Рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» АООП с ТМНР (вариант 2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованиемУправление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ д. Ленино

Приложение к АООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка и движение»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями
развития (Вариант 2).
3 класс

д. Ленино 2023

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся 3 класса
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР разработана на основе:

требований к личностным и предметным результатам освоения АООП;

программы формирования базовых учебных действий;

с учетом «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью». Под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК
проф. Л.Б. Баряева, 2011г. С 1-4 класс.
Основные цели реализации учебного предмета «Музыка и движение»:
 накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального
искусства;
 развитие их музыкальных способностей, эмоциональное и практическое обогащение их
опыта в музыкальной деятельности;
 формирование готовности к участию в совместных музыкальных мероприятиях с учетом
их индивидуальных возможностей.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» рассчитана для учащихся с
умственной отсталостью для 1-4 классов и составлена с учетом их психофизических
возрастных и индивидуальных особенностей.
Музыка является одним из важных общеобразовательных предметов в школе.
Педагогическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) направлена на их социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших
средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание
и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека
может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию»
мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными
средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить
эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых
произведений.
Участие обучающихся в музыкальных выступлениях способствуют их самореализации,
формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как
средство развития эмоциональной и личностной сферы, социализации и самореализации
обучающегося. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально
воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная
память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
II. Общая характеристика учебного предмета
Структура рабочей программы по учебному предмету «Музыка и движение» предусматривает
изучение следующих разделов:






в первом и втором полугодии в 3 классе:
слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен;
пение;
музыкально-ритмические движения;
игра на музыкальных инструментах детского оркестра.

«Музыка и движение» ― учебный предмет, направленный на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слухозрительного и
слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических
структур в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музицировании,
музыкально - дидактических и хороводных играх) и стимулирование к проявлению их
минимальной творческой индивидуальности.

Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающимися являются музыкально –
ритмические движения.
Особое внимание обращается на стимулирование учащихся к играм на музыкальных
инструментах.
Музыкальные игрушки, детские (самодельные) музыкальные инструменты также широко
используются на уроках.
В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю
утомляемость учащихся и их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать
учащихся с одного вида музыкальной деятельности на другой.
Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, доступный для пения,
музыкально – ритмических упражнений и понимания учащимися. Репертуар песен подбирается
в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития.
Значительная роль на уроках отводится вокальным упражнениям. Программа каждого
класса предусматривает постоянную работу, как над произношением слов, так и над смысловым
содержанием песен.
В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует
расширению представлений учащихся о музыкальных произведениях.
Уроки «Музыка и движение» - специальные коррекционные занятия, которые имеют
общую составляющую, направленную на выработку динамической координации движений
обучающихся, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при
последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения по
развитию тонкой моторики. Уроки «музыка и движение» в данном контексте являются
катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью.
В сфере деятельности педагогов невозможно получить быстрый результат, так как
динамика развития разворачивается очень медленно, тем не менее нужно учить их испытывать
радость от собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.
В программе предусмотрены следующие формы и методы организации деятельности:
формы:
 фронтальная работа;
 индивидуальная работа;
 работа в группах.
методы:


игровые;



наглядные;



практические;



словесные.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка и движение» входит в предметную область «Искусство».
В соответствии с учебным планом МКОУ ООШ д. Ленино рабочая программа по учебному
предмету «Музыка и движение» в 3 классе рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34
учебные недели).

IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Возможные предметные результаты к концу обучения в 3 классе:
 различать музыкальные инструменты и их звучание (балалайка, гармошка, дудка, скрипка),
звучащие предметы и игрушки, разнообразные звуки (шум дождя, шум воды, голоса птиц и
зверей);
 различать разную по темпу, динамике и характеру музыку, и ориентироваться в пространстве
класса с учетом динамики музыкального произведения;
 различать жанры (марш-песня - пляска);
 исполнять совместно с учителем музыкальные приветствия, любимые песни, попевки и свои
имена;
 участвовать в инсценировках песен, сказок;
 ориентироваться в пространстве в ходе музыкальных игр, имитаций действий хорошо
знакомых сказочных персонажей при помощи учителя;






выполнять упражнения на общую моторику при помощи учителя;
подыгрывать учителю на барабане, металлофоне, дудочке, триоле, треугольнике, маракасе, шумовых
ударных инструментах;
различать музыкальные инструменты по звучанию и внешнему виду;
музицировать в оркестре при активном участии учителя музыки.

V. Содержание учебного предмета
3 класс

Музыка и движение
П е р в о е п о л уг о д и е .
Раздел I. Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен.
Закрепление навыков учащихся, сформированных во втором классе: слушать звучание различных
музыкальных инструментов, звучащих предметов и игрушек, простых мелодий (веселых и грустных,
медленных и быстрых) разных музыкальных жанров (марш, песня, пляска, вальс;).
Музыкальные игры на различение и воспроизведение серий звуков, отличающихся по высоте и силе
звучания, по длительности. Игры, направленные на ориентировку и пространстве класса с учетом
динамики музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро).
3 класс:
1 четверть (5 ч.)
Рассматривание пространства кабинета и повторение правил поведения на уроках музыки;
Игра «Птички и автомобиль» на ориентировку в пространстве класса с учетом динамики музыкального
произведения (тихо, громко);
Пропевание имен детей и музыкального приветствия «Здравствуйте, ладошки» с разной
динамикой;
Игра на ориентировку и пространстве класса с учетом темпа музыкального произведения (медленно,
быстро). Игра: «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера;
Игра: «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера. Звуки осенней природы: (шум дождя, ветра,
шелест листьев).
2 четверть (4 ч.) Игра «Кто живет в теремке» на различение и воспроизведение серий звуков,
отличающихся по высоте;
Игра «Громко-тихо» на различение и воспроизведение серий звуков, отличающихся по силе звучания;
Игра «Веселые нотки» на различение и воспроизведение серий звуков, отличающихся по длительности.
М/ф. Шишкина школа;
Слушание любимых песен из м/ф о зиме.
Раздел II. Пение.
Закрепление и развитие умений учащихся, сформированных ранее: пропевание имен детей, музыкальных
приветствий (протяжно, подвижно, согласованно).
Обучение учащихся пению с произнесением слов песни.
Формирование умений учащихся вовремя начинать и заканчивать пение, выделяя музыкальные фразы,
интонируя голосом во время пения, прислушиваясь к звучанию голоса учителя, музыки и инструмента.
Сопровождение пения различными движениями.
Вместе с учащимися исполнение любимых песенок.
Обучение учащихся пению с инструментальным сопровождением (совместно с учителем музыки).
3 класс:
1 четверть (3 ч.)
Пропевание имен детей и музыкального приветствия «Здравствуйте, ладошки» в разном темпе;
Жанр – песня. Исполненение любимых песен с инструментальным сопровождением (совместно с
учителем музыки). Разучивание «Золотая осень» муз. Н. Кислицина;
Подпевать слова и начинать петь одновременно. Песня - игра «Капельки» муз. Ю. Верижникова.
2 четверть (4 ч.)
Повторение песен об осени. Песня - игра «Капельки» муз. Ю. Верижникова;
Пение любимых песен из м/ф о зиме. Разучивание песни «Зима» муз. М. Карасевой.
Содержание песни. Характер;
М/ф и песенки про Новый год. Побуждение к подпеванию и узнаванию знакомых песенок.
«Зима» муз. М. Карасевой. Одновременное вступление;
Кукла Снегурочка поет песенку «Елочка» муз. М. Красев. Кукла Дед Мороз поет песню «В
лесу родилась елочка» муз. Бекман. «Зима» муз. М. Карасевой. Побуждение к пению.

Раздел III. Музыкально-ритмические движения.
Продолжение работы по данному направлению, начатой в первом и втором классах. В играх и игровых
упражнениях развитие следующих умений учащихся: двигаться в соответствии с характером звучания
музыки (бодро, энергично шагать под марш, наполнять плавные движения под колыбельную, под музыку
вальса); выполнять ритмичные движения под музыку; ходить, бегать, прыгать под музыку.
Совершенствование музыкально-ритмических движений в подводящих, подготовительных упражнениях
под музыку: элементы бега, поскоки, подпрыгивания. Вовлечение учащихся в музыкальные игры, пляски
и хороводы, в которых используются эти движения.
3 класс:
1 четверть (4 ч.)
«Игра с погремушками» обр. А. Быканова. Выполнение действий в соответствии с текстом и
динамикой;
«Игра с погремушками» обр. А. Быканова. Выполнение действий в соответствии с текстом и
темпом музыки;
Разучивание «Танец с веточками» муз. Е.В. Кислицина;
Привлечение к танцам под музыку, звучащую в аудиозаписи. «Танец с веточками» муз. Е.В.
Кислицина.
2 четверть (4 ч.)
Двигаться в соответствии с характером звучания музыки (бодро, энергично шагать под марш, выполнять
плавные движения под колыбельную, под музыку вальса);
Ориентироваться в пространстве класса с учетом динамики музыкального произведения;
Упражнения с мишурой. Развитие фантазии;
Хоровод «В лесу родилась елочка» муз. Бекман. Повторение из предыдущих классов.
Раздел IV. Игра на музыкальных инструментах.
Дальнейшее знакомство учащихся с музыкальными инструментами (см. второй класс). В процессе
музицирования обучение учащихся различать инструменты по тембру.
Игры, в которых из ряда предложенных инструментов нужно выбрать ударные. Обучение учащихся (при
активной и музыкальной импровизации учителя) музицировать на парных инструментах (настоящих и
импровизированных), создавая оркестр из ударных инструментов. Слушание и подыгрывание вместе с
учащимися на музыкальных инструментах мелодии простых произведений, звучащих на CD - дисках.
Побуждение учащихся подыгрывать учителю на детских музыкальных инструментах, пропевать по ходу
музицирования простые мелодии.
3 класс:
1 четверть (4 ч.)
Знакомство со звуковыми игрушками. Юла, неваляшка;
Игра с бубном. Побуждение к пению и движениям;
Различение инструментов по тембру. Игра «Угадай, на чем играю»;
Металлофон. Приемы игры. Пропевание по ходу музицирования простых мелодий. Т. Бокач «За
окошком кто шалит». Повторение из предыдущих классов.
2 четверть (2 ч.)
Совместное рассматривание и музицирование на ударно – шумовых инструментах. Игра «Узнай
инструмент»;
Оркестр «Новогодний»;
Второе полугодие.
3 класс.
Раздел I. Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен.
Развитие умений учащихся определять характер музыки, узнавать знакомые мелодии, слушать звучание
различных музыкальных инструментов, звучащих предметов и игрушек, простых мелодий (веселых и
грустных, медленных и быстрых) разных музыкальных жанров (марш, песня, пляска, вальс). Обсуждение
с учащимися с использованием вербальных и невербальных средств общения прослушанных
музыкальных произведений.

Знакомство учащихся со звучанием народных инструментов (гармошки, балалайки, дудки), инструментов
симфонического оркестра (скрипки) в ходе прослушивания аудиозаписи.
Игры на различение звуков по длительности звучания (долгие и короткие), силе (громко — тихо), темпу
(быстро — медленно — умеренно). Игры на развитие ритмического, тембрового и динамического слуха.
Игры, направленные на ориентировку в пространстве класса с учетом динамики музыкального
произведения (тихо, громко, медленно, быстро): двигаться в центр (в середину) класса, собраться в центре,
затем по сигналу разойтись по всему классу.
Слушание аудиокассет, узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.
Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: барабан, бубен, гармошка, балалайка и
др. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением и номинация его (если
это доступно ученику).
3 четверть (5 ч.)
Звуки зимней природы (ветер, метель, вьюга, скрип снега);
Знакомство со звучанием инструментов симфонического оркестра (скрипки) в ходе прослушивания
аудиозаписи;
Звуки весенней природы (пение птиц, дождь, капель, шум ручья);
Голоса птиц. Звукоподражание. Песня «Зима прошла» Слова М. Клоковой, Музыка Н. Метлова.
Звукоподражания;
Песня «Зима прошла» Слова М. Клоковой, Музыка Н. Метлова. Выполнение имитационных
движений по тексту песни.
4 четверть (5 ч.)
«Песня Жаворонка» П. И. Чайковский «Детский альбом»;
Слушать аудиозаписи, узнавать разнообразные звуки природы, улицы;
«Пирожки» муз. А. Филиппенко. Узнавание знакомой песни. Пение с увеличением и ослаблением
силы голоса (громко, тихо) в разном темпе;
Звуки летней природы (жужжание пчел, гром, гроза, шелест листьев, пение птиц, звук ливня);
Игры на развитие ритмического и тембрового слуха. Повторение.
Раздел II. Пение.
Закрепление и развитие умений учащихся, сформированных ранее: пропевание имен детей, музыкальных
приветствий (протяжно, энергично, согласованно).
Дальнейшее обучение учащихся пению с произнесением слов песни, вовремя начиная и заканчивая пение,
выделяя музыкальные фразы, интонируя пение голосом, прислушиваясь к звучанию голоса учителя и
инструмента, сопровождая пение различными движениями.
Пение с увеличением и ослаблением силы голоса (громко, тихо) в разном темпе.
Знакомство учащихся с исполнением песен для сопровождения движений (песни с короткими фразами,
несложные, небольшого диапазона).
Стимулирование желания учащихся самостоятельно предлагать для исполнения свои любимые песенки.
Побуждение учащихся к запоминанию названий песенок, которые они любят (две-три песенки с простыми
названиями).
Совместные с учащимися инсценировки фрагментов музыкальных сказок о животных и птицах.
Пение с инструментальным сопровождением (вместе с учителем музыки и самостоятельно).
Музыкальные игры-имитации, сопровождаемые текстом песен.
3 четверть (5 ч.)
«Голубые санки» муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой. Разучивание;
«Голубые санки» муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой.
Пение с инструментальным
сопровождением (совместно с учителем музыки);
Сопровождение пения различными движениями. Разучивание песни «Пирожки для мамочки» муз. А.
Филиппенко. Побуждение к подпеванию отдельных фраз;
«Пирожки для мамочки» муз. А. Филиппенко. Выделять музыкальные фразы голосом;
«Зима прошла» Слова М. Клоковой, Музыка Н. Метлова. Звукоподражания. Инсценирование
песни.

4 четверть (4 ч.)
Песенка про козлика. Определение характера и содержания песни. Разучивание. Протяжное
пение;
Песенка про козлика. Инсценировать фрагменты песни;
Сопровождение текстом песен музыкальных игр – имитаций - «В лес, за грибами»;
Исполнять свои любимые песенки, запоминать их названия. Слушать песни о лете, о дружбе в
аудиозаписи.
Раздел III. Музыкально-ритмические движения.
Обучение учащихся выполнять музыкально-ритмические движения в соответствии с двухчастной формой
пьесы, с изменением характера движений.
Обучение учащихся начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Развитие общей моторики учащихся в упражнениях, выполняемых под музыку: ритмичные приседания;
подпрыгивание на двух ногах; прямой галоп; подскоки на месте с поворотом вправо и влево, по кругу,
взявшись за руки, приставными шагами вперед, приставными шагами вправо и влево, на носках, высоко
поднимая колени, в разных направлениях, за предметом или с ним, в колонне небольшими группами и т.
д.
3 четверть (5 ч.)
Упражнения «зайка умывается, греет ушки, носик». Побуждение к игровым импровизационным
движениям;
Собираться в центре, затем по сигналу разойтись по всему классу. Игра «Самолеты»;

Упражнение «Солнышко». Выполнение движений, сопровождаемых подпеванием;
Упражнение «Солнышко»;
Упражнения на развитие общей моторики под музыку: ритмичные приседания; подпрыгивание на двух
ногах; прямой галоп.
4 четверть (4 ч.)
Раздел IV Игра на музыкальных инструментах.
Дальнейшее знакомство учащихся с музыкальными инструментами (обращается внимание на внешние
признаки инструментов).
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (свистулька, барабан, дудочка, гармошка и
др.). Номинация музыкальных инструментов, используя пиктограммы («барабан», «гармошка» и др.) и
речевые средства общения. Игровые действия с музыкальными инструментами.
Упражнения в игре на различных музыкальных инструментах, движения (мимические и
пантомимические), подпевание и подыгрывание учителю на барабане, металлофоне, дудочке, триоле,
треугольнике, маракасе, шумовых ударных инструментах.
Игры на самодельных музыкальных инструментах: ложках, трещотках, баночках с разными сыпучими
материалами (крупой, песком), колокольчиками и др.
Игры, в которых из ряда предложенных инструментов нужно выбрать наиболее понравившийся каждому
учащемуся. Обучение учащихся (при активной музыкальной импровизации учителя) музицировать на
различных инструментах (настоящих и импровизированных). Музицирование в оркестре при активном
участии учителя музыки. Побуждение учащихся подыгрывать на музыкальном инструменте, который
соответствует тому, что звучит на CD-диске или за ширмой (без зрительного контроля).
3 четверть (5 ч.)
Игра на дудочке. Внешний вид;
Игра на барабане. Подыгрывание попевке «Барабан»;
Игра «Угадай инструмент?»;
Подыгрывание на металлофоне, дудочке, треугольнике, маракасе, шумовых ударных
инструментах;
Игровые упражнения на различение звучания звуковых игрушек.
4 четверть (5 ч.)
Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением и номинацией;

Рассматривание картинок самодельных шумовых инструментов (ложки, трещотки, баночки с
разными сыпучими материалами (крупой, песком), колокольчики и др.) Приемы игры на них;
Подыгрывание на музыкальном инструменте, который соответствует тому, что звучит на CD-диске или за
ширмой;
Музыкальный треугольник. Повторение приемов игры. Сопровождение мелодии игрой на
треугольнике. «Песенка дождя»;
Игра на различение звучания музыкальных инструментов. Игра «Угадай и покажи».

VI. Тематическое планирование
Музыка и движение
3 класс, 2 вариант
(2 часа в неделю. Всего 68 часов)
№

Название

Кол

п/п

раздела.

-во

Основные виды учебной деятельности

часо
в
1

Слушание
и 9 ч.
узнавание
музыкальных
звуков, мелодий
и песен.

-принимают и осваивают социальную роль обучающегося, формируют
и развивают социально значимые мотивы учебной деятельности;

Первое полугодие. Закрепляют навыки учащихся, сформированных во
втором классе: слушают звучание различных музыкальных инструментов,
звучащих предметов и игрушек, простых мелодий (веселых и грустных,
медленных и быстрых) разных музыкальных жанров (марш, песня, пляска,
вальс;)
Изучают музыкальные игры на различение и воспроизведение серий звуков,
отличающихся по высоте и силе звучания, по длительности. Играют в игры,
направленные на ориентировку и пространстве класса с учетом динамики
музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро).
Второе полугодие. Развивают умения определять характер музыки, узнавать
10 ч знакомые мелодии, слушать звучание различных музыкальных инструментов,
звучащих предметов и игрушек, простых мелодий (веселых и грустных,
медленных и быстрых) разных музыкальных жанров (марш, песня, пляска,
вальс). Обсуждают с учащимися с использованием вербальных и
невербальных средств общения прослушанные музыкальные произведения.
Знакомятся со звучанием народных инструментов (гармошки, балалайки,
дудки), инструментов симфонического оркестра (скрипки) в ходе
прослушивания аудиозаписи.
Играют в игры на различение звуков по длительности звучания (долгие и
короткие), силе (громко — тихо), темпу (быстро — медленно — умеренно).
Игры на развитие ритмического, тембрового и динамического слуха. Игры,
направленные на ориентировку в пространстве класса с учетом динамики
музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро): двигаться в
центр (в середину) класса, собраться в центре, затем по сигналу разойтись по
всему классу.
Слушают аудиозаписи, узнавают разнообразные звуки природы, улицы,
голосов животных, птиц и др. Слушают звучания музыкальных инструментов
и узнавают их: барабан, бубен, гармошка, балалайка и др. Выбирают такой же
музыкальный инструмент или картинку с его изображением и номинацией
(если это доступно ученику).

2

Пение.

7 ч. Первое полугодие. Закрепляют и развивают умения, сформированные ранее:
пропевают имена детей, музыкальные приветствия (протяжно, подвижно,
согласованно).
Обучаются пению с произнесением слов песни.
Учатся вовремя начинать и заканчивать пение, выделяя музыкальные фразы,
интонируя голосом во время пения, прислушиваясь к звучанию голоса учителя,
музыки и инструмента.
Сопровождают пение различными движениями.
Вместе с учащимися исполняют любимые песенки. Поют с инструментальным
сопровождением (совместно с учителем музыки).
9 ч.

3

Музыкальноритмические
движения.

Второе полугодие. Пропевают имена детей, музыкальные приветствия
(протяжно, подвижно, согласованно).
Поют с произнесением слов песни, вовремя начинают и заканчиватют пение,
выделяют музыкальные фразы, интонируя голосом во время пения,
прислушиваясь к звучанию голоса учителя, музыки и инструмента.
Сопровождают пение различными движениями.
Вместе с учащимися исполняют любимые песенки. Обучаются пению с
инструментальным сопровождением (совместно с учителем музыки).
Поют с увеличением и ослаблением силы голоса (громко, тихо) в разном темпе.
Исполняют песенки для сопровождения движениями (песни с короткими
фразами, несложные, небольшого диапазона).
Исполняют свои любимые песенки, запоминают названия песенок, которые
они любят (две-три песенки с простыми названиями).
Совместно с учителем инсценируют фрагменты музыкальных сказок о
животных и птицах.
Поют с инструментальным сопровождением (вместе с учителем музыки и
самостоятельно).
Сопровождают текстом песен музыкальные игры- имитации.

-Развивают навык владения коммуникации и принятым нормам
социального взаимодействия.
Первое полугодие. Работают по данному направлению, начатой в первом и
втором классах. В играх и игровых упражнениях двигаются в соответствии с
характером звучания музыки (бодро, энергично шагать под марш, выполняют
8 ч.
плавные движения под колыбельную, под музыку вальса); ритмично
двигаются под музыку; ходят, бегают, прыгают. Выполняют музыкальноритмические движения в подводящих, подготовительных упражнениях под
музыку: элементы бега, поскоки, подпрыгивания. Принимают участие в
музыкальных играх, плясках и хороводах, в которых используются эти
движения.
Второе полугодие. Выполняют музыкально-ритмические движения в
соответствии с двухчастной формой пьесы, с изменением характера движений.
Начинают и заканчивают движения в соответствии со звучанием музыки.
Выполняют упражнения на развитие общей моторики под музыку: ритмичные
9 ч.
приседания; подпрыгивание на двух ногах; прямой галоп; подскоки на месте с
поворотом вправо и влево, по кругу, взявшись за руки, приставными шагами
вперед, приставными шагами вправо и влево, на носках, высоко поднимая
колени, в разных направлениях, за предметом или с ним, в колонне небольшими группами и т. д.

4

Игра
на 6 ч. -Соотносят свои действия и их результаты с заданными образцами.
музыкальных
Первое полугодие.
инструментах.
В процессе музицирования различают инструменты по тембру.
Выбирают ударные инструменты из предложенных. При активной и
музыкальной импровизации учителя музицируют на парных инструментах
(настоящих и импровизированных), создавая оркестр из ударных
инструментов. Подыгрываю на музыкальных инструментах мелодии простых
произведений, звучащих в аудиозаписи. Подыгрывают учителю на детских
музыкальных инструментах, пропевают по ходу музицирования простые
мелодии.
10 ч.

Второе полугодие.
Изучают музыкальные инструменты (обращается внимание на внешние
признаки инструментов).
Участвуют в музыкально-дидактических играх с музыкальными игрушками
(свистулька, барабан, дудочка, гармошка и др.), в номинации музыкальных
инструментов, используя пиктограммы («барабан», «гармошка» и др.) и
речевые средства общения. Применяют игровые действия с музыкальными
инструментами.
Упражняются в игре на различных музыкальных инструментах, движениях
(мимических и пантомимическиех), подпевают и подыгрывают учителю на
барабане, металлофоне, дудочке, триоле, треугольнике, маракасе, шумовых
ударных инструментах.
Играют на самодельных музыкальных инструментах: ложках, трещотках,
баночках с разными сыпучими материалами (крупой, песком),
колокольчиками и др.
В играх из ряда предложенных инструментов выбирают наиболее
понравившийся каждому учащемуся. При активной музыкальной импровизации учителя музицируют на различных инструментах (настоящих и
импровизированных). Музицируют в оркестре при активном участии учителя
музыки. Подыгрывают на музыкальном инструменте, который соответствует
тому, что звучит на CD-диске или за ширмой (без зрительного контроля).

№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.
9.
10.

Календарно - тематическое планирование
Музыка и движение
3 класс, 2 вариант
1 четверть (16 часов)
часа в неделю)
Тема урока
Речевой материал
Слушание
и
узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен.
Рассматривание пространства
кабинета и повторение правил
поведения на уроках музыки.
Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Игра «Птички и автомобиль» на
ориентировку в пространстве класса с
учетом динамики музыкального
произведения (тихо, громко).
Слушание
и
узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Пропевание имен детей и
музыкального
приветствия
«Здравствуйте, ладошки» с разной
динамикой.
Пение. Пропевание имен детей и
музыкального
приветствия
«Здравствуйте, ладошки» в разном
темпе.
Музыкально – ритмические
движения. «Игра с погремушками»
обр. А. Быканова. Выполнение
действий в соответствии с текстом и
динамикой.
Музыкально – ритмические
движения. «Игра с погремушками»
обр. А. Быканова. Выполнение
действий в соответствии с текстом и
темпом музыки.
Знакомство со звуковыми игрушками.
Юла, неваляшка.
Игра с бубном. Побуждение к пению и
движениям.
Игра: «Солнышко и дождик» муз. М.
Раухвергера.
Игра: «Солнышко и дождик» муз. М.
Раухвергера. Звуки осенней природы:
(шум дождя, ветра, шелест листьев).

Урок музыки.
Правила поведения.

Динамика: тихо громко.
Имитация движений.
Подражание голосам
птиц.
Музыкальное
приветствие. Хоровое
пение. Динамика.

Хоровое пение. Темп.

Громко – тихо.

Слушать
внимательно.

Звуковые игрушки.
Ударять. Звенеть
бубном.
Темп: медленно быстро.
Темп. Динамика.
Звуки природы.

Дата

Примечание

11

Пение. Жанр – песня.

12.

Песня - игра «Капельки» муз. Ю. Одновременное
Верижникова
начало и окончание
песни.

13.

Разучивание «Танец с веточками»
муз. Е.В. Кислицина.

14.

«Танец с веточками» муз. Е.В.
Кислицина.
Игра «Угадай, на чем играю».

15.

16.

Жанр- песня. Пение с
инструментальным
сопровождением.

Побуждение к
действиям под
музыку.
Слушать слова песни.

Тембр. Ударно –
шумовые
инструменты
(свистулька, барабан,
дудочка, гармошка).
«За окошком кто шалит». Повторение из Металлофон. Приемы
предыдущих классов.
игры. Музицирование,
пропевание.
3 класс, 2 вариант
2 четверть (14 часов)
(2 часа в неделю).

№
п/п

18.

19.

20.

21.

Тема урока

Речевой материал

Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Игра «Кто живет в теремке» на
различение и воспроизведение серий
звуков, отличающихся по высоте.
Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Игра «Громко-тихо» на
различение и воспроизведение серий
звуков, отличающихся по силе звучания.
Пение. Повторение песен об осени.
Песня - игра «Капельки» муз. Ю.
Верижникова.
Пение. Пение любимых песен из м/ф
о зиме. Разучивание песни «Зима»
муз. М. Карасевой. Содержание
песни. Характер.
Музыкально – ритмические
движения. Движение в соответствии с
характером звучания музыки (бодро,
энергично шагать под марш, выполнять
плавные движения под колыбельную,
под музыку вальса).

Слушать внимательно.
Высота звука.

Сила звучания звуков.

Имитация движений.
Любимые м/ф о зиме.
Содержание песни.
Плавная мелодия.
Характер звучания
музыки.

Дата

Примечание

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Музыкально – ритмические
движения. Ориентироваться в
пространстве класса с учетом
динамики музыкального
произведения.
Игра на музыкальных
инструментах. Совместное
рассматривание и музицирование на
ударно – шумовых инструментах.
Игра «Узнай инструмент».
Игра на музыкальных
инструментах. Оркестр
«Новогодний».
Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Игра «Веселые нотки» на
различение и воспроизведение серий
звуков, отличающихся по длительности.
М/ф. Шишкина школа.
Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Слушание любимых песен из
м/ф о зиме.
Пение. М/ф и песенки про Новый
год. Побуждение к подпеванию и
узнаванию знакомых песенок.
«Зима» муз. М. Карасевой.
Одновременное вступление.
Пение. Кукла Снегурочка поет
песенку «Елочка» муз. М. Красев.
Кукла Дед Мороз поет песню «В
лесу родилась елочка» муз. Бекман.
«Зима» муз. М. Карасевой.
Побуждение к пению.
Музыкально – ритмические
движения. Упражнения с мишурой.
Развитие фантазии.
Музыкально – ритмические
движения. Хоровод «В лесу
родилась елочка» муз. Бекман.
Повторение из предыдущих классов.

Динамика
музыкального
произведения.
Ударно-шумовые
инструменты. Приемы
игры на ударно –
шумовых
инструментах.
Слуховое внимание.
Оркестр. Дирижер.
Зрительное внимание.
Длительность звуков.
Ноты.

Любимые м/ф о зиме.

Новый год.
Содержание песни.
Плавная мелодия.
Звуковые игрушки.
Подпевать знакомым
песням.
Одновременное начало
пения.
Свободные танцы с
предметами.
Праздник Новый год.
Одновременное
вступление.

3 класс, 2 вариант
3 четверть (20 часов)
(2 часа в неделю).
№
Тема урока
п/п
31. Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и

Речевой материал
Звуки зимней природы.

Дата

Примечание

песен. Узнавание звуков зимней
природы (ветер, метель, вьюга,
скрип снега).
32. Слушание
и
узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Знакомство со звучанием
инструментов симфонического оркестра
(скрипки) в ходе прослушивания
аудиозаписи.
33. Пение. «Голубые санки» муз. М.
Иорданского, сл. М. Клоковой.
Разучивание. Обсуждение
содержания песни.
34. Пение. «Голубые санки» муз. М.
Иорданского, сл. М. Клоковой.
Пение с инструментальным
сопровождением (совместно с учителем
музыки).
35.. Музыкально – ритмические
движения. Упражнения «зайка
умывается, греет ушки, носик».
Побуждение к игровым
импровизационным движениям.

36.

Музыкально – ритмические
движения. Собираться в центре, затем
по сигналу разойтись по всему классу.

Симфонический
оркестр. Скрипка.

Содержание песни.
Одновременное начало
пения.
Инструментальное
сопровождение.

Центр зала.
Импровизированные
действия.
Центр зала.

Игра «Самолеты».

37.

38.

39.

40.

41.

42.

Игра
на
музыкальных
инструментах. Игра на дудочке.
Внешний вид.
Игра на музыкальных
инструментах. Игра на барабане.
Подыгрывание попевке «Барабан».
Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Узнавание звуков весенней
природы (пение птиц, дождь,
капель, шум ручья).
Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Голоса птиц.
Звукоподражание. Песня «Зима
прошла» Слова М.
Клоковой, Музыка Н. Метлова.
Пение.
Сопровождение
пения
различными движениями. Разучивание
песни «Пирожки для мамочки» муз. А.
Филиппенко.
Побуждение
к
подпеванию отдельных фраз.
Пение. «Пирожки для мамочки» муз.
А. Филиппенко. Выделение
музыкальных фраз голосом.

Дудочка. Приемы игры.
Приемы игры на
барабане. Барабанные
палочки.
Звуки весенней
природы.

Звукоподражание
голосам птиц. Высота
звука.

Пение с движениями.
Музыкальные фразы.

Музыкальные фразы.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

Музыкально – ритмические
движения. Упражнение
«Солнышко». Выполнение
движений, сопровождаемых
подпеванием.
Музыкально – ритмические
движения. Упражнение
«Солнышко». Повторение.
Выполнение движений,
сопровождаемых подпеванием.
Игра
на
музыкальных
инструментах детского оркестра.
Игра «Угадай инструмент?»
Игра на музыкальных
инструментах. Подыгрывание на
металлофоне, дудочке,
треугольнике, маракасе, шумовых
ударных инструментах.
Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Песня «Зима прошла» Слова
М. Клоковой, Музыка Н. Метлова.
Выполнение имитационных
движений по тексту песни.
Пение. Песня «Зима прошла» Слова
М. Клоковой, Музыка Н. Метлова.
Звукоподражания. Инсценирование
песни.
Музыкально
–
ритмические
движения. Упражнения на развитие
общей
моторики
под
музыку:
ритмичные приседания; подпрыгивание
на двух ногах; прямой галоп.
Игра на музыкальных
инструментах. Игровые
упражнения на различение звучания
звуковых игрушек.

Пение с движениями.

Карточки с
музыкальными
инструментами.
Подыгрывание
инструментах.

на

Имитационные
движения.

Звукоподражания.
Инсценирование.
приседания;
подпрыгивание на двух ногах.

Различение
звучания
звучащих игрушек.

3 класс, 2 вариант
4 четверть (18 часов)
(2 часа в неделю).
№
Тема урока
п/п
51. Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. «Песня Жаворонка» П. И.
Чайковский «Детский альбом».
Обсуждение с учащимися с использованием вербальных и невербальных
средств общения прослушанных
музыкальных произведений.

Речевой материал
Звуки весенней
природы.
Композитор.

Дата

Примечание

52.

53.

54.
55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Слушание аудиозаписи,
узнавание разнообразных звуков
природы, улицы.
Пение. Песенка про козлика.
Определение характера и
содержания песни. Разучивание.
Протяжное пение.
Пение. Песенка про козлика.
Инсценирование фрагментов песни.
Музыкально
–
ритмические
движения. Упражнения на развитие
общей моторики. Движение по кругу,
взявшись за руки, приставными шагами
вперед, приставными шагами вправо и
влево.
Музыкально – ритмические
движения. Упражнения на развитие
общей моторики. Хождение на носках,
высоко поднимая колени, в разных направлениях, за предметом или с ним.
Игра на музыкальных
инструментах. Выбор такого же
музыкального инструмента или
картинки с его изображением и
номинацией.

Звуки улицы, природы.

Протяжное пение.

Инсценирование песни.
Приставные шаги
вперед, вправо, влево.

Ходьба на носках, высоко
поднимая колени,

Номинация
музыкального
инструмента.
Гармошка. Балалайка.
Бубен. Дудочка.
Треугольник. Барабан.
Игра
на
музыкальных Самодельные шумовые
инструментах.
Рассматривание инструменты. Приемы
картинок самодельных шумовых игры на них.
инструментов (ложки,
трещотки,
баночки
с
разными
сыпучими
материалами
(крупой,
песком),
колокольчики и др.) Приемы игры на
них.
Слуховое внимание.
Слушание и узнавание
Узнавание любимых
музыкальных звуков, мелодий и
песен. «Пирожки» муз. А.
песен.
Филиппенко. Узнавание знакомой
песни. Пение с увеличением и
ослаблением силы голоса (громко, тихо)
в разном темпе.
Звуки летней природы.
Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Узнавание звуков летней
природы (жужжание пчел, гром,
гроза, шелест листьев, пение птиц,
звук ливня).
Пение. Сопровождение текстом песен Игра - имитация.
музыкальных игр – имитаций - «В лес,
за грибами».

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

Пение. Исполнение своих любимых
песен, запоминать их названия.
Слушание песен о лете, о дружбе в
аудиозаписи.
Музыкально – ритмические
движения. Придумывание образных
движений - повадки зверей (зайки
прыгают, мышка бежит, медведь
идет). Побуждение к игровым
импровизационным движениям.
Музыкально – ритмические
движения. Игра на развитие
ритмического слуха «Повтори за мной».
Игра на музыкальных
инструментах. Подыгрывание на
музыкальном инструменте, который
соответствует тому, что звучит на CDдиске или за ширмой.
Игра на музыкальных
инструментах. Музыкальный
треугольник. Повторение приемов
игры. Сопровождение мелодии
игрой на треугольнике. «Песенка
дождя».
Игра на музыкальных
инструментах. Игра на различение
звучания музыкальных
инструментов. Игра «Угадай и
покажи».
Слушание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий и
песен. Игры на развитие ритмического
и тембрового слуха. Повторение.

Любимые песни.

Образные движения
животных и птиц.

Ритмический слух.
Подыгрывать на
музыкальном
инструменте.
Музыкальный
треугольник. Приемы
игры.

Различение звучания
музыкальных
инструментов.
Ритмический и
тембровый слух.

VII.Описание материально - технического обеспечения
образовательного процесса
№
п/п
1
2

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по образовательной
области «Искусство».
Программа
образования учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью». Под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.
Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2011.

Необходимое
количество

3

4

5

6
7
8
9
10
11

12

13
14

15
16
17
18
19
20

21

Т.В. Ахутина. Здоровьесберегающие технологии обучения:
индивидуально – ориентированный подход. Школа здоровья.
2002г №2 с 21-28.
М.А. Михайлова. Изд. Академия развития
г. Ярославль, 2008 г. «Игры и упражнения для музыкального
развития ребенка».
В. Г. Алямовская «Современные подходы к оздоровлению детей в
дошкольном образовательном учреждении». Дошкольное
образование - 2004 г. с. 17-24».
Г. А. Суязова «Мир вокального искусства» г. Волгоград изд.
«Учитель» 2009 г.
Авторские программы по музыке.
Хрестоматии с нотным материалом. Сборники песен.
Методические пособия
(рекомендации к проведению уроков музыки).
Электронные учебные пособия.
2. Печатные пособия.
Таблицы:
 нотные примеры;
 признаки характера звучания;
 средства музыкальной выразительности.
Схемы:
 расположение инструментов и оркестровых групп в
различных видах оркестров, портреты композиторов;
альбомы с демонстрационным материалом;
 портреты композиторов.
Демонстрационный материал
3.Дидактический раздаточный материал
Карточки с признаками характера звучания.
Карточки
с
обозначением
исполнительских
средств
выразительности.
4. Информационно-коммуникационные средства
Электронные библиотеки по искусству.
Игровые компьютерные программы по музыкальной тематике.
5. Технические средства обучения
Музыкальный центр. Комплект звуковоспроизводящей
аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики).
Компьютер (ноутбук).
Аудиозаписи. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов.
Музыкальные видеофильмы с записями выступлений выдающихся
отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых и
оркестровых коллективов. Видеофильмы с записью фрагментов из
мюзиклов.
Видеозаписи выступлений детей МКОУ «Специальной школы
№80» со школьных мероприятий и городских конкурсов.
Музыкальные инструменты:
 -фортепиано (пианино);
 -баян /аккордеон;
 -скрипка;
 -гитара;







-клавишный синтезатор;
-балалайка;
-домра;
-туба;
-труба.
6. Учебно-практическое оборудование.
Музыкальные инструменты:
 фортепиано (пианино);
 баян /аккордеон;
 скрипка;
 гитара;
 клавишный синтезатор;
 балалайка;
 домра;
 туба;
 труба;
 детские ударно – шумовые инструменты.

VII. Описание материально - технического обеспечения
образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка» включает:
книгопечатную продукцию: хрестоматии с нотным материалом; сборники песен; методические
пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
печатные пособия: таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства
музыкальной выразительности; схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в
различных видах оркестров, портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом;
дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания; карточки с
обозначением возможностей различных музыкальных средств; карточки с обозначением
исполнительских средств выразительности;
информационно-коммуникационные средства: электронные библиотеки по искусству; игровые
компьютерные программы по музыкальной тематике;
технические средства обучения: музыкальный центр, компьютер (ноутбук).
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи; видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов; различные музыкальные видеофильмы с записями
выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов; известных хоровых и
оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов;
нотный и поэтический текст песен; изображения музыкантов, играющих на различных
инструментах;
учебно-практическое оборудование:
музыкальные инструменты: фортепиано (пианино), баян /аккордеон, скрипка, гитара, клавишный
синтезатор;
комплект детских музыкальных инструментов: трещотки, колокольчик, треугольник, барабан,
бубен, румба, маракасы, металлофоны ксилофоны, свистульки, деревянные ложки;
комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики);
специализированная учебная мебель: индивидуальные стулья для учащихся.
Программно-методическое обеспечение:
 Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».
Под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой 2011.






Т.В. Ахутина Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально –
ориентированный подход. Школа здоровья. 2002г №2 с 21-28.
М.А. Михайлова. Изд. Академия развития г. Ярославль, 2008 г. «Игры и упражнения
для музыкального развития ребенка».
В.Г. Алямовская «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном
образовательном учреждении». Дошкольное образование - 2004 г. с. 17-24».
Г.А. Суязова «Мир вокального искусства» г. Волгоград изд. «Учитель» 2009 г.

VII.Описание материально - технического обеспечения
образовательного процесса
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Программы
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью». Под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой СанктПетербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2011.
Примерная адаптивная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) / М- во образования и науки Рос. Федерации. М.:
Просвещение,2017. -365 с.
учебники
__

Рабочие тетради
___

Музыкально-дидактические материалы
Видеозаписи, аудиозаписи детских песен, музыкальных произведений
различных жанров, музыкальных инструментов, выступлений детских
эстрадных
хореографических
коллективов,
инструментальных
ансамблей, фрагменты детских музыкальных фильмов, мультфильмов.
Музыкально-дидактические игры. Детские музыкальные инструменты:
бубны, маракасы, погремушки, треугольник, ложки, металлофон,
детское пианино, барабан.
Дополнительная литература для учащихся

Методические пособия для учителя
1. Бугаева, З. Н. Веселые уроки музыки в школе и дома [Текст] / З.
Н. Бугаева. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк : Сталкер, 2002. –
383 с.
2. Карцева, С. А. Музыкальная фонотека в школе (I – III кл.) [Текст]
/ С. А. Карцева. – М. : Просвещение, 2000. – 144 с.
3. Лёвина, С. А. Физкультминутки [Текст] / С. А. Лёвина, С. И.
Тукачёва. – Волгоград : Учитель, 2008. – 67 с.

Примечания

4. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей [Текст] : учебное
пособие. В 2-х ч. Ч. 2. / О. П. Радынова. – М. : Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
5. Фадин, В. В. Музыка для преподавателей, воспитателей,
классных руководителей 1-7 классов [Текст] / В. В. Фадин. – Волгоград :
Учитель, 2005. – 99 с.
6. Науменко, Т. И. Музыка. Учебник для общеобразовательных
учреждений [илл., ноты]/Т. И. Науменко.- 9-е издание.- М.:
Дрофа,2008г190с
7. Виноградов , Л. В. Развитие музыкальных способностей [Текст] /
Л.В. Виноградов. – Санкт – Петербург: ТЦ «Сфера», 2009г. – 160с.
8. Лопухина, И.С. Речь. Ритм. Движение[ Текст]/И.С.Лопухина. –
Санкт-Петербург., Дельта, 2001.-127с. Медведева, Е. А. Коррекционная
ритмика[Текст] /Е. А. Медведева. –Москва: Академия,2002г. -224с.
9. Шевченко, С. Г. Ритмика [Текст]/ С. Г. Шевченко. – Москва:
2001г. -127с
10. Зарецкая, Н. В. Веселая карусель(игры, танцы, упражнения)
[Текст, ноты] / Н. В. Зарецкая. –Москва ,2004г. – 86с
Печатные пособия
1. Яхнина,Е.З.
Методика
музыкально-ритмических
занятий.[Текст]: учебное пособие/ Яхнина Е.З.. - М. : Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003г.-270с.
2. Бгажнокова И.М.; Баряева Л.Д. Обучение детей с выраженным
недоразвитием интеллекта. [Текст] И. М. Бгажнокова.- М. :
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 181с.
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения

Интернет-ресурсы
http://mp3sort.biz/f29.html,www.preemstvennost.ru,
https://my.1september.ru/newuser/
Технические средства
Синтезатор, компьютер, звукоусилительная аппаратура, микрофоны
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Музыка и движение
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков
«Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью.
Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса
учащихся.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимися являются музыкальноритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и
действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов
(погремушек, колокольчиков, трещоток и пр.).
Выполнение движений с простейшими «звучащими жестами» подготавливает учащихся к
музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью
картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с
попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные
реакции.
Особое внимание обращается на стимулирование учащихся к играм на музыкальных
инструментах. При этом педагог активно импровизирует на каком-либо музыкальном
инструменте.
ДЛЯ ТОГО, Чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и
познавательный опыт учащихся, на уроках «Музыка и движение» предлагается активно
использовать самодельные музыкальные инструменты: ложки, горшки, трещотки,
погремушки, баночки с различным сыпучим материалом (крупой, песком и др.)»
колокольчики и т. п.
Уроки «Музыка и движение» направлены на формирование слухозрительного и
слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических
структур в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музицировании,
музыкально-дидактических и хороводных играх). Дети и подростки обучаются
разнообразным ритмическим движениям, соответствующим характеру звучания музыки:
бег по кругу, взявшись за руки, высоко поднимая колени; бег по кругу, не держась за руки;
бег в разных направлениях; бег с предметом; бег в колонне небольшими группами; бег по
кругу с соблюдением дистанции; прямой галоп; подскоки на месте с поворотом вправо и
влево и др.
Музыкальные игрушки, детские (самодельные) музыкальные инструменты также широко
используются на уроках. Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их
к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности.
Большое значение в ходе уроков «Музыка и движение» придается коррекции
эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе
образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю утомляемость
учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с
одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические
упражнения и т. п.
Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, доступный для пения,
музыкально-ритмических упражнений и понимания учащимися. Мелодии песен должны
быть простыми, а тексты — ясными, конкретными, небольшими по объему. Репертуар

песен подбирается в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития детей.
Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, учатся петь ее по частям.
Значительная роль на уроках пения отводится вокальным упражнениям: «распевание» на
попевках и простых по звукослоговой структуре слов песен. «Программой» предусмотрено
пение под сопровождение музыкального произведения и без него. Программа каждого
класса отражает постоянную работу как над произношением слов, так и над смысловым
содержанием песен. Это направление работы интегрируется с логопедической работой с
учащимися.
В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению
представлений учащихся о музыкальных произведениях. Они слушают и эмоционально
реагируют на музыку разного характера, с помощью учителя используя вербальные и
невербальные средства общения, объясняют услышанное.
Уроки «Музыка и движение», «Адаптивная физкультура», специальные коррекционные
занятия имеют общую составляющую, направленную на выработку динамической
координации движений учащихся, их точности и четкости, способность удерживать
двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение
здесь приобретают упражнения по развитию тонкой моторики: сжимание и разжимание
кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды
движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных анализаторов. Эти
упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка и движение» в данном контексте
являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью. Некоторые программные произведения из указанных
разделов могут быть изменены в связи с неактуальностью текстов песен, а так же из-за
обновления музыкального репертуара.


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».