МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованиемУправление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ д. Ленино
Приложение к АООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий социальный мир»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями
развития (Вариант 2).
3 класс
д. Ленино 2023
1
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета – формирование
представления о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах
поведения.
Задачи курса:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное
назначение окружающих предметов, действия с ними).
1. Общая характеристика учебного предмета
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и
умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического,
интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В
связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать
осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта»,
«Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её
культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей
действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится
соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми
нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы
поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей.
2
Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте,
покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный
мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность»,
«Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и
дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не
только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город (поселок),
знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью
окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения учебного предмета делятся на две группы.
Личностные результаты:
- Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека
- Интерес к объектам, созданным человеком.
- Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая
площадка, и др.), о транспорте и т.д.
- Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных
местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей.
- Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
- Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно
социальным ролям в различных ситуациях.
- Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
- Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
3
- Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
- Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственнобытовой деятельности.
Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному
взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущейся игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
Фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимать жестовую инструкцию;
- понимать инструкцию по инструкционным картам;
- понимать инструкцию по пиктограммам;
- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеников на данном этапе обучения);
3) использование по назначению учебных материалов:
4
- бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша;
4) учения выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполнять действия способом «рука в руке»;
- подражает действиям, выполненным педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задания:
1) В течение определённого периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнен6ии посильного задания 3-4 минуты;
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнять посильное задание от начала до конца.
Указанные в содержании программы результаты могут быть не достигнуты в течение даже нескольких уроков. Но
педагог создаёт специальные условия, даёт обучающимся возможность для выполнения определённых действий,
формирования новых умений, осуществляя деятельностный подход. Для 2-й группы планируемые личностные и
предметные не являются приоритетными (поэтому к некоторым темам предметные результаты не определены), а основное
внимание уделяется формированию базовых учебных действий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта предметная область «Окружающий социальный мир»
обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На
его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
2. Основное содержание учебного предмета.
Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и
материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Для дополнительного и 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые
непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком»,
«Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего
мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы
зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
5
Компьютерная обучающая игра (например, «Лунтик познаёт мир»).
Натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
Детские наборы посуды, предметы быта.
Предметные, сюжетные картинки.
Дидактические игры «Одежда», «Лото профессии», «Пазлы профессии», «Транспорт».
Аудио- и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в
общественных местах.
Тетради-раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
Детские наборы «Больница», «Магазин».
6
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
3. Календарно-тематический план по предмету «Окружающий социальный мир», 3в класс
Кол-во
Тема урока
План
Факт
Домашнее задание
часов
Школа.
Школа.
Помещения
школы.
Школьный
двор.
(Экскурсия)
Наш класс. Дружный коллектив. Называние детей по
именам.
Соблюдение распорядка школьного дня.
Школьный принадлежности. Их назначение.
Моя страна, мой город
Россия. Столица нашей Родины Москва.
Государственная символика: герб, флаг, гимн.
Президент РФ.
Безопасное поведение на дороге.
Различение тротуара и проезжей части, пользование
разметкой «зебра», светофором.
Общественные места.
Правила поведения в общественных местах.
Город, в котором мы живём.
Узнавание известных мест города.
Достопримечательности.
Различение: службы помощи (больница, парикмахерская,
почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель,
цветы, продукты), жилой дом.
Различение: службы помощи (больница, парикмахерская,
почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель,
цветы, продукты), жилой дом.
Профессии
7
1
1
2.09
4.09
Не задано.
Не задано.
1
1
9.09
11.09
Не задано.
Не задано.
1
1
9.12
Не задано.
Не задано.
11.12
1
1
16.12
1
1
1
1
23.12
25.12
30.12
18.12
13.01
Не задано.
Не задано.
Не задано.
Не задано.
Не задано.
Не задано.
Не задано.
1
15.01
Не задано.
1
20.01
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Узнавание профессий (врач, продавец, кассир, строитель,
повар,парикмахер, почтальон и другие).
Узнавание профессий (врач, продавец, кассир, строитель,
повар,парикмахер, почтальон и другие).
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Виды и свойства бумаги.
Изделия из бумаги.
Инструменты для работы с бумагой (ножницы).
Стекло. Свойства стекла.
Предметы из резины. Свойства резины.
Особенности ухода за резиновыми изделиями.
Традиции и обычаи
День рождения. Подготовка подарков. Чаепитие.
Традиции и атрибуты праздника Новый год.
Представления об основных атрибутах праздника
(праздничной одежде, угощении, подарках, украшении
дома, школы, участие в подготовке праздника).
Представление о празднике 23 февраля.
Представление о празднике 8 Марта.
Масленица.
Пасха.
Обобщение по разделу Моя страна мой город
Обобщение по разделу Профессии
Обобщение по разделу Предметы и материалы,
изготовленные человеком
Обобщение по разделу Традиции и обычаи
Итоговый урок
8
1
1
22.01
27.01
Не задано.
Не задано.
1
1
1
1
1
1
29.01
3.02
5.02
10.02
12.02
17.02
Не задано.
Не задано.
Не задано.
Не задано.
Не задано.
Не задано.
1
1
1
23.04
28.04
Не задано.
Не задано.
Не задано.
30.04
1
1
1
1
1
1
5.05
7.05
12.05
14.05
19.05
21.05
Не задано.
Не задано.
Не задано.
Не задано.
Не задано.
Не задано.