развитие речевой активности через беседу по вопросам.
Развитие памяти через пересказ по плану
Развитие мышления через объяснение значений пословиц, развитие
памяти через заучивание пословиц
Развитие читательской самостоятельности через дополнительное
чтение баллады по выбору
Развитие мышления через объяснение смысла поговорки
применительно к балладе. Развитие творческих возможностей через
чтение по ролям
Развитие речевой активности через ответы на вопросы
Развитие внимания через поиск ответов в тексте, развитие
выразительности через былинный напев
Развитие читательской активности через чтение книг из библиотеки
Развитие кругозора через знакомство с непонятными выражениями.
Развитие мышления через нахождение ответов на вопросы
Развитие памяти через пересказ по плану
Развитие мышления через сопоставление встреч друзей в
Михайловском
Развитие мышления через выборочное чтение. Развитие памяти
через заучивание наизусть
Развитие речевой активности через беседу по вопросам, развитие
мышления через описание погоды
Развитие памяти через заучивание
Развитие выразительности через соблюдение интонаций, развитие
мышления через выделение главной мысли
Развитие диалогической речи через чтение диалогов с соблюдением
25
26
27
Внеклассное чтение по теме «Сказка о золотом петушке»
М.Ю.Лермонтов. Статья
М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта» (Отрывок)
28
М.Ю.Лермонтов « Родина» (Отрывок), «Парус», «Сосна»
29-31
32-33
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»
И.А.Крылов. Страницы жизни и творчества.
Басня «Волк на псарне».
34
И.А.Крылов «Волк на псарне»
35
И.А.Крылов «Осёл и Соловей»
36
37
И.А.Крылов «Муха и пчела»
Н.А.Некрасов– поэт печали и гнева народного.
38
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
(Отрывок)
39
Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская»
40
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (Отрывок)
41
Н.А.Некрасов «Русские женщины»
42
И.С.Никитин «Русь»
интонаций. Развитие речи через составление характеристик героев
Развитие кругозора, читательской активности
Развитие кругозора через знакомство с жизнью Лермонтова
Развитие мышления через деление стихотворения на части и выбор
интонаций
Развитие внимания через поиск ответов на вопросы, развитие
памяти через заучивание
Обогащения словаря через знакомство с непонятными словами.
Развитие мышления, речевой активности через поиск сравнений,
словесный портрет
Развитие речевой активности через поиск ответов на вопросы
Развитие мышления через объяснение новых слов, развитие
творческих возможностей через чтение по ролям
Развитие речи через знакомство с новыми словами, подбор слов,
близких по значению
Развитие речи через обогащение словаря, замену слов и выражений
другими, близкими по смыслу
Развитие кругозора через знакомство с детскими впечатлениями
Некрасова и отражением их в его творчестве
Развитие мышления через поиск вопросов, через нахождение слов,
которые надо выделить голосом через нахождение строк, которые
могут служить подписью к картине Репина «Бурлаки на Волге»
Развитие кругозора через знакомство с тяжелой долей русской
крестьянки. Развитие эмпатии
Развитие речи через составление характеристики русской женщины
по плану. Развитие памяти через заучивание
Развитие выразительности через соблюдение интонаций. Развитие
мышления через выделение главной мысли
Развитие мышления через выделение главной мысли, подтверждая
строками стихотворения. Развитие памяти через заучивание
43
И.С.Никитин «Утро на берегу озера»
44
Внеклассное чтение Сказы П.П. Бажова
45
И.С.Тургенев. Страницы жизни и творчества.
46
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении)
1 часть. Дворник Герасим
47
2 часть. Спасение щенка сделало Герасима счастливым
48
3 часть. Барыня приказала избавиться от Муму
49
4 часть. Герасим переживал исчезновение Муму
50
5 часть. Поведение Герасима после исчезновения Муму
51
53
6, 7 части. «Переживания» барыни, чувства Герасима.
Решение Герасима об уничтожении Муму
8 часть. Прощание Герасима с Муму, уход от барыни
после смерти Муму
Внеклассное чтение Д.Нагишкин «Семь страхов»
54
Л.Н.Толстой. Страницы жизни и творчества.
55
56
Л.Н.Толстой «После бала»
А.П.Чехов. Страницы жизни и творчества.
57
58
59
А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»
Внеклассное чтение А.Н.Максимов «Норка»
В.Г.Короленко. Страницы жизни и творчества.
52
Развитие выразительности через смену интонаций: спокойно,
плавно в начале стихотворения; живо, энергично описание рыбной
ловли
Развитие читательской активности, бережное отношение к природе
и ее обитателям
Развитие мышления через выборочное чтение, речевой активности
через беседу по вопросам
Развитие речи через беседу по вопросам, составление
характеристики Герасима
Развитие мышления через нахождение сравнения о привязанности
Герасима к Муму
Развитие мышления через деление текста на части по плану.
Развитие выразительности через чтение по ролям
Развитие мышления через объяснение слов, нахождение глаголов,
подчеркивающих отчаяние Герасима
Развитие речи через обогащение словаря, знакомство с
непонятными словами. Развитие эмпатии к бессильному
крепостному Герасиму перед всесильной барыней
Развитие мышления через сравнение чувств Герасима и барыни.
Развитие мышления через составление плана и пересказ
Развитие речевой активности через ответы на вопросы, пересказ по
иллюстрациям, придумывание подписей к иллюстрациям
Развитие читательской самостоятельности, речи через составление
отзыва
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя
Развитие критичности мышления через анализ поступков героев
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя
Развитие мышления через определение комизма рассказа
Развитие мышления через анализ поступков героев
Развивать интерес к жизни писателя через определение тем, которые
60
61
62
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (Отрывки)
1 часть. Петрик не понравился девочке
2 часть. Знакомство девочки с Петриком
63
64
3 часть. Девочка узнает об умениях Петрика
4 часть. Знакомство девочки с семьей Петрика
65
5 часть. Дружба Петрика и Эвелины
66
67
68
69
70
71
6 часть. Петр вырос как тепличный цветок
7 часть. Встреча Петра с молодежью
8 часть. Решение Эвелины
9 часть. Чувства матери Петра и Максима
10 часть. Объяснение Эвелины и Петра
11 часть. Впечатления общества от игры Петра. Дебют
Петра
волновали писателя
Развитие мышления через ответы на проблемные вопросы
Развитие мышления через ответы на проблемные вопросы
Развитие речевой активности через составление характеристик
героев
Развитие творческих возможностей через чтение по ролям
Развитие коммуникативных навыков через пример знакомства
девочки с семьей Петрика
Развитие навыков межличностных взаимоотношений через пример
дружбы детей
Развивать адекватное восприятие окружающего мира через
отношение героев к миру
Развитие памяти через пересказ по вопросам
Развитие мышления через выделение главной мысли прочитанного
Развитие эмпатии через анализ чувств героев
Развитие речевой активности через высказывания на вопросы
Развитие мышления через выделение главной мысли
72
73
74
75
76-77
Максим Горький. Страницы жизни и творчества.
Максим Горький «Макар Чудра» (Отрывок)
С.А.Есенин. Страницы жизни и творчества.
С.А.Есенин «Спит ковыль», «Пороша»
С.А.Есенин «Отговорила роща золотая»
Развитие мышления через выборочное чтение
Развитие памяти через пересказ по вопросам
Развитие словесно-логического мышления через составление плана
статьи
Развитие памяти через заучивание
Развитие художественного воображения через устное рисование.
Развитие мышления через поиск сравнений
78
А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»
Развитие мышления через выделение главной мысли, через поиск
описания реальной жизни
79-80
81
А.Н.Толстой «Русский характер»
Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Развитие мышления через составление плана и озаглавливание
Развитие мышления через рассуждения о красоте, поиск строк
85
К.Г.Паустовский «Телеграмма» (В сокращении)
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или
Повесть о первой любви» (Отрывок)
1 часть. Трудный разговор Тани с матерью
86
2 часть. Плохое настроение Тани
87
3 часть. Волнение Тани накануне Нового года
82-83
84
88
4 часть. Поведение ребят во время бурана
89
5 часть. Прощание Тани с Филькой
90-91
Л.А.Кассиль «Пекины бутсы»
92-93
А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (Отрывки из поэмы)
94
Внеклассное чтение
В.К.Копалыгин «Возвращение солдата»
В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» (В сокращении)
95-96
97-98
99
В.П.Астафьев. Далекая и близкая сказка. Глава из повести
«Последний поклон»
Р.П.Погодин «Алфред»
1 часть. Знакомство с ребятами деревни
100
2 часть. Занятия ребят
101
3 часть. Знакомство ребят с Алфредом
102
Повторение и обобщение изученного за год
стихотворения к иллюстрации
Развитие мышления через анализ поступков героев
Развитие мышления через выделение главной мысли,
озаглавливание, развитие памяти через пересказ
Развитие речевой активности через высказывания по вопросам и
иллюстрации
Развитие памяти через пересказ, развитие мышления через
озаглавливание
Развитие речи через беседу по вопросам, пересказ, анализ поступков
героев
Развитие словесно-логического мышления через деление текста на
части, озаглавливание, анализ поведения героев, характеристики
героев
Развитие мышления через выделение главной мысли,
озаглавливание, развитие памяти через пересказ
Развитие мышления через выборочное чтение, развитие речи через
составление характеристики героя по плану, близкий пересказ
Развитие речи через составление характеристики героя с опорой на
слова из текста
Развитие патриотических чувств через уважение к участникам
войны
Развитие мышления через оценку поступков главного героя,
сравнения содержания поступка с иллюстрацией
Развитие логического мышления через деление текста на части,
озаглавливание, выборочное чтение
Развитие речи через беседу по вопросам и подтверждение ответов
примерами из текста
Развитие речи через составление характеристики героя, пересказ по
плану
Развитие мышления через анализ поступков героя, через деление
главы на части, озаглавливание их
Развитие мышления через сравнение проведения каникул Степки,
его друзей и Алфреда, развитие памяти через краткий пересказ
9 класс (102ч.)
№ урока
1
Тема урока
Вводный урок. Устное народное творчество
2 -3
Русские народные песни «За морем синица жила»
Содержание
Развитие внимания через поиск ответов в тексте, развитие
выразительности через былинный напев
Развитие читательской активности через чтение книг из библиотеки
4-5
Былины «На заставе богатырской»
6-9
Русские народные сказки «Василиса Премудрая», «Лиса и
тетерев»
Внеклассное чтение по теме «Былинные герои Древней
Руси»
Обобщающий урок по теме «Устное народное
творчество»
В. А. Жуковский. «Три пояса».
10
11
12-15
16
Проверка техники чтения.
17
И. А. Крылов. Басни «Кот и Повар».
18
19
Внеклассное чтение. Библиотечный час.
А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества
20-24
А. С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила».
25-27
А. С. Пушкин. «Барышня – крестьянка».
28
29
30
Обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина.
Внеклассное чтение по творчеству писателей 19 века.
М. Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества..
31-33
Стихи. «Туча», «Баллада», «Морская царевна».
34-36
Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества.
«Майская ночь, или утопленница».
Внеклассное чтение по творчеству Н. В. Гоголя.
37
Развитие кругозора через знакомство с непонятными выражениями.
Развитие мышления через нахождение ответов на вопросы
Развитие памяти через пересказ по плану
Развитие внимания через поиск ответов в тексте, развитие
выразительности через былинный напев
Развитие читательской активности через чтение книг из библиотеки
Развитие читательской самостоятельности через дополнительное
чтение баллады по выбору
Развитие мышления через объяснение смысла поговорки
применительно к балладе. Развитие творческих возможностей через
чтение по ролям
Развитие кругозора через знакомство с непонятными выражениями.
Развитие мышления через нахождение ответов на вопросы
Развитие читательской активности через чтение книг из библиотеки
Развитие мышления через сопоставление встреч друзей в
Михайловском
Развитие мышления через выборочное чтение. Развитие памяти
через заучивание наизусть
Развитие речевой активности через беседу по вопросам, развитие
мышления через описание погоды
Развитие памяти через заучивание
Развитие мышления через объяснение смысла поговорки
применительно к балладе. Развитие творческих возможностей через
чтение по ролям
Развитие мышления через объяснение смысла поговорки
применительно к балладе. Развитие творческих возможностей через
чтение по ролям
Развитие читательской активности через чтение книг из библиотеки
Развитие кругозора через знакомство с непонятными выражениями.
43
Н. А. Некрасов. «Рыцарь на час», «Саша».
А. А. Фет. Стихи. «На заре ты её не буди»,
«Это утро, радость эта…».
Обобщающий урок.
44
Библиотечный час.
45-48
49-50
А. П. Чехов. Страницы жизни и творчества.
«Злоумышленник».
А. П. Чехов «Пересолил».
51
Внеклассное чтение по творчеству писателей 19 века.
52-53
54-55
А. М. Горький. Страницы жизни и творчества. «Песня о
Соколе».
В.Маяковский. «Необычайные приключения…».
56-57
58
М.Цветаева. Стихи.
Библиотечный час.
59-62
63-65
К. Паустовский. «Стекольный мастер».
С. Есенин. Страницы жизни и творчества. Стихи. «Нивы
сжаты…», «Собаке Качалова».
66
Внеклассное чтение по творчеству писателей 1-й
половины 20 века.
М. Шолохов. «Судьба человека».
Е. Носов. «Трудный хлеб».
Н. Рубцов. Стихи. «Тихая моя родина»,
«Русский огонёк».
Внеклассное чтение на библейские темы.
Библиотечный час. Подведение итогов четверти.
38-40
41-42
67-70
71-72
73-75
76-77
78
Развитие мышления через нахождение ответов на вопросы
Развитие памяти через пересказ по плану
Развитие мышления через сопоставление встреч друзей в
Михайловском
Развитие мышления через выборочное чтение. Развитие памяти
через заучивание наизусть
Развитие речевой активности через беседу по вопросам, развитие
мышления через описание погоды
Развитие памяти через заучивание
Развитие выразительности через соблюдение интонаций, развитие
мышления через выделение главной мысли
Развитие диалогической речи через чтение диалогов с соблюдением
интонаций. Развитие речи через составление характеристик героев
Развитие читательской самостоятельности, речи через составление
отзыва
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя
Развитие критичности мышления через анализ поступков героев
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя
Развитие мышления через определение комизма рассказа
Развитие мышления через анализ поступков героев
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя
Развивать интерес к жизни писателя через определение тем, которые
волновали писателя
Развитие мышления через ответы на проблемные вопросы
Развитие мышления через ответы на проблемные вопросы
Развитие речевой активности через составление характеристик
героев
Развитие творческих возможностей через чтение по ролям
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
79-83
84-85
86
87-90
91-92
Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
Р. Стивенсон. «Вересковый мёд».
Внеклассное чтение по творчеству зарубежных
писателей.
Э. Сетон-Томпсон. «Снап».
Внеклассное чтение. Стихи о Великой Отечественной
войне. Подготовка к конкурсу чтецов.
93-96
Д. Даррелл. «Звери в моей жизни».
97-98
99
Внеклассное чтение по зарубежной литературе.
Проверка техники чтения.
100
Экскурсия.
101
102
Библиотечный час.
Подведение итогов четверти и года.
жизни писателя
Развитие мышления через определение комизма рассказа
Развитие мышления через анализ поступков героев
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя
Развитие мышления через определение комизма рассказа
Развитие мышления через анализ поступков героев
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя
Развитие мышления через определение комизма рассказа
Развитие мышления через анализ поступков героев
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя
Развитие мышления через определение комизма рассказа
Развитие мышления через анализ поступков героев
Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о
жизни писателя